Суть данной статьи заключается в анализе подлинных отчетов о состоянии церковных школ Боровского уезда Калужской губернии в 1915/1916 учебном году. В публикации приводятся сведения о количестве церковных школ, об учащих и учащихся, о попечителях, о культурно-просветительской деятельности церковных школ Боровского уезда.
Ключевые слова: народное образование, Калужская губерния, конец XIX века, церковно-приходские школы, школы грамоты, Боровский уезд.
Основой данной статьи послужил «Отчет о состоянии церковных школ Калужской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1915/1916 учебный год» [1]. Исходя из данных отчета, мы можем сделать вывод, что в Боровском уезде в 1915/1916 учебному году было 23 одноклассных церковных школы смешанного типа (мальчики и девочки проходили совместное обучение), из них 19 школ были с трехлетним курсом обучения, остальные 4 школы — с четырехлетним. В Боровском уезде была всего одна двухклассная мужская школа с пятигодичным сроком обучения [1, с. 2].
В Боровском уезде в 1915/1916 году было 18 однокомплектных церковных школ и 6 двухкомплектных [1, с. 4]. Под однокомплектной школой понималось в то время учебное заведение с одним учителем, а под двухкомплектной — с двумя учителями. В этот период времени в начальных церковных школах Боровского уезда числилось 1225 учащихся. Одноклассные школы посещали 1115 человек, из них было 659 мальчиков и 456 девочек. В двухклассной школе обучалось всего 110 человек: в 1 классе было 97 мальчиков, во 2 классе — 13 мальчиков [1, с. 5].
В некоторых учебных заведениях занятия прерывались по различным причинам, например, в Боровском уезде занятия прекращались на две недели из-за эпидемии, коснувшейся учащихся в Монастырской двухклассной школе [1, с. 11].
Из-за некоторых обстоятельств многие учащиеся прекращали обучение ранее положенного срока. Одной из причин этого была бедность населения, людям не хватало средств на одежду, обувь и прочие предметы обихода, поэтому обучение ставило многие семьи в затруднительное финансовое положение. Другой причиной была нехватка рабочей силы в связи с событиями Первой мировой войны, в приоритете стояло приобщение детей к труду в столь непростое для государства время, поэтому учеба отходила на второй план. Также необходимо упомянуть, что некоторые родители считали обучение детей завершенным, когда те овладевали первоначальными навыками чтения и письма. Именно поэтому практически все учащиеся завершали обучение в младшем отделении, а вот в старшее переходили далеко не все. В Боровском уезде в 1915/1916 учебном году было 129 учащихся, выбывших с курса, из них мальчиков было 62, а девочек — 67 [1, с. 11–12].
Преподавание Закона Божия в школах преимущественно возлагалось на священников. В одноклассных школах Боровского уезда законоучителями были 20 священников, 2 диакона и 1 светский учитель. В двухклассной школе Закон Божий преподавал священник [1, с. 13].
Далее рассмотрим образовательный ценз учителей одноклассных церковных школ Боровского уезда в 1915/1916 учебном году, их звание и принадлежность к определенному полу. Общеобразовательные предметы в церковных школах Боровского уезда вели псаломщик, 28 учителей (18 из них были женщинами). Священники и дьяконы в данном уезде не преподавали общих предметов. Образование 28 светских учащих было следующим: с высшим и средним образованием — 12 человек, со специальным педагогическим образованием — 2 человека, имеющих звание учителя одноклассной церковной школы — 14 человек. Особых учителей в церковных школах Боровского уезда в этот период времени не было [1, с. 15].
Образовательный ценз, звание и пол учителей двухклассной школы Боровского уезда были следующими: всего было 2 учителя общеобразовательных предметов, оба мужчины имели высшее и среднее образование. В двухклассной школе, как и в одноклассных, в 1915/1916 учебном году не было особых учителей [1, с. 16].
В 1915/1916 году два учителя церковных с высшим и средним педагогическим образованием школ оставили службу по личному желанию . Причин для оставления службы по личному желанию в Калужской губернии было несколько: некоторые педагоги покидали службу и отправлялись на курсы повышения уровня своего образования, другие переходили из церковных школ в земские, где было предоставлено удобное жилье, повышенный оклад и пятилетние прибавки к жалованию [1, с. 18] .
Во многих церковных школах Боровского уезда преподавалось церковное пение (за исключением трех школ). В десяти школах пели только молитвы; в девяти пели в школе, но не всегда в храме неизменяемые песнопения литургии и всенощного бдения, тропари и некоторые гласовые напевы; в четырех — пели литургию, всенощное бдение, знали ноты и гласовые напевы и имели церковные хоры [1, с. 23–24].
Рукоделие преподавали в четырех церковных школах Боровского уезда. Уроков военного строя и гимнастики, ремесел, черчения и рисования в уезде в 1915/1916 учебном году не было ни в одной церковной школе. Рукоделие преподавали два-три раза в неделю. Общая программа занятий не была составлена, по этой причине каждая учительница вела уроки, исходя из своих умений и возможностей. Материалы для рукоделия приобретались за счет учителей, а не школы, из-за чего не все девочки имели возможности как следует обучиться этому мастерству [1, с. 31].
В отчете о церковных школах Калужской губернии в 1915/1916 учебном году сохранились данные об окончивших курс в Боровском уезде. Всего в одноклассных школах грамоты Боровского уезда обучались 1115 человек, из них в 1915/1916 учебном году завершили учебный курс 115 человек (94 мальчика и 21 девочка). В 1 классе двухклассной школы проходили обучение 97 человек, из них 9 мальчиков были готовы перейти во 2 класс. Во 2 классе двухклассной школы число учащихся составило 13 человек, из них четверо завершили полный курс обучения в двухклассной школе [1, с. 36].
В отчете отмечены имена наиболее трудолюбивых служащих церковно-школьного просвещения в Боровском уезде. Особым усердием и успешным ведением дела в 1915/1916 учебном году заявили себя следующие лица: заведующие и законоучители Рождественской второклассной школы — священник А. Мастеров, Уваровской одноклассной школы — священник М. Слизков; учащие Рождественской второклассной школы — Н. Благовещенский, Н. Виноградов, И. Орлов [1, с. 46].
Особую помощь в развитии церковных школ оказывали попечители, так двухклассная Монастырская школа полностью содержалась за счет обители преподобного Пафнутия (Пафнутьев-Боровского монастыря — Авт.). Попечительства помогали, например, с закупкой дров для отопления школьных помещений или в поиске прислуги для школы [1, с. 65, 67] .
Церковные школы не ограничивались только классной деятельностью, они стремились распространить свое культурно-просветительное влияние и на взрослое население. Для этих целей в церковных школах устраивали народные чтения, организовывали выдачу книг из школьных библиотек. Тематика народных чтений была разнообразной, например, проводились лекции религиозно-нравственного, патриотического, образовательного и прикладного характера. Солдатский быт и военные известия часто становились темами народных чтений, они особенно интересовали слушателей и нередко сопровождались заметным подъемом патриотического духа населения [отчет, с. 88]. Другими немаловажными темами были лекции по литературе, сельскому хозяйству и борьбе с пьянством [2, с. 164]. Нередко крестьяне оставались после чтения на беседу с лекторами. Народные чтения сопровождались исполнением церковных песнопений и патриотических песен школьными хорами. В Боровском уезде было 7 церковных школ, в которых проводились народные чтения. В 1915/1916 учебном году в уезде состоялось 56 чтений, на которые приходило около двухсот человек [1, с. 88].
В целом, церковные школы проводили активную работу не только с учащимися, но и с населением. Отмечено стремление к приобщению людей к культуре, искусству, знаниям. Нельзя не отметить вклад попечителей в развитие церковных школ, благодаря им существовали многие учебные заведения уезда.
Литература:
- Отчет о состоянии церковных школ Калужской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1915–16 учебный год. — Калуга, 1917. — 141 с.
- Паршикова, А. А. Церковно-приходская школа с. Белкино / А. А. Паршикова // Боровский краевед. Вып. № 7. — Боровск, 1997. С. 160–166.