Особенности правового режима имущества государственных унитарных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Пасечник, С. Н. Особенности правового режима имущества государственных унитарных предприятий / С. Н. Пасечник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100625/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проанализированы нормативные особенности управления государственным имуществом, которое передано государственным унитарным предприятиям в хозяйственное ведение.

Ключевые слова: правовой режим, государственное имущество, государственное унитарное предприятие, государство.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, у которой на праве собственности находится закрепленное имущество и главной особенностью, которой является реализация деятельности (как производственной, так и иной хозяйственной) в качестве государственного предприятия.

Управомоченными на создание (учреждение) унитарных предприятий в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации является государство в широком смысле слова. Полномочия собственника в отношении государственного имущества, которое находится у рассматриваемых юридических лиц, осуществляют органы государственной власти РФ, в отношении регионального имущества — органы государственной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции.

В ходе предоставления имущества государственному унитарному предприятия, собственник данного имущества (государство или муниципалитет) часто действует в определенных, как правило, социально значимых, целях. Также сам собственник устанавливает цели и ключевые направления работы государственных унитарных предприятий, определяя эти положения в учредительных документах.

История существования государственных предприятий в нашей стране насчитывает уже более 400 лет. Изначально они существовали в форме казенных учреждений, которые создавались в целях производства вооружения для армии страны. В период существования СССР передача имущества государственным унитарным предприятиям осуществлялась в рамках оперативного управления, где такие предприятия наделялись правом пользования и распоряжения предоставленным имуществом в соответствии с порядком, определенным в законодательстве. После развала СССР стал происходить в нашей стране процесс приватизации, в рамках которого за первые 2 года в частную собственность перешло больше 47 000 предприятий, в связи с чем само существование унитарных предприятий было под угрозой.

Принятие ГК РФ привело к официальному признанию унитарных предприятий на государственном уровне. В нормах ГК РФ были впервые закреплены такие понятия как хозяйственное ведение, ограниченное вещное право, оперативное управление. В ГК РФ была обозначена цель установления ограниченного вещного права — это сохранение государственного имущества, недопущение его продажи по заниженной цене.

На данном этапе развития государства правовой статус государственных унитарных предприятий определен во многих нормативно-правовых актах. Тут конечно стоит обозначить ГК РФ [1], где определены общие положения о данном юридическом лице, а ключевым, специальным нормативным актом в данной области является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных государственных унитарных предприятиях» [2], нормативны актах, издаваемых Правительством РФ, Минэкономразвития РФ, а также в иных законах, принимаемых субъектами РФ.

В 2018 г. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации выдвинула инициативу об исключении с товарного рынка большей части унитарных предприятий путем их реорганизации, так как хозяйственная деятельность данных предприятий отрицательно сказывается на состоянии конкуренции на рынке товаров. Планируется большую часть существующих государственных предприятий преобразовать в акционерные общества, со 100 % пакетом акций, находящимися в собственности РФ либо субъекта РФ как единственного акционера [3].

Согласно сведениям, находящимся на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, в 2005 г. в РФ функционировало порядка 18 000 государственных унитарных предприятий, в 2020 г. около 2600. Вместе с тем, в городе Москве в настоящее время насчитывается всего лишь около 45 государственных унитарных (казенных) предприятий города Москвы. В этой связи, можно сделать вывод, что количество государственных унитарных предприятий в течение 15 лет сократилось более чем на 85 % [4].

В качестве основных причин для отхода от такой организационно-правовой формы можно обозначить следующее:

– в таких организациях непрозрачные хозяйственные операции для собственника имущества, его инвесторов и кредиторов;

– в законодательстве не установлены легальные и эффективные меры по контролю текущей деятельности;

– откровенная неактуальность данной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта и вида права потребностям развития экономики;

– слабая конкурентоспособность.

В статье 294 ГК РФ определено легальная дефиниция государственного унитарного предприятия, под которым следует понимать коммерческую организацию, самостоятельно с согласия собственника распоряжающуюся имуществом, которое передано ей на праве хозяйственного ведения.

Изучив положения п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, следует отметить, что государственное унитарное предприятие наделено ограниченным правом распоряжения имуществом. Для того, чтобы вовлечь имущество в хозяйственный оборот рассматриваемому предприятию необходимо в обязательном порядке получить на это согласие с собственником с указанием в распорядительном документе всех существенных условий сделки. В противном случае данная сделка считается недействительной (ничтожной).

Исследование судебной практики позволяет сделать вывод, что недействительными (мнимыми) сделками в том числе могут быть признаны сделки по передаче городского имущества в ведение предприятия с последующей продажей при отсутствии реального владения имуществом и намерении сразу его реализовать. Из положений постановления Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.09.2009 следует, что нахождение имущества в хозяйственном ведении свыше трех месяцев минимизирует риск признания сделок по закреплению имущества и его последующей продажи государственным унитарным предприятием мнимыми.

Полагаем необходимо акцентировать внимание на то, что реализация государственного имущества, продавцом которого выступает государственное унитарное предприятие, осуществляется на электронных торгах, за исключением случаев прямо предусмотренных законом, по цене, установленной не ниже рыночной стоимости такого имущества, по истечении пяти месяцев с момента регистрации права хозяйственного ведения (с учетом трехмесячного моратория на отчуждение имущества после его закрепления, и комплекса мероприятий по оценке помещений, согласованию совершения сделки с собственником имущества, подготовке лотовой документации, проведению заявочной компании).

В положениях п. 3 ст. 299 ГК РФ установлены основные способы прекращения права хозяйственного ведения: по инициативе самого предприятия по основаниям, установленных законодательством Российской Федерации, а также по решению собственника такого имущества.

В случае несогласия государственного унитарного предприятия с решением собственника об изъятии у него имущества, оно вправе подать в суд заявление об отмене сделки по изъятию собственником имущества из управления.

Также необходимо отметить, что публичное образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) выступая в качестве собственника и учредителя государственного унитарного предприятия осуществляет постоянный мониторинг и контроль за текущей деятельностью государственного унитарного предприятия, его финансовым состоянием, в том числе за сохранностью и использованием имущества в соответствии с его функциональным назначением, а также управомочен на получение определенной части прибыли от имущества.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что государственное унитарное предприятие относится к несамостоятельным видам юридических лиц, которые находятся под прямым контролем государства. Любое распоряжение имуществом может осуществляться лишь с согласия на то собственника данного имущества (Российской Федерации). В целом государственные унитарные предприятия можно рассматривать как определенных государственных механизм, орудие, посредством которого государство имеет возможность участвовать в гражданском обороте.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=OL6h5Q&base=LAW&n=418167&cacheid=CFAA35FACDA087F4BF98C528A104296B&mode=rubr#ZCu7vXTte8fMEPN1
  2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=h7n7vXTU8gbWMTs&cacheid=6F154ABD409B97F71EDEC586E06B8555&mode=splus&rnd=0Ym7vXT6lomklSwP1&base=LAW&n=389867&dst=1000000001#7Yn7vXT8zGDFGoVU
  3. ФАС в СМИ: Унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 году. А ограничить их деятельность планируют уже в ближайшее время [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/16640
  4. Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. 1. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статус, 2019. 412 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное унитарное предприятие, предприятие, хозяйственное ведение, ГК РФ, государственное имущество, Российская Федерация, имущество, субъект РФ, коммерческая организация, оперативное управление.


Ключевые слова

государство, государственное имущество, правовой режим, государственное унитарное предприятие

Похожие статьи

Сущность и особенности публично-правового статуса государственных учреждений

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений

В данной статье рассмотрены проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений, сущность оперативного управления, а также предложены пути решения данных проблем.

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования регистрации права собственности на недвижимое имущество

В данной статье автором рассматриваются особенности гражданско-правого регулирования недвижимого имущества в Российской Федерации. Большое внимание уделяется проблемам современного гражданского законодательства, а также изменениям, которые произошли ...

Имущественная основа деятельности государственных учреждений

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Органы управления корпоративного юридического лица

В статье рассмотрены понятия единоличного и коллегиального органа правления корпоративным юридическим лицом. Подробно рассмотрены полномочия данного органа при осуществлении управления корпорацией. Проанализированы существующие проблемы в рамках расс...

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Статья посвящена проблеме разграничения движимого и недвижимого имущества, определению признаков недвижимости для целей государственной регистрации прав на недвижимость. С этой целью рассматриваются различные подходы к выделению критериев недвижимост...

Муниципальная собственность в РФ

В статье изучаются аспекты пользования, владения и распоряжения муниципальным имуществом. Определяются субъекты, которым может быть делегировано право собственности на средства местного самоуправления. Автором делается вывод о том, что первичным звен...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Похожие статьи

Сущность и особенности публично-правового статуса государственных учреждений

Особенности управления имущественным комплексом на муниципальном уровне

В своей работе автор рассматривает особенности управления имущественным комплексом муниципального образования. В статье схематически представлен состав муниципальной собственности, а также основные особенности муниципального имущественного комплекса....

Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений

В данной статье рассмотрены проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений, сущность оперативного управления, а также предложены пути решения данных проблем.

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования регистрации права собственности на недвижимое имущество

В данной статье автором рассматриваются особенности гражданско-правого регулирования недвижимого имущества в Российской Федерации. Большое внимание уделяется проблемам современного гражданского законодательства, а также изменениям, которые произошли ...

Имущественная основа деятельности государственных учреждений

Анализ эффективности использования федеральными государственными учреждениями государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления

Статья посвящена анализу использования государственного имущества и факторам, снижающим эффективность его эксплуатации. Авторами рассмотрены правовые основы управления публичной собственностью. На основе сведений отчетов о результатах деятельности го...

Органы управления корпоративного юридического лица

В статье рассмотрены понятия единоличного и коллегиального органа правления корпоративным юридическим лицом. Подробно рассмотрены полномочия данного органа при осуществлении управления корпорацией. Проанализированы существующие проблемы в рамках расс...

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Статья посвящена проблеме разграничения движимого и недвижимого имущества, определению признаков недвижимости для целей государственной регистрации прав на недвижимость. С этой целью рассматриваются различные подходы к выделению критериев недвижимост...

Муниципальная собственность в РФ

В статье изучаются аспекты пользования, владения и распоряжения муниципальным имуществом. Определяются субъекты, которым может быть делегировано право собственности на средства местного самоуправления. Автором делается вывод о том, что первичным звен...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Задать вопрос