Статья посвящена анализу значения духовно-нравственных ценностей и идеалов в системе национальной безопасности государства. Анализируются факторы, оказывающие влияние на духовную безопасность России как основу национальной безопасности. Рассматриваются особенности развития нормативно-правовая регламентации в сфере государственной политики по защите традиционных нравственных ценностей. Выявляются проблемы и угрозы в сфере духовной безопасности.
Ключевые слова : традиционные ценности, духовно-нравственные идеалы, деструктивная идеология, ценностные приоритеты, национальная идея, духовная безопасность.
В ходе развития государства и общества все большую значимость обретают вопросы, связанные c духовно-нравственным развитием и духовной безопасностью. Отчасти это происходит в связи c изменениями в социокультурной, социоэкономической и политической сферах. Исторически сложилось так, что основным фактором, восстанавливающим духовный, культурный, нравственный потенциал общества, является не что иное, как восстановление системы духовно-нравственного воспитания. Данный феномен включает в себя базис, нравственные ценности, о которых и пойдет речь в данной статье.
Проанализируем знаменитую фразу Аристотеля: «Природа не терпит пустоты». Смысл высказывания заключается в том, что отсутствие постоянного совершенствования и применения, как основополагающего фактора, духовно-нравственного воспитания, повлечет его спад в развитии — регресс. А этим, в свою очередь, будут пользоваться лица, преследующие корыстные цели и задачи. [1] В связи c этим может возникнуть масса проблем в современном обществе, в числе которых: полное или частичное обесценивание издавна сложившихся человеческих ценностей — составляющих нравственности. (доброта, уважение, трудолюбие, крепкая семья, доверие, воспитанность и т. д.); неправильное понимание молодежью нравственно значимых категорий, восприятие их как развлечений; культ потребления и т. п.
Вопросам духовной безопасности во все времена уделялось особое внимание. Особое внимание вопросам национальных ценностей и их защите уделяли в своих трудах А. В. Опалев, В. К. Сенчагов, С. В. Петров, В. А. Макашев, Саидов А. Х., Кашинская Л. Ф., Гольтяпина И. Ю., Жаглин А. В. и многие другие. Однако, в связи c регулярно изменяющейся законодательной базой и нестабильной геополитической обстановкой, данная тема не перестанет быть актуальной и в настоящее время.
Двадцать первый век можно смело считать переломным этапом в определении приоритетов в сфере образования и воспитания молодежи. Распространение либеральных ценностей в виде навязчивой деструктивной идеологии приводит к пагубным социальным процессам, которые негативно сказываются и отражаются на национальной безопасности [2].
Либеральная деструктивная идеология формирует у населения преимущественно потребительское понимание жизненного процесса, отказ от традиционных ценностей, формирует стремление к узкой специализации, проецирует отсутствие нравственных корней в поведенческой деятельности, формирует запрос на разрушение семьи в традиционном ее понимании, обесценивании материнства и детства. К числу наиболее опасных тенденций (представляющих угрозу духовной безопасности), доминирующих в современном обществе, относятся: настрой граждан только лишь на материальное благополучие, неограниченное богатство, стремительный карьерный рост c игнорированием при этом духовной составляющей; потеря интереса у молодежи к семейным ценностям, игнорирование устоявшейся тенденции уважения к родителям; утрата многими людьми традиционных представлений о совести, чести, личном достоинстве, цели и смысла жизни, веры в будущее; снижение в целом понимания понятий, связанных с нравственностью, необходимостью соблюдения этических принципов и норм поведения, обращения с другими людьми.
В настоящее время духовно-нравственный кризис считается максимально актуальной и глобальной проблемой, следствием которой становится подрыв не только духовного уровня развития страны, но и национальной безопасности в целом. Еще Наполеон Бонапарт говорил: «Упадок нравов — это погибель государства как политического целого». [3] Именно наличие сформированной и устоявшейся системы нравственных ориентиров позволит решать масштабные национальные задачи государства.
O необходимости реанимации масштабного восстановления духовно-нравственных ценностей и традиций России неоднократно в своих выступлениях указывал Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Все это позволит решить задачи модернизации государства.
9 ноября 2022 года президент своим указом утвердил основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Документ определяет цели, задачи, а также инструменты по защите государством этих ценностей. Так, под традиционными ценностями сегодня понимаются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколение в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Считаем целесообразным согласится с В. В. Путиным в том, что ситуация в мире требует мер защиты традиционных ценностей, поскольку они являются основой российского общества. В документе сказано, что угроза традиционным ценностям исходит от деятельности террористических и экстремистских организаций, а также от деятельности США и других недружественных стран. В этой связи, среди серьезных угроз духовной безопасности выделяется деструктивное идеологическое воздействие оказываемое на россиян (в том числе пропаганда нетрадиционных отношений, которая угрожает демографии, но органично вписывается в сервисную архитектуру либеральных систем государственного управления) [4].
Формирование образа России, как государства, которое хранит и защищает традиционные общечеловеческие ценности, является одной из целей российской государственной политики. Кроме того, считаем важным отметить в данной связи роль Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. К ранее существовавшим ценностям была добавлена необходимость воспитания человеколюбия, воли, справедливости, совести, стремления к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Анализ названной Стратегии позволяет выразить ее основную идею — приоритет духовного над материальным. В документе также указывается, что одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности». [5]
Таким образом, основной причиной проблем современного общества является бездуховность. Печально, что в настоящее время мы c восторгом вспоминаем, изучаем и гордимся в основном гениями и героями прошлого. Сегодня в СМИ практически невозможно увидеть людей, на которых прежде равнялась вся страна — ученых, космонавтов, инженеров, писателей, сельских тружеников, офицеров. Напротив, наблюдается насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и морального уродства. Как следствие — увеличение числа сирот, обесценивание института семьи и брака, частые случаи самоубийства, абортов, криминала, коррупции, насилия и т. д. Малая часть вышеперечисленных феноменов — результат духовного кризиса, разрушения традиционных ценностей. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что фундаментом социальной справедливости в обществе, а вместе с ней, нравственности и духовности, служат адекватные границы личного потребления для каждого гражданина в государстве. Как неотъемлемое, сюда же относится: существование надежной системы медицинского обеспечения и качественного образования. Причем, важно отсутствие деления людей в данной связи на уровни материальной обеспеченности, зависимость от места жительства и профессии и т. д. Вся политическая деятельность на всех уровнях в стране должна быть мысленно и в практических действиях четко направлена на достижение реальной и справедливой социальной системы [6].
Мировой опыт демонстрирует, что ставка государства в XXI в. только на экономическую мощь и военное превосходство все в большей мере показывает свою ошибочность и бесперспективность. Ведь основной работающий метод в данной связи, главный инструмент воздействия, который способен в значительной мере остановить процесс дальнейшего раскола цивилизаций, сблизить народы и страны, отличающиеся самыми различными политическими, религиозными, социальными убеждениями — нравственные, духовные ценности и приоритеты. Следовательно, необходимо сосредоточение внимания государства и общества на духовно-нравственном развитии нашего народа, защиты населения страны от развивающейся в мире русофобии. Считаем, что духовная безопасность представляет собой ядро национальной безопасности России, требующая объединения общественных и государственных институтов, ресурсов и средств в противостоянии деструктивной либеральной идеологии.
Литература:
- Зеленков М. Ю. Основы теории национальной безопасности. — М.: 2015. — С. 232–233.
- Мордовцев А. Ю., Апольский Е. А. Советское право в национальной правовой истории: преемственность и новизна // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. № 1. -С. 48–55.
- Бонапарт H. Путь к империи // М. Терещина. — М.: ЭКСМО, 2014. –С. 320–322.
- Мельников В. Ю. Теория правовой нравственности // Российский судья. 2020. № 1. -С. 34–39.
- Ирошников Д. В. Система национальной безопасности в действующем законодательстве Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 4(20). -С. 43–47.
- Коженко Я. В., Лихолетова Н. В. Особенности развития и трансформации некоммерческих организаций как социально-экономического и политического инструмента моделирования сервисной архитектуры государственного управления в XXI веке // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 6 (186). — С. 56–61.