В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась со старшими дошкольниками и дала стабильно положительные результаты по преодолению речевых нарушений.
Ключевые слова: связная речь, ребенок старшего дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, песочница, занятия, игра, мелкая моторика, технология.
Одной из важных задач всего воспитания и обучения дошкольников является развитие речи и речевого общения.
Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети с нарушениями речи нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.
Связная речь — одна из самых сложных форм речевой деятельности детей. Для построения связного высказывания ребенку необходимо четко понимать объект истории, а также уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями, умело использовать интонацию, ударение, подбирать подходящие слова для их выражения, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
Работа с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песок — прекрасный посредник для установления контакта ребенка с взрослыми и сверстниками. И если ребенок еще плохо говорит, то в играх с песком все становится возможным. Легко решаются задачи по развитию коммуникативных навыков, поскольку игра в песочнице свойственна детям дошкольного возраста, а сама игровая деятельность расслабляет, дает наглядный материал для общения, необходимость взаимодействия с партнером по игре создает условия для речевого общения.
Именно поэтому для формирования связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста была выбрана технология работы в песочнице. Данная технология повысила интерес детей к занятиям, так как коррекционная работа по развитию речи поддерживалась наглядным материалом, порой создаваемым самими детьми, стимулировалась свойственной возрастным особенностям игровой деятельностью с песком, а также способствовала развитию мелкой моторики и созданию ситуаций общения между детьми и взрослым.
В разработке технологии использовались некоторые принципы, позволившие достичь динамики в развитии связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
1) Принцип активности всех участников группы: логопед вовлекает детей в различные действия, а именно и обсуждение, и проигрывание ролевых ситуаций, и выполнение специальных устных упражнений и т. п.
2) Принцип исследовательской позиции: на занятии организуются проблемные ситуации, из которых каждый ребенок должен сам найти свой выход.
3) Принцип объективации поведения: в начале каждого занятий поведение учащихся переводилось с их более импульсивного на более объективированный уровень.
4) Принцип партнерского общения: основывается на признании ценности личности другого человека при работе в группах, а также учитываются его мнения и интересы. Решения на занятии принимаются с максимальным учетом интересов всех участников ситуации общения.
Данная технология предполагает организацию работы по формированию связной речи посредством игр в песочнице в подготовительной к школе группе и содержит 28 занятий, которые проводились 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляла 25–30 минут. Была выбрана подгрупповая форма организации занятий, что способствовало преодолению замкнутости детей и стимулированию самостоятельности, инициативы, регуляции собственных действий, а также обеспечивало возможность контроля педагога за правильностью построения речевых высказываний каждого ребенка, стимулировало диалогическую речь.
Структура каждого занятия представляла собой ряд упражнений направленных на развитие мелкой моторики с одновременной координацией речи с движениями пальцев рук, тематической беседы с использованием наглядных пособий по теме и выполнением заданий в песочнице, обсуждением полученного в песке результата, обязательным проговариванием всех действий с песком и описания построек по теме, пальчиковой гимнастики и рефлексивного этапа, во время которого может быть использована дидактическая игра или вопросы рефлексивного характера. На занятиях кроме песочницы с песком и тематических наборов игрушек для песка во время пальчиковой разминки используется Су-Джок шар. Занятия соответствуют тематическому планированию работы учителя-логопеда. При необходимости учитель-логопед может увеличить количество занятий за счет уже внесения каких-либо дополнительных упражнений. Таким образом, тема может отрабатываться в течение не одного, а нескольких занятий. При этом уровень сложности заданий постепенно может варьироваться, это зависит от уровня развития познавательной сферы каждого ребенка. При реализации технологии применяются такие методы и приёмы: дискуссия, беседа, игра-коммуникация, проективные игры, познавательные игры, дидактические игры, игры-драматизации, режиссерские игры, игры-экспериментирования, сочинение рассказов и историй и др.
Таким образом, каждое занятие развивает у дошкольников их слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие. При этом занимаясь в песочнице, вместе с логопедом дети делают свои удивительные открытия, развивают креативность и фантазию, а также учатся строить диалог, связное монологическое высказывание, использовать в речи сложные синтаксические конструкции, то есть у дошкольников развивается грамматически правильная связная речь и способность к построению высказываний по замыслу.
Эффективность данной технологии подтверждается обследованием состояния связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.
В ходе констатирующего этапа была проведена диагностика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи с целью определения у них уровня развития связной речи. Для комплексного исследования их связной речи, использовались шесть заданий, имеющих экспериментальный характер. Все задания вызвали у детей те или иные затруднения, кроме того, задания, не имеющие в своем содержании иллюстративного материала, не вызвали интереса совсем, незначительный интерес детей вызвали задания с картинками. При выполнении заданий у детей часто встречались аграмматизмы, наблюдались нарушения последовательности и логической связи, требовались уточняющие вопросы при пересказе текста, дошкольники испытывали значительные затруднения в придумывании собственного окончания истории.
После проведенной работы во время заключительного обследования состояния связной речи были заметны изменения: дети проявляли речевую активность, старались выполнить задания самостоятельно. Уже у большинства детей (более 50 % группы) отсутствовала монотонность речи, пропуски в предложениях отсутствовали, отсутствовали нарушения последовательности и аграмматизмы, все проявили интерес и уверенность при пересказе, наблюдалась положительная динамика при составлении рассказа по серии сюжетных картинок — отсутствовали логические ошибки и длительные паузы. Придумывание рассказа на определенную тему, 70 % детей группы смогли выполнить абсолютно самостоятельно. Их речь была связной, без грубых нарушений. При выполнении этих заданий дети проявляли интерес и творческую активность. Причем все дети старались показать себя и выполнить задания самостоятельно. Теперь у детей уже наблюдалась некая уверенность в себе, а кроме этого, пропал комплекс неполноценности из-за их речевых дефектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что описанная технология является эффективной не только для формирования связной речи у старших дошкольников, но и для обеспечения эмоционального комфорта детей, что является одним из необходимых условий в соответствии с ФГОС ДО для обеспечения развития детей и преодоления их речевых дефектов. Данная технология учитывает основные принципы дошкольного образования: принцип природосообразности, принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и возрастной адекватности.
Все это позволило преодолеть речевые нарушения у старших дошкольников и способствовало у них развитию не только речевых, но и творческих способностей, что, в свою очередь, дало возможность обеспечить детям с тяжелыми нарушениями речи равные стартовые возможности наряду с детьми с нормой развития при переходе в школу и способствовало у них формированию такой жизненно важной компетенции как компетенция публичного выступления, а также предпосылок функциональной грамотности.
Литература:
- Волкова, Л.С., Шаховская, С. Н. Логопедия. 3-е изд./ Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — Москва: Владос. — 1999. — 491 с.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М. — 2006.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр. — М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 352 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
- Грабенко, Т.М., Зинкевич, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Сб. методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 240 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Издательство «Речь», 2005.
- Круглова, Е. Н. Использование сказкотерапии с элементами песочной терапии на коррекционно-логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи [Текст] / Е. Н. Круглова // Школ. логопед. — 2008. — № 5–6. — С.94–99.
- Максимова, Н. Г. Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи [Текст] / Н. Г. Максимова // Логопед. — 2012. — № 10. — С. 28–34.
- Никитина, Т. О. Песок как универсальное средство развития дошкольников [Текст] / Т. О. Никитина, М. А. Афанасьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. — № 9. — С. 58–60.
- Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
- Сиджах, Г. Д. Обучающие игры с песком [Текст] / Г. Д. Сиджах // Ребенок в детском саду: иллюстрир. метод. журн. — 2016. — № 2. — С. 58–59.
- Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. — Москва: Классикс Стиль, 2003–124 с.