В статье исследуется исторический аспект возникновения и развития коррупции в России. Представлены различные подходы к периодизации возникновения и развития взяточничества и коррупции. Проведен анализ форм борьбы с данным негативным явлением в различные периоды развития российского общества и государства.
Ключевые слова: взятка, коррупция, законодательство об ответственности, борьба с коррупцией, государственная служба.
Методология исследования: историко-правовой анализ научной литературы и практического отечественного опыта по заданной проблеме.
Метод исследования: историко-генетический.
Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет коррупцию как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [15]. Данное негативное явление пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным нежелательным последствиям, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, духовно-нравственные ценности и в целом угрожает национальной безопасности страны.
Исследования исторического прошлого любого явления или процесса позволяют лучше понять условия и предпосылки произошедшего, соотнести их с соответствующей тому времени и современной социально-экономической и исторической ситуациями и, исходя из этого, сделать объективные выводы и дать более точные прогнозы развития явления или процесса в будущем. Данные знания помогут избежать ошибок, допущенных в прошлом и использовать наработанный опыт в современной практической борьбе с коррупцией. Таким образом, исследование истории возникновения и развития коррупции сохраняет актуальность на любом этапе развития общества и государства.
История возникновения коррупции в России восходит к истокам возникновения общества и становления государства как управленческой машины. Первые упоминания историки относят к периоду существования Древней Руси. В научной литературе по данной проблематике представлены различные варианты периодизации истории коррупции в России. Общепризнанной является периодизация, предложенная исследователями Басецким И. И. и Башаном А. В.:
1) древний (развитие ранней государственности в российских княжествах и Российской империи IX-XV вв.);
2) дореформенный и пореформенный периоды (XVI-XIX вв.);
3) советский период (большая часть XX в. — 1917–1991 гг.);
4) постсоветский период (с 1992 г. по настоящее время) [14].
Традиции общества Древней Руси в период становления государственности легли в основу появления такого понятия, как «кормление». Связано это с тем, что государственные служащие того времени не получали жалованье от власти, а содержались исключительно за счет населения по нормам, установленным главой государства. Представители князя объезжали подданных и собирали дары и подношения. Часть собранного сдавалась в казну государства, часть оставалась у воевод и наместников. Таким образом, «кормление» было узаконенным взяточничеством. Однако, уже в то время проявлялись факты корыстного поведения служивых людей в виде взяток и иных злоупотреблений, на что государство начинало уже тогда предпринимать ограничительные меры и устанавливать нормы. Так, в Русской Правде был обнародован список должностных лиц и установлены определенные нормы повинности за злоупотребления. К XV веку нарушения и злоупотребления приобрели характер системы и в 1555–1556 гг. «кормления» официально были отменены, однако традиция обогащаться за счет подарков и подношений прочно укрепилась в менталитете населения и продолжает существовать в настоящее время. В то же время появились такие понятия как «мздоимство» и «лихоимство». «Мздоимство» подразумевало выполнение чиновником за плату какого-либо действия, входящего в его должностные обязанности и не нарушающего закон, в то время как «лихоимство» заключалось в выполнении за плату противозаконных действий. И если мздоимство не считалось противозаконным, то с лихоимством государство пыталось бороться.
Первые попытки пресечения распространения коррупции были предприняты Иваном III: судьям было запрещено брать взятки (посулы). Тех, кто нарушал запрет, жестоко наказывали. В 1561 году его внук Иван IV (Грозный) ввел Судную грамоту, устанавливающую за взятки смертную казнь [12, с. 89]. Как форма коррупции взяточничество было отражено в Судебнике 1497 года, однако более детально коррупция рассматривается в Судебнике 1550 года. В данном Судебнике впервые введено понятие должностного преступления судей, как вынесения неправильного решения в результате получения взятки.
Уголовным правом в тот период сделан заметный шаг в борьбе с коррупцией: в Соборном Уложении 1649 года впервые введена классификация преступлений и были предусмотрены более жесткие наказания за коррупционные преступления, такие, как сокрытие пошлин при регистрации дел, притеснение населения, подлог при переписке судебного дела и др. [8, с. 57].
В период XVII-XVIII вв. коррупция в стране достигла больших размахов [3, с. 46]. Следует отметить, что уже в то время поиски мотивов и причин столь масштабного распространения взяточничества привели к выводу о крайне низком жаловании чиновников, однако попытки решить данную проблему к желаемым результатам не привели.
Активным борцом с коррупцией в системе государственного управления выступил Петр I, увидевший в этом явлении серьезную угрозу для государства и общества. Для борьбы с этим злом Петр I в декабре 1714 г. свои указом ужесточил наказания за злоупотребления чиновниками своим положением путем введения смертной казни не только за получение, но и за дачу взятки, ввел уголовную ответственность за пособничество, а также за недонесение о совершении корыстных преступлений. В исследованиях Ключевского В. О. приведена норма, применяемая во времена правления Петра I: «…кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен» [5].
Петром I был введен «Табель о рангах», утверждающий новую систему градации государственных служащих, и введена фиксированная сумма денежного довольствия для чиновников. Сделано это в целях искоренения взяточничества, однако, скромное жалованье, в особенности для низших чинов, выплачивалось нерегулярно, государственный аппарат разрастался и взяточничество продолжало процветать [4, с. 397].
Только при Екатерине II было введено твердое жалованье для чиновников всех уровней, которое выплачивалось постоянно. Проблему взяточничества, в частности, среди судей, императрица предлагала решать следующим образом: «Все судебные места наполнить достойными в знании и честными людьми; а чтоб прямо таковых иметь, но необходимо нужно дать им к безбедному пропитанию по мере каждого довольное жалованье» [7. с. 458]. Екатерина издала манифест о судах, к манифесту прилагался реестр должностей и жалованья, которое было существенно повышено. Это должно было решить проблему не только в суде, но и в других областях государственной службы. В этот период все приношения и подарки от населения государственным чинам были отменены, ознаменовав окончание законного статуса взяточничества. Однако данные меры не позволили истребить коррупцию в одночасье. Интересные факты о борьбе с коррупцией во времена Екатерины II приведены в исследованиях В. А. Коновалова: «…в 1766 году особым указом было вынесено наказание 39 чиновникам Белгородской губернии, «оказавшихся в преступлениях»: во взятках «от неуказного винного курения» в размерах 1.315 рублей за три года был признан виновным губернатор князь Григорий Шаховской; он был сослан в деревню на четыре года, с вечным запретом на въезд в Белгородскую губернию, оштрафован на сумму, вдвое превышающую полученную, в пользу сиротского дома [11]. Другие чиновники были наказаны различным образом: штрафами, лишением на время чинов. При этом мнение Сената о наказании было более строгим, императрица же своим решением его смягчала» [7. с. 61–68]. Таким образом, в период правления Екатерины II взяточничество продолжило расцветать и распространяться еще и потому, что ведущим принципом в борьбе с коррупцией стало не ужесточение наказания, а его неотвратимость. Чиновники жили в постоянном страхе, но продолжали воровать и лихоимствовать.
В XIX веке ситуация с коррупцией в стране принципиально не претерпела изменений вплоть до революции 1917 года. Ответственность за мздоимство и лихоимство устанавливалась Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.), в котором была специальная глава. Наказание за данные деяния выражались в денежном взыскании, превышающем сумму взятки вдвое. Очевидно, что данный фактор позволил злоупотреблять чиновникам практически всех рангов своим положением и всякие попытки борьбы с коррупцией были безрезультатными.
Октябрьская революция 1917 года привела к смене государственного строя и формы правления Российским государством, в котором взятка рассматривалась как наследие «прогнившего» режима, и бороться со взяточничеством необходимо в рамках общей стратегии борьбы с частной собственностью с позиций классового подхода. Термин «коррупция» в советском праве не использовался. Применялись такие понятия, как «взяточничество», «злоупотребление служебным положением», «попустительство». Но отсутствие термина не означало отсутствие самого явления. Несмотря на то, что в числе первых советских документов был издан Декрет СНК «О взяточничестве» от 8 мая 1918 года, предусматривающий такие виды наказания, как лишение свободы на срок не менее пяти лет с принудительными работами на тот же срок, конфискацию имущества и др., полностью коррупцию в молодом советском государстве искоренить не удалось. [7. с. 74].
А. Н. Симоненко в своих исследованиях приводит данные о должностных преступлениях в Москве и Московской губернии: только в Москве в 1919–1922 гг. дела о должностных преступлениях и взяточничестве составили 10 % дел, рассмотренных судами. Согласно данным исследователей, с 1928 по 1932 год количество осужденных за должностные преступления увеличилось в 5 раз [13].
В период правления И. В. Сталина и Н. С. Хрущева в социальной структуре общества образовался, развился и укрепился новый слой — номенклатура, представители которой были практически недосягаемы для правосудия и не особо боялись наказаний, в то время как меры за коррупцию были ужесточены вплоть до расстрела [3, с. 46]. С появлением номенклатуры коррупция на государственной службе не только не была искоренена, но и дополнилась новыми видами. Так, попытки предпринимательской деятельности реализовывались через подкуп сотрудников госаппарата; создавались элитные магазины для номенклатуры, куда доступ простым гражданам был невозможен; принцип «самоснабжения» позволял работнику номенклатуры получать массу дополнительных льгот и привилегий. Считалось, что в советском государстве причины для коррупции отсутствуют, а случаи проявления взяточничества — результат недоработок в воспитательной работе. Однако, несмотря на громкие дела того времени («ленинградское», «московское», «менгрельское» в 1940–1950 гг.), раннесоветский период отличался высоким уровнем контроля со стороны правоохранительных органов за коррупционными явлениями в стране.
Со второй половины 60-х до конца 80-х гг. взяточничество в стране стремительно развивалось. «В 1980 году было выявлено более 6000 случаев, что составило на 50 % больше, чем в 1975 г. [6]. В. А. Коновалов в своих исследованиях отмечает, что именно в этот период «появились первые организованные коррумпированные группы: в частности, группа в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра насчитывала более 100 человек» [7, с. 77]. В конце 1980-х гг. термин «коррупция» получил широкое употребление. В органах власти процветало кумовство, многие распоряжались государственной собственностью, как личной, круг преступлений расширился: подтасовка плановых заданий, сокрытие махинаций, назначение на важные должности нужных людей, продажа дефицитной продукции и т. д. Нередко дела по взяточничеству, если они касались высоких чиновников, сворачивались.
Широкомасштабная борьба со взяточничеством в торговле и промышленности проводилась под руководством Ю. А. Андропова. В тот период была проведена «чистка» коррумпированных элементов в Грузинской и Азербайджанской ССР; в уголовный Кодекс были введены новые виды наказаний — отказ в праве занимать некоторые должности и вести определенную деятельность.
Распространение и развитие коррупции в СССР, а также безуспешная борьба с этим явлением стали одними из основных причин, приведших к распаду страны. Распад СССР и становление новой государственности проходили в крайне сложных, порой экстремальных социально-экономических условиях. На фоне борьбы за власть и бездействия правоохранительных органов происходила криминализация общества. Рост коррупции в эти годы был обусловлен не только приватизацией, из которой огромную выгоду получили близкие к органам власти чины, но и безработицей, невыплатой зарплат, ростом бюрократического аппарата, сращиванием криминала с властью. Высокий уровень коррумпированности власти привел к необходимости развития нормативно-правовой базы по противодействию коррупции. С 1992 г. принят ряд указов Президента России: «Указ Президента России от 4 апреля 1992 года № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Указ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продуктов для государственных нужд». Появились законодательные акты, посвященные коррупции в таможенной службе, МВД, ГАИ. В 2003 году создан национальный антикоррупционный комитет — Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией. В 2006 году Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Несмотря на принятие перечисленных нормативно-правовых актов, этого было недостаточно: стремительный переход к новой экономической системе, недостаточный централизованный контроль, неразвитость системы правового обеспечения привели к тотальной многоуровневой коррумпированности в стране.
Соответствующее законодательство по борьбе с коррупцией стало формироваться только со второго десятилетия XXI века. Так, особое внимание стало уделяться декларированию чиновниками доходов своих и близких родственников; наряду с контролем над доходами государство стало вести контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний и их родственников. Введен ряд запретов, в том числе запрет для государственных служащих заниматься предпринимательской деятельностью и принимать участие в управлении хозяйствующими субъектами. Появилось право изъятия имущества по требованию прокуратуры и решению суда, если оно было приобретено путем незаконного обогащения [2].
В настоящее время в Российской Федерации разработана значительная правовая база, созданы различные организационные структуры, занимающиеся вопросами противодействия коррупции. Большую роль играют общественные институты, представляющие гражданское общество, сотрудничающие с публичной властью. По данным международной неправительственной организации Transparency International, Россия по индексу восприятия коррупции поднялась с 154 строки в 2010 году до 136 в 2021 году (согласно методике подсчета, чем выше позиция, тем лучше показатель).
Вместе с тем, следует отметить, что многие положения из указов Президента России и других нормативно-правовых актов до сих пор не получили полноценную реализацию. Население все чаще демонстрирует уверенность в коррумпированности органов государственной власти, проявляя к ней недоверие.
Таким образом, в настоящее время, как и на протяжении всей истории России, коррупция продолжает оставаться наиболее распространенным негативным явлением, особенно четко проявляющимся во времена государственных реформ. Анализ истории развития коррупции показал, что одними карательными мерами, т. е. борьбой с последствиями, невозможно добиться положительных результатов. Важна масштабная профилактика, устранение причин, порождающих условия для коррупции. С учетом многоплановости и широкомасштабности данного феномена подходить к решению проблемы противодействия коррупции необходимо комплексно, учитывая негативный опыт борьбы с коррупцией в Древней Руси, а затем в Российской империи, когда коррупционная деятельность имела недостаточную отрицательную окраску и рассматривалась только в кругах представителей чиновничества.
Литература:
- Басецкий И. И. Коррупция: теория и практика противодействия. // Монография. — 2005. Минск.: Академия МВД республики Беларусь. 567 с.
- Векленко С. В., Соколов А. Н. Философия права. 2013.№ 3 (58). С. 81–90.
- Григорьева Т. В. Коррупция в России: история и современность. // Экономика. 2009. № 1 с. 46–50.
- Демидова, Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и её роль в формировании абсолютизма. М.: Наука, 1987. 446 с. С. 441–446.
- Двинская уставная грамота 1397–1398 гг.//Российское законодательство X-XX веков: в 9 т.- М.: Юридическая литература, 1985. — Т.3. — с. 181, 185.
- Записка Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС от 21 мая 1981 г. об усилении борьбы со взяточничеством в 1975–1980 гг.
- Коновалов В. А. Коррупция в российской истории и праве // «Белые пятна» российской и мировой истории. — 2014. — № 6. — С. 61–83.
- Маньков А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. СПб.: печатное дело, 1212. 218 с.
- Озерная М. С. «Российская бюрократия как перпетуум мобиле реформ» /Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. — М., 1995. с.358.
- Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб,1830. — Т. VI, 458 c.
- Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб,1830. — Т. VII. — 1136 c.
- Пономарев Е. Г. Коррупция в России: истоки и условия преодоления. //Общество и право.2012.; № 4 с. 174.
- Симоненко А. Н. Об истории правового регулирования предупреждения коррупции при исполнении наказаний по российскому законодательству. // Журнал Человек. Преступление и наказание. — 2009. № 3.С. 36–41.