Цифровая экономика и цифровое образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 14.03.2023

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Акыева, Г. К. Цифровая экономика и цифровое образование / Г. К. Акыева, Ы. Г. Реджепов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100666/ (дата обращения: 17.10.2024).



В Туркменистане продолжается реализация масштабных социальных, политических и экономических реформ. Осуществляемые меры по фронтальной цифровизации определяют стремительный характер коренной модернизации отечественной сферы науки и образования. Таким образом, на передний план стратегических приоритетов выходят задачи наиболее полного и эффективного использования интеллектуального потенциала нации, прикладного внедрения наиболее перспективных научных наработок, которые напрямую увязываются с оптимальным сочетанием IT-технологий и результатами фундаментальных и прикладных исследований. Это, в свою очередь, обеспечило комплексный и системный характер реализуемой в стране работы по последовательному развитию цифровой экономики.

Цифровая экономика представляет собой сферу экономических отношений на основе использования прогрессивных научно-коммуникационных технологий. В качестве целостного пакета экономических и социальных мер, цифровая экономика формирует особую модель Интернет-экономики. Термин «Цифровая экономика» (Digital Economy) впервые был применён в трудах профессора университета Торонто (Канада) Доном Топскоттом и учёного Массачусетсткого университета США Николасом Негропенте. Впоследствии он обрёл широкое распространение, вытеснив из научного оборота такие понятия как «Новая экономика», «Веб-экономика», «Интернет-экономика». Дальнейшая интенсификация научно-технического прогресса характеризуется стремительным и широким распространением новых идей и технологий, указывая инновационный характер процессов обучения и образования в числе действенных факторов развития национальной экономики.

Базовая функция цифровой экономики обусловлена задачами по формированию информационной базы по вопросам всестороннего развития нашего государства. Используя эту систему, можно, к примеру, подключиться к профильному информационному серверу услуг и в дистанционном формате, оперативно и удобно осуществлять различные формы оплаты по взаиморасчётам.

Цифровая среда обеспечивает подключение подразделений среднего и высшего звеньев профессионального образования к широкополостному Интернету, позволяя наладить широкий доступ к глобальным информационным ресурсам. Это предоставляет возможность активно пользоваться информационными ресурсами образовательного портала, созданного на базе образовательных учреждений, в частности, облегчает поиск и доступ к редким изданиям и литературным источникам, позволяет наладить дистанционный формат процесса обучения, а также способствует оперативному распространению наиболее эффективных теоретических и прикладных разработок. Технологическое развитие вызывает интенсивную компьютеризацию сфер экономики и образования, ускоряет процессы электрификации и автоматизации, стимулирует интеллектуальное развитие, обусловливает стремительную цифровизацию.

В целях достойного воспитания молодёжи, совершенствования профессиональной квалификации специалистов в русле современных реалий в стране ведётся большая работа по технологической модернизации образовательных учреждений. В рамках подготовки специалистов с мировым уровнем образовательной подготовки в орбиту данной модернизации всё активнее вовлекаются отечественные вузы, в том числе экономического профиля. Экономическая отрасль национального профессионального образования является основным звеном подготовки профессиональных экономистов. Неустанными усилиями уважаемого Президента Туркменистана в нашей стране продолжается масштабно реформирование всех отраслей и сегментов народного хозяйства, подразумевающее, в том числе, подготовку квалифицированных специалистов, настоящих профессионалов, в совершенстве владеющих основами современных технологий.

Цифровая экономика всё шире вовлекает в свою орбиту различные отрасли и сегменты, организации, учреждения и предприятия отечественной экономики, существенно расширяя потенциал новых методов, подходов, возможностей и прав работников. С учётом данной особенности, повсеместно ведётся работа по дополнительному профессиональному обучению работников и внедрению цифровых технологий. Именно она по праву признаётся критерием оценки трудовых ресурсов, в связи с чем в стране создаются все условия для эффективного функционирования профильных подразделений. Современное технико-технологическое оснащение образовательных учреждений, функционировавших ранее и вновь возводимых во всех уголках Туркменистана, отражает поступательные шаги по налаживанию цифрового образования в стране.

Выведение нашей страны, в том числе через активную цифровизацию национальной экономики, на уровень развитых мировых держав, налаживание электронной промышленности, наращивание интеллектуального потенциала, освоение инновационных технологий в сфере бизнеса и информационных коммуникаций, определяя стратегические векторы инициированной уважаемым Президентом Туркменистана доктрины всестороннего развития страны, намечают конкретные шаги и решения по их практическому претворению. Цифровизация становится решительным шагом на пути диверсифицированного развития национальной экономики. Принятая в нашей стране Концепция сплошной и коренной цифровизации и развитию цифровой экономики на современной стадии Возрождения новой эпохи могущественного государства нацелена на дальнейшее совершенствование учреждений образования, высококачественное информационно-коммуникационное обеспечение всех подразделений и ступеней новейшими электронными цифровыми форматами и базами, последовательное содержательное насыщение образовательного материала, используемого образовательными учреждениями, обеспечение высокого мирового уровня его качества.

В зарубежной практике существует концепция «Цифровизация — 2030», на основе которой оценивают эффективность цифрового перехода для государства. Она призвана способствовать тесному нивелированию инфраструктуры и дальнейшей либерализации экономического развития. В ходе заседания Кабинета Министров Туркменистана, состоявшегося под руководством главы государства 30 ноября 2018 года, была утверждена «Концепция развития цифровой экономики в Туркменистане в 2019–2025 гг.», олицетворяющая собой решительную нацеленность и чёткий алгоритм дальнейшего поступательного развития и всестороннего обновления в стране. На современном этапе данная концепция успешно претворяется в жизнь.

Современное информационное пространство характеризуется высокой динамикой и большими объёмами данных. Наша страна остаётся в русле новейших веяний и тенденций в данной сфере: отечественные образовательные учреждения активно подключаются к высокоскоростному Интернету на основе новейших цифровых платформ, налаживается сочетание традиционных и дистанционных форм обучения, видеоконсалтинга. Создаются цифровые порталы по отдельным темам и дисциплинам, электронный документооборот, электронное тестирование, электронные журналы, дистанционное образование, научно-исследовательская деятельность и обмен, учебная литература, пособия, справочники и словари, современные учебно-прикладные курсы, видео и аудиоматериалы, интерактивные мультимедийные программы, учебно-наглядные пособия, информационные стенды и буклеты и т. д. В данном контексте в образовательной сфере реализуется широкий ассортимент возможностей, связанных с электронными учебно-прикладными элементами и целостными структурами.

Сфере образования отдаётся особый приоритет с обеспечении решительного перехода к рыночной экономике. Главной целью такого перехода указывается расширение производства, налаживание новых видов деятельности, с активным вовлечение всех социальных слоёв и групп в орбиту обучения и образования, включающего в себя, помимо новых форм и путей индивидуальной учёбы, прививание навыков эффективного управления собственным ресурсом знаний и беспрепятственное ориентирование в самых современных цифровых инновациях и форматах.

Таким образом, дальнейшее приумножение критериев формирования общечеловеческой системы ценностей, активную технико-технологическую модернизацию учреждений среднего, средне-специального и высшего профессионального образования можно кодифицировать в качестве базового критерия организованно целевого, комплексного и системного развития учебно-воспитательной работы.

Налаживать тесные коммуникации в окружающим миром и эффективно управлять высокой динамикой происходящих в нём процессов под силу лишь высококвалифицированным специалистам, в совершенстве владеющим наиболее прогрессивными информационно-коммуникационными навыками, обладающим высоким уровнем моральных качеств и корпоративной культуры. Таким образом, при разработке критериев и факторов подготовки специалистов высокой квалификации необходимо исходить из реалий и выраженных тенденций современного глобального развития, определяющих профильные нормы и индикаторы на долгосрочную перспективу.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
  2. Гурбангулы Бердымухамедов «Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития». Ашхабад 2018 года;
  3. https://turkmenistan.gov.tm
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, национальная экономика, высокая динамика, Туркменистан, учреждение.


Задать вопрос