Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Шанаев, О. В. Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга) / О. В. Шанаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100669/ (дата обращения: 16.10.2024).



Представленная статья проливает свет на то, что в общем виде являет собой договор коммерческой концессии (франчайзинг) в России. Вместе с тем приводятся и раскрываются доктринальные и легальные понятия указанной договорной формы общественных отношений. Отмечается специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга). В то же время автор подмечает молчание и темноту отечественного гражданского законодательства, имеющего своей целью регулирование вышеуказанной соглашения. Автор выдвигает значимые и перспективные траектории эволюции Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования правоотношений, порождаемых и развивающихся в рамках договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Ключевые слова: коммерческая концессия, договор коммерческой концессии, франчайзинг, предпринимательский договор, товарный знак.

Переход России с плановой экономики на ее альтернативу — рыночную в 90-е годы прошлого столетия повлек за собой появление целого шлейфа различных, до тех пор не существовавших, способов, форм и моделей осуществления хозяйствующей и иной приносящей доход деятельности. Одним из таких способов ведения деловой активности стал франчайзинг, который подразумевал возмездное срочное предоставление дозволения на использование комплекса исключительных права, а также результатов интеллектуальной деятельности.

Договорная конструкция коммерческой концессии в РФ представляется рентабельной для каждого из контрагентов сделки. По такому договору вытекает, что одна сторона, именуемая правообладателем, масштабирует свое сетевое коммерческое предприятие посредством усилий и деловой активности другой стороны договора, именуемого пользователем, который в свою очередь обретает право на самостоятельное использование комплексного массива исключительных прав в рамках осуществляемой им хозяйственной деятельности.

Вместе с тем потребитель амортизирует, нивелирует, и, если угодно, смягчает риски ввиду того обстоятельства, связанного с отпадением потребности в осуществлении рекламной кампании и маркетинговой стратегии и обусловленного наличием у правообладателя собственной целевой аудитории — потребительской базы.

Историю внедрения в гражданский и экономический оборот Российской Федерации коммерческой концессии можно проследить, начиная с рассвета 90-х годов минувшего столетия. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) нашел свое закрепление в отечественном гражданском законодательстве в главе 54 ГК РФ, которая в разные периоды времени подвергалась редакции.

На законодательном уровне было закреплено содержание понятия договора коммерческой концессии. Так, согласно п.1 ст.1027 ГК РФ: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1].

Юридическая литература содержит в своей массе различный спектр определений рассматриваемого в настоящей работе контракта. Кроме всего прочего в ученой среде наблюдается консенсус относительно признания тождества между франчайзингом и договором коммерческой концессии. Как видится, франчайзинг и его отечественный аналог — договор коммерческой концессии имеют применение в целях достижения одной цели, а также они наделены схожими признаками.

Между тем зарубежные партнеры не разделяют выше приведенной точки зрения отечественных ученых относительно идентичности франчайзинга и коммерческой концессии.

Представляется интересным замечание А. П. Сергеева относительно характеристики и содержания договора коммерческой концессии, который считал данный договор как консенсуальный, возмездный и взаимный, который опосредует предоставление комплекса исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации для использования в предпринимательской деятельности» [2, с.730].

Проведя аналитический разбор рассматриваемого в настоящей работе соглашения, представляется допустимым вывести следующие его особенности:

  1. По сфере применимости — договор зачастую используется в предпринимательстве, поскольку основными его акторами являются хозяйствующие субъекты: коммерческие организации и ИП;
  2. Объект договора образует комплекс исключительных прав;
  3. Подлежащие передаче по договору права дозволяется использовать по целевому назначению, а именно — в сфере предпринимательства;
  4. Рассматриваемый договор также обладает специфическим содержанием, к примеру: правообладатель обязуется содействовать различными способами пользователю либо контролировать качество продукта, а пользователю в свою очередь вменяется обязанность неукоснительно соблюдать указания контрагента;
  5. Извлекая пользу из полученной совокупности дозволений (прав), пользователь, как участник гражданского оборота, действует от своего имени, то есть имеет свою правосубъектность — самостоятельность;
  6. Правообладатель имеет право предусмотреть в договоре правила или оговорки, которые могут ограничивать правомочия контрагента с соблюдением того условия, что они не будут исключать допустимость конкурирования пользователя с правообладателем и третьими лицами.

Между тем следует напомнить, что отечественное антимонопольное законодательство предусматривает правила, преследующие охранительную функцию, выражающуюся в возможности признать такие ограничивающие положения договора недействительными;

  1. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) подлежит прохождению процедуры по его государственной регистрации, бремя совершения которой возлагается на правообладателя.

Некоторая часть ученых полагает, что договор, не имеющий регистрации, способен в перспективе породить негативные правовые последствия как для одной стороны, так и для другой. К слову, А. А. Еремин полагает, что это является основанием для злоупотребления правами [3, с.73–83].

Таким образом правоотношения, порождаемые договором коммерческой концессии надлежащим и достаточным способом и не имеют существенных пробелов в регулировании. Вместе с тем гражданское законодательство имеет все же определенные упущения.

Как видится, приоритет в деле реформирования данных правоотношений должно идти по такому пути:

— необходимо уточнить в рамках антимонопольного законодательства ограничения, налагаемые на пользователя в целях охраны прав и законных интересов пользователя;

— важно предоставить наиболее благоприятные условия для создания привлекательного инвестиционного климата в стране в целях привлечения иностранного капитала;

— требуется создать законодательную базу, содержащую сведения о раскрытии информации на преддоговорной ступени взаимоотношений контрагентов, что позволит предупредить неблагоприятные экономические последствия для пользователей. В то же время представляется важным ввести в действие санкцию об ответственности участников договора на случай совершения правонарушения в части соблюдения конфиденциальности раскрытой информации.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
  2. Сергеев А. П. Гражданское право. Том 2.2-е издание. Учебник / А. П. Сергеев. — Москва: «Проспект», 2016. — 867 с.
  3. Еремин А. А. Применение и развитие договора коммерческой концессии в российском и зарубежном законодательстве/ Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014 № 4. С. 73–83.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, договор, правообладатель, франчайзинг, ГК РФ, деловая активность, интеллектуальная деятельность, отечественное гражданское законодательство, Российская Федерация, товарный знак.


Похожие статьи

Правовая природа концессионного соглашения

В статье анализируется правовая природа концессионного соглашения. Выявлены квалифицирующие особенности концессионного соглашения. Обоснована позиция, согласно которой, несмотря на наличие большого количества общих признаков, с точки зрения текущей с...

Сущность и правовое регулирование договора присоединения

Договор о присоединении можно назвать одним из самых противоречивых в российском гражданском праве. Его нормативное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации происходит в главе 27 среди предварительных соглашений; особенность договора о ...

Проблемы переквалификации договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица индивидуальному предпринимателю в трудовой договор

Проблемы переквалификации договоров обычно связаны с определением признаков, которые делают трудовой договор отличным от других гражданско-правовых соглашений, таких как договор поручения или договор возмездного оказания услуг. Отсутствие четкого зак...

Трудовой договор, договор подряда и договор об оказании услуг: сравнительно-правовой анализ в соответствии с российским законодательством

Охрана и защита трудовых прав граждан — одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. Несмотря на то, что договор подряда и договор об оказании услуг регулируют отношения сторон по выполнению работ, их нельзя отождествлять с ...

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора и договора франшизы в условиях современной правоприменительной практики

В статье автор проводит сравнительно-правой анализ лицензионного договора и договора франшизы с учетом актуальных изменений в отечественном законодательстве, а также современной практике применения таких договоров лицами, осуществляющими предпринимат...

Контракты адгезии: правовой анализ и практические аспекты применения

Контракты адгезии — это особый вид договоров, предлагаемых одной из сторон на заданных условиях, к которым другая сторона присоединяется без возможности влияния на их содержание. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты контрактов адгезии, их...

Правовая защита бренда

Данная статья посвящена оценке особенности юридической природы бренда на современном этапе, так как бренд используется в качестве индивидуализации своей деятельности для привлечения и закрепления потребителей и защиты имиджа от недобросовестных конку...

Особенности правового регулирования аренды зданий и сооружений

На современном этапе рыночных отношений вопросам, связанным с правовым регулированием вещных прав, уделяется особое внимание. Из числа гражданско-правовых договоров, посредством которых регулируются имущественные права, ведущее место отводится догово...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Аспекты недобросовестности сторон при заключении и расторжении публичных договоров в гражданском праве

В настоящей статье рассматриваются проблемы, с которыми субъекты гражданского права встречаются при заключении и расторжении публичного договора в Российской Федерации. Помимо этого, исследуется вопрос о наличии свободы договора как таковой в контекс...

Похожие статьи

Правовая природа концессионного соглашения

В статье анализируется правовая природа концессионного соглашения. Выявлены квалифицирующие особенности концессионного соглашения. Обоснована позиция, согласно которой, несмотря на наличие большого количества общих признаков, с точки зрения текущей с...

Сущность и правовое регулирование договора присоединения

Договор о присоединении можно назвать одним из самых противоречивых в российском гражданском праве. Его нормативное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации происходит в главе 27 среди предварительных соглашений; особенность договора о ...

Проблемы переквалификации договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица индивидуальному предпринимателю в трудовой договор

Проблемы переквалификации договоров обычно связаны с определением признаков, которые делают трудовой договор отличным от других гражданско-правовых соглашений, таких как договор поручения или договор возмездного оказания услуг. Отсутствие четкого зак...

Трудовой договор, договор подряда и договор об оказании услуг: сравнительно-правовой анализ в соответствии с российским законодательством

Охрана и защита трудовых прав граждан — одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. Несмотря на то, что договор подряда и договор об оказании услуг регулируют отношения сторон по выполнению работ, их нельзя отождествлять с ...

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора и договора франшизы в условиях современной правоприменительной практики

В статье автор проводит сравнительно-правой анализ лицензионного договора и договора франшизы с учетом актуальных изменений в отечественном законодательстве, а также современной практике применения таких договоров лицами, осуществляющими предпринимат...

Контракты адгезии: правовой анализ и практические аспекты применения

Контракты адгезии — это особый вид договоров, предлагаемых одной из сторон на заданных условиях, к которым другая сторона присоединяется без возможности влияния на их содержание. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты контрактов адгезии, их...

Правовая защита бренда

Данная статья посвящена оценке особенности юридической природы бренда на современном этапе, так как бренд используется в качестве индивидуализации своей деятельности для привлечения и закрепления потребителей и защиты имиджа от недобросовестных конку...

Особенности правового регулирования аренды зданий и сооружений

На современном этапе рыночных отношений вопросам, связанным с правовым регулированием вещных прав, уделяется особое внимание. Из числа гражданско-правовых договоров, посредством которых регулируются имущественные права, ведущее место отводится догово...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Аспекты недобросовестности сторон при заключении и расторжении публичных договоров в гражданском праве

В настоящей статье рассматриваются проблемы, с которыми субъекты гражданского права встречаются при заключении и расторжении публичного договора в Российской Федерации. Помимо этого, исследуется вопрос о наличии свободы договора как таковой в контекс...

Задать вопрос