Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 10.03.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Штепа, А. В. Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в начале XX века / А. В. Штепа, К. И. Горшков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100656/ (дата обращения: 16.10.2024).



Суть данной статьи заключается в анализе подлинных отчетов о состоянии церковных школ Боровского уезда Калужской губернии в 1915/1916 учебном году. В публикации приводятся сведения о количестве церковных школ, об учащих и учащихся, о попечителях, о культурно-просветительской деятельности церковных школ Боровского уезда.

Ключевые слова: народное образование, Калужская губерния, конец XIX века, церковно-приходские школы, школы грамоты, Боровский уезд.

Основой данной статьи послужил «Отчет о состоянии церковных школ Калужской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1915/1916 учебный год» [1]. Исходя из данных отчета, мы можем сделать вывод, что в Боровском уезде в 1915/1916 учебному году было 23 одноклассных церковных школы смешанного типа (мальчики и девочки проходили совместное обучение), из них 19 школ были с трехлетним курсом обучения, остальные 4 школы — с четырехлетним. В Боровском уезде была всего одна двухклассная мужская школа с пятигодичным сроком обучения [1, с. 2].

В Боровском уезде в 1915/1916 году было 18 однокомплектных церковных школ и 6 двухкомплектных [1, с. 4]. Под однокомплектной школой понималось в то время учебное заведение с одним учителем, а под двухкомплектной — с двумя учителями. В этот период времени в начальных церковных школах Боровского уезда числилось 1225 учащихся. Одноклассные школы посещали 1115 человек, из них было 659 мальчиков и 456 девочек. В двухклассной школе обучалось всего 110 человек: в 1 классе было 97 мальчиков, во 2 классе — 13 мальчиков [1, с. 5].

В некоторых учебных заведениях занятия прерывались по различным причинам, например, в Боровском уезде занятия прекращались на две недели из-за эпидемии, коснувшейся учащихся в Монастырской двухклассной школе [1, с. 11].

Из-за некоторых обстоятельств многие учащиеся прекращали обучение ранее положенного срока. Одной из причин этого была бедность населения, людям не хватало средств на одежду, обувь и прочие предметы обихода, поэтому обучение ставило многие семьи в затруднительное финансовое положение. Другой причиной была нехватка рабочей силы в связи с событиями Первой мировой войны, в приоритете стояло приобщение детей к труду в столь непростое для государства время, поэтому учеба отходила на второй план. Также необходимо упомянуть, что некоторые родители считали обучение детей завершенным, когда те овладевали первоначальными навыками чтения и письма. Именно поэтому практически все учащиеся завершали обучение в младшем отделении, а вот в старшее переходили далеко не все. В Боровском уезде в 1915/1916 учебном году было 129 учащихся, выбывших с курса, из них мальчиков было 62, а девочек — 67 [1, с. 11–12].

Преподавание Закона Божия в школах преимущественно возлагалось на священников. В одноклассных школах Боровского уезда законоучителями были 20 священников, 2 диакона и 1 светский учитель. В двухклассной школе Закон Божий преподавал священник [1, с. 13].

Далее рассмотрим образовательный ценз учителей одноклассных церковных школ Боровского уезда в 1915/1916 учебном году, их звание и принадлежность к определенному полу. Общеобразовательные предметы в церковных школах Боровского уезда вели псаломщик, 28 учителей (18 из них были женщинами). Священники и дьяконы в данном уезде не преподавали общих предметов. Образование 28 светских учащих было следующим: с высшим и средним образованием — 12 человек, со специальным педагогическим образованием — 2 человека, имеющих звание учителя одноклассной церковной школы — 14 человек. Особых учителей в церковных школах Боровского уезда в этот период времени не было [1, с. 15].

Образовательный ценз, звание и пол учителей двухклассной школы Боровского уезда были следующими: всего было 2 учителя общеобразовательных предметов, оба мужчины имели высшее и среднее образование. В двухклассной школе, как и в одноклассных, в 1915/1916 учебном году не было особых учителей [1, с. 16].

В 1915/1916 году два учителя церковных с высшим и средним педагогическим образованием школ оставили службу по личному желанию . Причин для оставления службы по личному желанию в Калужской губернии было несколько: некоторые педагоги покидали службу и отправлялись на курсы повышения уровня своего образования, другие переходили из церковных школ в земские, где было предоставлено удобное жилье, повышенный оклад и пятилетние прибавки к жалованию [1, с. 18] .

Во многих церковных школах Боровского уезда преподавалось церковное пение (за исключением трех школ). В десяти школах пели только молитвы; в девяти пели в школе, но не всегда в храме неизменяемые песнопения литургии и всенощного бдения, тропари и некоторые гласовые напевы; в четырех — пели литургию, всенощное бдение, знали ноты и гласовые напевы и имели церковные хоры [1, с. 23–24].

Рукоделие преподавали в четырех церковных школах Боровского уезда. Уроков военного строя и гимнастики, ремесел, черчения и рисования в уезде в 1915/1916 учебном году не было ни в одной церковной школе. Рукоделие преподавали два-три раза в неделю. Общая программа занятий не была составлена, по этой причине каждая учительница вела уроки, исходя из своих умений и возможностей. Материалы для рукоделия приобретались за счет учителей, а не школы, из-за чего не все девочки имели возможности как следует обучиться этому мастерству [1, с. 31].

В отчете о церковных школах Калужской губернии в 1915/1916 учебном году сохранились данные об окончивших курс в Боровском уезде. Всего в одноклассных школах грамоты Боровского уезда обучались 1115 человек, из них в 1915/1916 учебном году завершили учебный курс 115 человек (94 мальчика и 21 девочка). В 1 классе двухклассной школы проходили обучение 97 человек, из них 9 мальчиков были готовы перейти во 2 класс. Во 2 классе двухклассной школы число учащихся составило 13 человек, из них четверо завершили полный курс обучения в двухклассной школе [1, с. 36].

В отчете отмечены имена наиболее трудолюбивых служащих церковно-школьного просвещения в Боровском уезде. Особым усердием и успешным ведением дела в 1915/1916 учебном году заявили себя следующие лица: заведующие и законоучители Рождественской второклассной школы — священник А. Мастеров, Уваровской одноклассной школы — священник М. Слизков; учащие Рождественской второклассной школы — Н. Благовещенский, Н. Виноградов, И. Орлов [1, с. 46].

Особую помощь в развитии церковных школ оказывали попечители, так двухклассная Монастырская школа полностью содержалась за счет обители преподобного Пафнутия (Пафнутьев-Боровского монастыря — Авт.). Попечительства помогали, например, с закупкой дров для отопления школьных помещений или в поиске прислуги для школы [1, с. 65, 67] .

Церковные школы не ограничивались только классной деятельностью, они стремились распространить свое культурно-просветительное влияние и на взрослое население. Для этих целей в церковных школах устраивали народные чтения, организовывали выдачу книг из школьных библиотек. Тематика народных чтений была разнообразной, например, проводились лекции религиозно-нравственного, патриотического, образовательного и прикладного характера. Солдатский быт и военные известия часто становились темами народных чтений, они особенно интересовали слушателей и нередко сопровождались заметным подъемом патриотического духа населения [отчет, с. 88]. Другими немаловажными темами были лекции по литературе, сельскому хозяйству и борьбе с пьянством [2, с. 164]. Нередко крестьяне оставались после чтения на беседу с лекторами. Народные чтения сопровождались исполнением церковных песнопений и патриотических песен школьными хорами. В Боровском уезде было 7 церковных школ, в которых проводились народные чтения. В 1915/1916 учебном году в уезде состоялось 56 чтений, на которые приходило около двухсот человек [1, с. 88].

В целом, церковные школы проводили активную работу не только с учащимися, но и с населением. Отмечено стремление к приобщению людей к культуре, искусству, знаниям. Нельзя не отметить вклад попечителей в развитие церковных школ, благодаря им существовали многие учебные заведения уезда.

Литература:

  1. Отчет о состоянии церковных школ Калужской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1915–16 учебный год. — Калуга, 1917. — 141 с.
  2. Паршикова, А. А. Церковно-приходская школа с. Белкино / А. А. Паршикова // Боровский краевед. Вып. № 7. — Боровск, 1997. С. 160–166.
Основные термины (генерируются автоматически): Боровский уезд, церковная школа Боровского уезда, школа, двухклассная школа, Калужская губерния, учитель, всенощное бдение, личное желание, Рождественская второклассная школа, церковная школа.


Похожие статьи

К вопросу о курсах дополнительной подготовки учащихся при церковно-приходских школах (по материалам Тульской и Калужской губерний)

В статье авторы рассматривают курсы дополнительной (сельскохозяйственной, ремесленной и пр.) подготовки учащихся церковно-приходских школ Тульской и Калужской губерний: их количество, учебную деятельность и уровень материально-технического состояния.

Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в конце XIX века

Авторы данной статьи провели анализ состояния церковных школ Боровского уезда на основе отчета Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. В публикации будут приведены сведения об открывшихся и закрывшихся церковных школах, о состоянии школьных помещ...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

«Список фабрик и заводов Российской Империи» 1912 года как источник по изучению изразцового производства белорусских земель

В статье рассматривается «Список фабрик и заводов Российской Империи» 1912 г. как источник по изучению изразцового производства белорусских земель в составе Российской империи. Проанализированы количество предприятий в каждой из губерний, их владельц...

Роль губернского агронома В. М. Сазонова в организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства в начале XX века

Публикация посвящена организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства. В статье приводятся оценки и свидетельства губернского агронома В. М. Сазонова и других участников земского агрономического совещания. Рассматривается нео...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

Становление земской медицины в Таврической губернии

Важным направлением деятельности земских учреждений являлась модернизация системы медицинского обслуживания, которое, в свою очередь, не являлось обязательной повинностью земств. Однако высокий уровень смертности населения в результате распространени...

Деятельность первичных комсомольских организаций Пушкинского района в середине 1960-х — начале 1980-х годов

В статье рассматривается деятельность первичных комсомольских организаций города Пушкина в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Дается краткая характеристика места и роли первичных организаций в системе ВЛКСМ. Раскрывается суть и направления деятел...

Роль губернского агронома К. К. Фохта в организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства в начале XX века

Публикация посвящена организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства. В статье приводятся оценки и свидетельства губернского агронома по данной теме. Выделяются характерные особенности взгляда К. К. Фохта на устройство и пре...

Организация общественных работ как эффективный способ борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX — начала XX века

В статье рассматриваются организованные земствами и Попечительством о трудовой помощи общественные работы, служившие одним из способов борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX-начала XX века. Особое внимание в работе уделяется ...

Похожие статьи

К вопросу о курсах дополнительной подготовки учащихся при церковно-приходских школах (по материалам Тульской и Калужской губерний)

В статье авторы рассматривают курсы дополнительной (сельскохозяйственной, ремесленной и пр.) подготовки учащихся церковно-приходских школ Тульской и Калужской губерний: их количество, учебную деятельность и уровень материально-технического состояния.

Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в конце XIX века

Авторы данной статьи провели анализ состояния церковных школ Боровского уезда на основе отчета Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. В публикации будут приведены сведения об открывшихся и закрывшихся церковных школах, о состоянии школьных помещ...

Становление образовательных учреждений в городе Ишиме и прилегающих к нему волостей в XIX — начале XX века

В статье рассматриваются основные направления становления и развития общеобразовательной системы, а также деятельность образовательных учреждений в городе Ишиме и Ишимском округе в конце XIX — начале XX веков. Особое внимание уделяется вопросу влияни...

«Список фабрик и заводов Российской Империи» 1912 года как источник по изучению изразцового производства белорусских земель

В статье рассматривается «Список фабрик и заводов Российской Империи» 1912 г. как источник по изучению изразцового производства белорусских земель в составе Российской империи. Проанализированы количество предприятий в каждой из губерний, их владельц...

Роль губернского агронома В. М. Сазонова в организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства в начале XX века

Публикация посвящена организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства. В статье приводятся оценки и свидетельства губернского агронома В. М. Сазонова и других участников земского агрономического совещания. Рассматривается нео...

Проекты Воронежского губернского земства по организации сбора и сбыта лекарственных растений в период Первой мировой войны

Публикация посвящена реакции воронежских земцев на вызовы, касавшиеся лекарственного снабжения во время Первой мировой войны. В статье проводится сравнительный анализ земских проектов, направленных на решение этой проблемы. Выясняется наличие потенци...

Становление земской медицины в Таврической губернии

Важным направлением деятельности земских учреждений являлась модернизация системы медицинского обслуживания, которое, в свою очередь, не являлось обязательной повинностью земств. Однако высокий уровень смертности населения в результате распространени...

Деятельность первичных комсомольских организаций Пушкинского района в середине 1960-х — начале 1980-х годов

В статье рассматривается деятельность первичных комсомольских организаций города Пушкина в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Дается краткая характеристика места и роли первичных организаций в системе ВЛКСМ. Раскрывается суть и направления деятел...

Роль губернского агронома К. К. Фохта в организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства в начале XX века

Публикация посвящена организации контрольной семенной станции Воронежского губернского земства. В статье приводятся оценки и свидетельства губернского агронома по данной теме. Выделяются характерные особенности взгляда К. К. Фохта на устройство и пре...

Организация общественных работ как эффективный способ борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX — начала XX века

В статье рассматриваются организованные земствами и Попечительством о трудовой помощи общественные работы, служившие одним из способов борьбы с последствиями неурожаев в Российской империи конца XIX-начала XX века. Особое внимание в работе уделяется ...

Задать вопрос