Формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Сидорцов, Р. В. Формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля / Р. В. Сидорцов, В. В. Танюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100672/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрены правовые аспекты защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации в сфере государственного и муниципального контроля.

Ключевые слова: форма защиты, судебная защита, государственный контроль, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, административная форма защиты, общественная форма защиты.

Осуществление государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеет строгую законодательную закрепленность, так, например, согласно положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными [5].

Но на практике осуществление административных полномочий часто допускает серьезные нарушения закона, что сказывается на репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а иногда делает невозможным осуществление субъектом своей деятельности без помех в будущем.

Защиту прав субъектов предпринимательской деятельности следует понимать как ряд юридических мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав, которые осуществляются законодательно установленными способами и в определенных формах.

Объектами такого рода защиты являются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В научной юридической литературе под формами защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и (или) оспариваемых прав. Её суть заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, может обратиться за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права либо пресечения правонарушения [7].

Форма защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется исходя из специфики субъекта, осуществляющего защиту таких прав и законных интересов.

Закон указывает нам на существование трех форм защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно положениям Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется путем обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [5].

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выделяет также третью форму защиты, именуемую общественной, находит свое отражение в отдельной статье означенного закона, сущность её заключается в том, что деятельность объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций, может быть направлена на обеспечение защиты нарушенных прав, что говорит о том, что указанная форма защиты доступна для использования только специальными «коллективными» субъектами права [4].

Так, к примеру, согласно положениям статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения [2].

Астахова М. А. выделяет также разновидностью общественной формы защиты возможность участия в проверке Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте России [7].

Частью 2 статьи 39 Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что обжалование в судебном порядке решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев их судебного обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности [5].

Досудебная (административная) форма защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исходя из вышеуказанного положения закона выдвигается законодателем на передний план из чего можно сделать вывод о том, что судебная форма защиты прав, скорее рассматривается как альтернативная.

Административная защита может быть обязательной и альтернативной. При обязательной процедуре административная защита является обязательным досудебным порядком разрешения спора. Несоблюдение указанного порядка влечет ряд негативных процессуально-правовых последствий, препятствующих рассмотрению спора в дальнейшем в судебном порядке.

Административный порядок реализуется посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу.

Законом установлено, что контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Правовой основой реализации административной формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает положение статья 11 ГК РФ, согласно которому защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде [2].

Параметры реализации указанной формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в главе 9 Федерального закона 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в которой регулируются, в том числе основные положения о порядке рассмотрения жалобы, требования к форме и содержанию жалобы, виды обжалуемых решений и действий, сроки подачи жалобы, основания отказа в рассмотрении жалобы, перечень которых является исчерпывающим, сроки рассмотрения жалобы и дачи не нее ответа [5].

Конкретный порядок рассмотрения жалобы определяется соответствующими положениями о виде контроля.

Важно в этой связи отметить тот факт, что органы прокуратуры Российской Федерации в установленном порядке осуществляют контроль за реализацией положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Неблагоприятное состояние законности в сфере деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует усиления повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав ее субъектов.

Так согласно пункту 12 Приказа Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц [6].

Судебный порядок защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля обусловлен тем, что означенные субъекты правоотношений часто становятся объектами различного рода контрольных мероприятий, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления в рамках осуществляемой ими правоохранительными деятельности. К сожалению, на практике имеют место быть случаи нарушения означенными органами прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что, несомненно, вызывает необходимость их защиты.

В судебном порядке защита осуществляется посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Судебный порядок защиты предусматривает разрешение споров путем его рассмотрения в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Верховном и Конституционном судах.

Исковое заявление, смотря от категории спора, может быть подано как в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), так и в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Основное бремя по восстановлению нарушений или признанию оспариваемых прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лежит на арбитражных судах. Это неудивительно, ведь эти суды представляют собой государственный орган, который был создан специально для рассмотрения и разрешения хозяйственных споров между организациями, являющимися юридическими лицами, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеет статус индивидуального предпринимателя.

Так согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности [1].

В случае КАС РФ формой обращения выступает административное исковое заявление.

В рамках своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации дает юридических лицам и индивидуальным предпринимателям право оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов и обращаться с жалобами в случае нарушения их конституционных прав и свобод.

Исходя из чего отметим, что судебный порядок защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматривает специальный порядок их реализации и соответствующие правовые последствия.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что первоочередными препятствиями в осуществлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нередко являются неправомерные действия должностных лиц государственных и муниципальных органов при осуществлении ими полномочий контроля (надзора) и изданные в этой связи незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающие определенные ограничения, а также обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

Исходя из означенной проблемы законодателем было предложено три формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля: административная форма, судебная форма и общественная форма.

В отличие от Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)» Федеральный закон 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установил в качестве основной формы защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в административном порядке, детально регламентировав ее параметры. Указанные изменения, устанавливая соответствующие требования, по своей сути, усиливают защиту субъектов предпринимательской деятельности в досудебном порядке, не приводя их долгим судебным тяжбам. Такие совершенствования закона, по моему мнению, являются обоснованными, поскольку устраняют пробельность регулирования административной формы защиты.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 10.01.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2023).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).
  3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023).
  4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.02.2023).
  5. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 04.03.2023).
  6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (вместе с «Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (ред. от 20.04.2022) «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2023).
  7. Астахова М. А. Формы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) // «Безопасность бизнеса». 2017. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный контроль, государственный контроль, лицо, Российская Федерация, предприниматель, форма защиты, защита, предпринимательская деятельность, административный порядок, надзор.


Ключевые слова

юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, судебная защита, государственный контроль, форма защиты, административная форма защиты, общественная форма защиты

Похожие статьи

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя

В статье приведен правовой анализ гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя, выявлены проблемы, существующие в действующем законодательстве и правоприменительной практике с участием индивидуальных предпринимателей.

Механизм защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье рассматриваются особенности механизма защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере адвокатской деятельности.

Административная ответственность государственных и муниципальных юридических лиц

В работе затрагиваются проблемные вопросы юридической и, в частности, административной ответственности юридических лиц, действующих на основании и во исполнении функций органов государственной и исполнительной власти.

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье автор рассматривает отдельные вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран в реализации конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц публичной власти: сравнительно-правовое исследование

На основе сравнительно-правового анализа конституционного законодательства зарубежных стран в статье определены основные формы участия конституционных судов в процессе применения конституционно-правовой ответственности к органам и должностным лицам п...

Проблемы разъяснения прав при осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства

В статье на основе анализа уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики исследуются проблемы реализации права участников уголовного судопроизводства на применение мер процессуальной и иной безопасности, мер социальной подд...

Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).

Похожие статьи

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Вопросы ответственности в праве социального обеспечения

Анализируются проблемы ответственности, возникающие у субъектов в праве социального обеспечения РФ. Определяются порядок привлечения к юридической ответственности лиц, участвующих в данных правоотношениях. Кроме того, выдвигаются соответствующие усло...

Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя

В статье приведен правовой анализ гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя, выявлены проблемы, существующие в действующем законодательстве и правоприменительной практике с участием индивидуальных предпринимателей.

Механизм защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье рассматриваются особенности механизма защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере адвокатской деятельности.

Административная ответственность государственных и муниципальных юридических лиц

В работе затрагиваются проблемные вопросы юридической и, в частности, административной ответственности юридических лиц, действующих на основании и во исполнении функций органов государственной и исполнительной власти.

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье автор рассматривает отдельные вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран в реализации конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц публичной власти: сравнительно-правовое исследование

На основе сравнительно-правового анализа конституционного законодательства зарубежных стран в статье определены основные формы участия конституционных судов в процессе применения конституционно-правовой ответственности к органам и должностным лицам п...

Проблемы разъяснения прав при осуществлении государственной защиты участников уголовного судопроизводства

В статье на основе анализа уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики исследуются проблемы реализации права участников уголовного судопроизводства на применение мер процессуальной и иной безопасности, мер социальной подд...

Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения обязательных требований в условиях реформы контрольной (надзорной) деятельности

В настоящей статье автором рассматривается проблема привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение обязательных требований являющихся предметов государственного контроля (надзора).

Задать вопрос