Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования профессионально-важных качеств у студентов колледжа в условиях учебных занятий. Исходя из этого в статье приведены основные типы обучения и их влияние на формирование профессионально-важных качеств.
Ключевые слова: профессионально важные качества, формирование, студент, колледж, типы обучения, развивающее, проблемное.
Профессионально важные качества (далее ПВК) студентов неотъемлемая часть будущей профессиональной деятельности специалиста, сейчас рынок труда предъявляет к кандидатам на занимаемую должность все больше требований именно поэтому формирование у студентов ключевых ПВК специальности (профессии) является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.
В условиях современного образования в колледже, каждый педагогический работник в своей практике использует различные типы обучения для реализации усвоения знаний, умений и навыков, но формирование ПВК в процессе деятельности не отслеживается, поэтому данное исследование можно считать актуальным.
Исходя из этого цель исследования: теоретический анализ влияния различных типов обучения на формирование профессионально важных качеств студентов колледжа.
Основополагающим для данного исследования является описательный метод, включающий прием наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения. В исследовании также применены методы синхронного и диахронного анализа языковых и научных фактов.
База исследования это идеи современных концепций развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев); идеи о единстве биологического и социального в структуре личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготкий, К. К. Платонов), о сущности и структуре профессиональной и педагогической деятельности (С. Я. Батышев, Н. В. Кузьмина, В. Д. Шадриков); выводы отечественных и зарубежных педагогов и психологов относительно формирования ПВК (Т. А. Воробьева, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, Б. В. Кулагин, Е. А. Климов, В. И. Марищук).
Что же такое тип обучения и какие они бывают?
В зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, можно выделить несколько основных видов обучения: сократовское, догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение.
Сократовское обучение предполагает ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.
Возможно ли использование сократовского типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже? Да, так как Сократовский метод: не позволяет собеседнику отвлекаться, держит его внимание, концентрирует на предмете обсуждения, с помощью наставника собеседник самостоятельно приходит к истине. В процессе Сократовского обучения у студентов формируется стремление вызвать к жизни лучшие духовные качества личности и развить их, дать им «второе дыхание».
Догматическое — обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру. Преимуществом данного типа является повышение теоретического уровня учебного материала, студент учиться находить решение поставленной задачи.
Возможно ли использование догматического типа обучения в процессе образовательной деятельности на развитие ПВК студентов в колледже?
Нет, так как в процессе обучения наблюдается: отсутствие самостоятельности, слабая мотивацию учебного труда студентов, в частности, отсутствие самостоятельного целеполагания, цели обучения ставит преподаватель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности студента производится не самостоятельно, а педагогом.
Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) — тип обучения, цель которого — передача-усвоение знаний и применение их на практике.
Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает ориентация этого вида обучения в основном только на репродуктивное усвоение учащимися знаний, умении и навыков; учебный процесс требует от учащихся главным образом воспроизводящего типа мышления; творческое мышление функционирует крайне недостаточно. В связи с этим при данном типе обучения ПВК студентов формируются слабо, или не формируются вовсе.
Проблемное обучение — это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний. Проблемное обучение предполагает усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов, формирование диалектико-материалистического мышления студентов, воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного можно считать, что ПВК будущего специалиста при обучении в колледже будут формироваться именно в условиях проблемного обучения.
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога. Плюсами данного типа обучения можно считать: дозированность предлагаемого материала, осуществление активной работы самостоятельно, у каждого индивидуализация темпа обучения, а также объема материала. В процессе программированного обучения слабо выделяется формирование ПВК у студентов, так как обучение не вполне самостоятельно, оно предполагает решение одной определенной задачи и поиск информации по ней, что исходя из вышесказанного напрямую не влияет на формирование ПВК у студентов колледжа обучающихся по данному типу обучения.
Развивающее обучение — такое обучение, с помощью которого используются методы и формы, основанные на закономерности развития личности.
Данный тип обучения хорошо подходит для развития ПВК у студентов колледжа так как в процессе обучение происходит синтез и анализ информации, развитие творческих способностей, проявление студента в коллективной и индивидуальной работе, предполагается формирование умения у студента находить нестандартные решения. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития, то есть обучение и развитие находятся в единстве. Обучение идет немного впереди развития, стимулируя, но в то же время, опираясь на него.
Так как по системе Л. В. Занкова большая часть времени уделена практике, у которой нет готового образца, недостатком данного типа обучения можно считать то, что на теоретическую часть и на закрепление материала отводится меньше времени.
Исходя из теоретического анализа различных типов обучения можно сделать вывод что при использовании таких типов обучения как развивающее и проблемное, можно наблюдать развитие ПВК студентов колледжа в большей степени.
В результате исследования были проанализированы типы обучения, их понятие, достоинства и недостатки, их влияние на формирование ПВК будущего специалиста, были выделены два наиболее благоприятных типа обучения для формирования ПВК студентов колледжа.
В развитие данного исследование прогнозируется проведение непосредственно эксперимента — проведение тестирование студентов колледжа на уровень формирования ПВК, проведение курса занятий по различным типам обучения для двух со направленных групп, и анализ полученных результатов, на каком же типе обучения наблюдается повышенное формирование профессионально важных качеств.
В соответствии с полученными данными типы обучения проблемное и развивающее можно использовать в ходе занятий для успешного формирования профессионально-важных качеств учащихся.
Литература:
- Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
- Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. // http: // www.eidos.ru / journal / 2010/ 0930–23.htm (дата обращения: 04.03.2022).
- Макеева Е. А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 17. — С. 566–568. — URL https://moluch.ru/archive/121/33374/ (дата обращения: 04.03.2022).
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2001, 2002.
- Цзян Сюй. Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — URL https://moluch.ru/archive/131/36681/ (дата обращения: 04.03.2022).