Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Федотова, А. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице / А. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100665/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась со старшими дошкольниками и дала стабильно положительные результаты по преодолению речевых нарушений.

Ключевые слова: связная речь, ребенок старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, песочница, занятия, игра, мелкая моторика, технология.

Одной из важных задач всего воспитания и обучения дошкольников является развитие речи и речевого общения.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети с нарушениями речи нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Связная речь — одна из самых сложных форм речевой деятельности детей. Для построения связного высказывания ребенку необходимо четко понимать объект истории, а также уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями, умело использовать интонацию, ударение, подбирать подходящие слова для их выражения, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Работа с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песок — прекрасный посредник для установления контакта ребенка с взрослыми и сверстниками. И если ребенок еще плохо говорит, то в играх с песком все становится возможным. Легко решаются задачи по развитию коммуникативных навыков, поскольку игра в песочнице свойственна детям дошкольного возраста, а сама игровая деятельность расслабляет, дает наглядный материал для общения, необходимость взаимодействия с партнером по игре создает условия для речевого общения.

Именно поэтому для формирования связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста была выбрана технология работы в песочнице. Данная технология повысила интерес детей к занятиям, так как коррекционная работа по развитию речи поддерживалась наглядным материалом, порой создаваемым самими детьми, стимулировалась свойственной возрастным особенностям игровой деятельностью с песком, а также способствовала развитию мелкой моторики и созданию ситуаций общения между детьми и взрослым.

В разработке технологии использовались некоторые принципы, позволившие достичь динамики в развитии связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

1) Принцип активности всех участников группы: логопед вовлекает детей в различные действия, а именно и обсуждение, и проигрывание ролевых ситуаций, и выполнение специальных устных упражнений и т. п.

2) Принцип исследовательской позиции: на занятии организуются проблемные ситуации, из которых каждый ребенок должен сам найти свой выход.

3) Принцип объективации поведения: в начале каждого занятий поведение учащихся переводилось с их более импульсивного на более объективированный уровень.

4) Принцип партнерского общения: основывается на признании ценности личности другого человека при работе в группах, а также учитываются его мнения и интересы. Решения на занятии принимаются с максимальным учетом интересов всех участников ситуации общения.

Данная технология предполагает организацию работы по формированию связной речи посредством игр в песочнице в подготовительной к школе группе и содержит 28 занятий, которые проводились 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляла 25–30 минут. Была выбрана подгрупповая форма организации занятий, что способствовало преодолению замкнутости детей и стимулированию самостоятельности, инициативы, регуляции собственных действий, а также обеспечивало возможность контроля педагога за правильностью построения речевых высказываний каждого ребенка, стимулировало диалогическую речь.

Структура каждого занятия представляла собой ряд упражнений направленных на развитие мелкой моторики с одновременной координацией речи с движениями пальцев рук, тематической беседы с использованием наглядных пособий по теме и выполнением заданий в песочнице, обсуждением полученного в песке результата, обязательным проговариванием всех действий с песком и описания построек по теме, пальчиковой гимнастики и рефлексивного этапа, во время которого может быть использована дидактическая игра или вопросы рефлексивного характера. На занятиях кроме песочницы с песком и тематических наборов игрушек для песка во время пальчиковой разминки используется Су-Джок шар. Занятия соответствуют тематическому планированию работы учителя-логопеда. При необходимости учитель-логопед может увеличить количество занятий за счет уже внесения каких-либо дополнительных упражнений. Таким образом, тема может отрабатываться в течение не одного, а нескольких занятий. При этом уровень сложности заданий постепенно может варьироваться, это зависит от уровня развития познавательной сферы каждого ребенка. При реализации технологии применяются такие методы и приёмы: дискуссия, беседа, игра-коммуникация, проективные игры, познавательные игры, дидактические игры, игры-драматизации, режиссерские игры, игры-экспериментирования, сочинение рассказов и историй и др.

Таким образом, каждое занятие развивает у дошкольников их слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие. При этом занимаясь в песочнице, вместе с логопедом дети делают свои удивительные открытия, развивают креативность и фантазию, а также учатся строить диалог, связное монологическое высказывание, использовать в речи сложные синтаксические конструкции, то есть у дошкольников развивается грамматически правильная связная речь и способность к построению высказываний по замыслу.

Эффективность данной технологии подтверждается обследованием состояния связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.

В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи с целью определения у них уровня развития связной речи. Для комплексного исследования их связной речи, использовались шесть заданий, имеющих экспериментальный характер. Все задания вызвали у детей те или иные затруднения, кроме того, задания, не имеющие в своем содержании иллюстративного материала, не вызвали интереса совсем, незначительный интерес детей вызвали задания с картинками. При выполнении заданий у детей часто встречались аграмматизмы, наблюдались нарушения последовательности и логической связи, требовались уточняющие вопросы при пересказе текста, дошкольники испытывали значительные затруднения в придумывании собственного окончания истории.

После проведенной работы во время заключительного обследования состояния связной речи были заметны изменения: дети проявляли речевую активность, старались выполнить задания самостоятельно. Уже у большинства детей (более 50 % группы) отсутствовала монотонность речи, пропуски в предложениях отсутствовали, отсутствовали нарушения последовательности и аграмматизмы, все проявили интерес и уверенность при пересказе, наблюдалась положительная динамика при составлении рассказа по серии сюжетных картинок — отсутствовали логические ошибки и длительные паузы. Придумывание рассказа на определенную тему, 70 % детей группы смогли выполнить абсолютно самостоятельно. Их речь была связной, без грубых нарушений. При выполнении этих заданий дети проявляли интерес и творческую активность. Причем все дети старались показать себя и выполнить задания самостоятельно. Теперь у детей уже наблюдалась некая уверенность в себе, а кроме этого, пропал комплекс неполноценности из-за их речевых дефектов.

Таким образом, можно сделать вывод, что описанная технология является эффективной не только для формирования связной речи у старших дошкольников, но и для обеспечения эмоционального комфорта детей, что является одним из необходимых условий в соответствии с ФГОС ДО для обеспечения развития детей и преодоления их речевых дефектов. Данная технология учитывает основные принципы дошкольного образования: принцип природосообразности, принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и возрастной адекватности.

Все это позволило преодолеть речевые нарушения у старших дошкольников и способствовало у них развитию не только речевых, но и творческих способностей, что, в свою очередь, дало возможность обеспечить детям с тяжелыми нарушениями речи равные стартовые возможности наряду с детьми с нормой развития при переходе в школу и способствовало у них формированию такой жизненно важной компетенции как компетенция публичного выступления, а также предпосылок функциональной грамотности.

Литература:

  1. Волкова, Л.С., Шаховская, С. Н. Логопедия. 3-е изд./ Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — Москва: Владос. — 1999. — 491 с.
  2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М. — 2006.
  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр. — М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 352 с.
  4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
  5. Грабенко, Т.М., Зинкевич, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
  6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 240 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  8. Круглова, Е. Н. Использование сказкотерапии с элементами песочной терапии на коррекционно-логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи [Текст] / Е. Н. Круглова // Школ. логопед. — 2008. — № 5–6. — С.94–99.
  9. Максимова, Н. Г. Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи [Текст] / Н. Г. Максимова // Логопед. — 2012. — № 10. — С. 28–34.
  10. Никитина, Т. О. Песок как универсальное средство развития дошкольников [Текст] / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. — № 9. — С. 58–60.
  11. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
  12. Сиджах, Г. Д. Обучающие игры с песком [Текст] / Г. Д. Сиджах // Ребенок в детском саду: иллюстрир. метод. журн. — 2016. — № 2. — С. 58–59.
  13. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. — Москва: Классикс Стиль, 2003–124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, ребенок, тяжелое нарушение речи, занятие, дошкольник, игра, мелкая моторика, песочница, наглядный материал, речевое общение.


Ключевые слова

игра, технология, мелкая моторика, занятия, связная речь, песочница, тяжелые нарушения речи, ребенок старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами ...

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы с лего дупло

В статье автор рассматривает вопросы диагностики и развития познавательной активности воспитанников. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведенного в Муниципальном бюдж...

Похожие статьи

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Нейропсихология в коррекционной деятельности учителя-логопеда: опыт ее использования в авторской программе «Музыка, движение, мозг»

В статье раскрываются особенности нейропсихологии как метода коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, определяются цель и задачи данного метода. Представлен пример использования нейропсихологии при развитии ре...

Особенности устной речи и поведения дошкольников при расстройствах аутистического спектра

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) — одна из актуальнейших проблем в российской специальной педагогике. В статье автор сообщает о результатах логопедического обследования детей в возрасте 4–5 лет с аутистическими симптомами в ...

Использование приемов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

В статье описывается опыт интегрированной сенсомоторной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО). Показана система работы учителя-дефектолога с детьми, имеющие с...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий

В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Авторы раскрывают проблему развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования. Знакомят с этапами ...

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы с лего дупло

В статье автор рассматривает вопросы диагностики и развития познавательной активности воспитанников. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведенного в Муниципальном бюдж...

Задать вопрос