Одной из актуальных проблем в школе в настоящее время является проблема развития устной и письменной речи обучающихся на уроках не только русского языка и литературы, но и всех школьных дисциплин. Конечным результатом уроков русского языка является сочинение-рассуждение на государственной итоговой аттестации, где обучающиеся показывают навыки письменной речи. Работу над сочинением-рассуждением на морально-этическую тему можно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, причем начинать ее можно на более ранних этапах обучения: с шестого класса.
Обучающиеся получают возможность после изучения литературного произведения не только самостоятельно определить морально-этическую проблему, но и привести примеры-аргументы, опираясь на изученный материал. Это поможет при выполнении третьей части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, так как обучающемуся предоставляется возможность выбрать сочинение на морально-этическую тему и привести в качестве второго примера аргумент из прочитанного произведения. Работа над сочинением такого плана, несомненно, способствует и подготовке к итоговому сочинению в 11 классе.
Уроки развития речи необходимо строить так, чтобы учащиеся могли понять и увидеть, как создаются тексты подобного типа. Текст должен соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (в работе требуется привести не менее двух аргументов, подтверждающих рассуждения автора сочинения) — вывод.
Для более эффективной работы обучающимся предлагаются рабочие листы, где отражены все этапы работы над сочинением рассуждением.
Прежде всего проводится словарная работа с предлагаемым понятием, включающая работу с толковым словарем. На основе такой работы создается вступление.
Чтобы перейти к основной части работы, можно воспользоваться следующими фразами — клише:
Многие писатели (публицисты, поэты, кинематографисты) обращались к этой теме в своих произведениях.
Попытаемся раскрыть значение слова на примерах, взятых из произведения… (фамилия автора текста).
Обратимся к произведению русского писателя... (фамилия автора текста).
Обучающиеся в основной части должны подобрать аргументы, доказывающие правильность тезиса. Аргументов должно быть не менее двух: один из них должен быть из изучаемого произведения, а второй из ранее прочитанного. Это может быть произведение как из школьной программы, так и прочитанное самостоятельно. Кроме того, в качестве второго аргумента можно взять пример из просмотренного художественного или мультипликационного фильма.
Школьники должны четко понимать, что каждый аргумент должен иметь логическое завершение, то есть микровывод, подтверждающий тезис. Завершаем работу общим выводом в соответствии с выдвинутым тезисом.
Таким образом, работая по данной схеме, ученики четко видят структуру сочинения — рассуждения, учатся подбирать аргументы и логически правильно строить текст. Это позволяет выполнить все требования, предъявляемые на экзамене по русскому языку в девятом классе и итоговому сочинению в одиннадцатом.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Кого можно считать настоящим другом?» (По рассказу А. И. Куприна «Белый пудель»).
Цель урока: продолжить формирование навыков написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему.
Задачи:
–образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка;
– развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для создания собственного;
– воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения к человеку, любви к близким.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации, постановка типовой задачи.
Организационные формы: работа с системой голосования; беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: доска, системой голосования MimioClassroom; рабочий лист.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного. Формулирование темы.
Постановка цели урока .
1) Тестирование с помощью системы голосования MimioClassroom.
2) Формулирование темы (на основе формулировок последнего слайда).
Что такое ДРУЖБА? Кого можно считать настоящим другом?
3) Запись даты, темы урока в рабочий лист. (Дети записывают, учитель в это время объявляет результат тестирования)
III. Лексико-орфографическая работа проводилась на предыдущем уроке. Учитель обращает внимание учащихся на слова, которые могут понадобиться при работе над сочинением.
Выходец из бедного сословия, мальчик-сирота, дружная труппа, бродячие артисты, благородство, четвероногий друг
V I. Повторение типов речи. Работа над построением сочинения — рассуждения.
1. Повторение типов речи.
Вопросы классу:
- Перечислите типы речи.
- Каковы особенности рассуждения?
Рассуждение — тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). К тексту можно задать вопрос: почему?
2 . Повторение схемы сочинения-рассуждения:
Вопросы классу:
1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?
– Тезис.
– Аргументы (доказательства) на доске
– Вывод.
2. Что такое тезис? Аргументы? Вывод?
Тезис — это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы — это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.
— Как вы понимаете смысл слова ДРУЖБА? Отвечая на этот вопрос, вы создаете начало сочинения — тезис. В сочинении — рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом. Прочитайте на обратной стороне рабочего листа задание.
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Кого можно считать настоящим другом?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из изучаемого произведения , а второй — из ранее изученного.
1. Выдвижение тезиса.
Вопросы классу:
— Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает).
В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ДРУЖБА.
— Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря). Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников.
Дружба — это взаимоотношения между людьми.
— Подберём синонимы к слову ДРУЖБА. Обратимся к словарю синонимов (привязанность, близость, товарищество, братство).
Составим словосочетания: крепкая дружба; настоящая дружба; завязалась дружба; существует дружба, распалась дружба).
— Подберём антонимы к слову ДРУЖБА (вражда, ненависть).
Отвечая на этот вопрос «Что такое дружба?», вы создаете начало сочинения — тезис.
Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису — 2–3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, между кем могут проявляться дружеские отношения? Где и когда ценятся такие отношения? (В трудной жизненной ситуации, во время конфликтов, в ситуации нравственного выбора).
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами.
Задание: Напишите вступление к сочинению, завершив его вопросом «Кого можно считать настоящим другом?»
Чтение 1–2 учащимися собственного вступления. Комментарии учителя.
2. Аргументы + примеры.
1-й аргумент — из рассказа А. И. Куприна «Белый пудель».
Когда ищем доказательства в тексте, удобно сначала составить план. Можно использовать вопросительные предложения. Вопрос настраивает на размышление. На основе этого нужно сделать микровывод.
— Кто является героями произведения?
— Что с ними произошло?
— Какой поступок совершает Сережа?
— Могло ли что-либо испугать мальчика?
— О чем это говорит?
Ученики работают над созданием 1 аргумента в своих листах.
2-й аргумент – из прочитанного ранее произведения.
Какое произведения, где поднимается тема дружбы, вы знаете?
Запись в рабочих листах: В. Г. Короленко «В дурном обществе».
Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.
3.Вывод.
Слово учителя: вывод к сочинению — это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
4. Абзацное членение.
Вопросы классу:
— Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (4 части).
Схема сочинения — рассуждения дана для того, чтобы связать свой текст — это единый организм в котором вытекает одно из другого. Используйте клише, уместные вводные слова, комментарии к тезису.
V . Рефлексия.
— Что нового и важного вы узнали на уроке?
— Где вы сможете применить полученные знания?
VI. Заключительное слово учителя.
Задание на дом: дописать сочинение — рассуждение на тему: «Кого можно считать настоящим другом?»
Литература:
- Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Г. С. Меркин — 4-е изд. — М.: Русское слово, 2020.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. / В. И. Капинос, В. И. Сергеева, Н. Н. Соловейчик. — М.: Линка-Пресс, 1994.
- Пранцова Г. В. Уроки литературы: Методические рекомендации по развитию речи учащихся. 5–11 классы. / К. И. Свешникова. — М: Владос, 2003.