В статье автор пытается показать возможности изобразительной деятельности для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младших классов с нарушением зрения.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, нарушение зрения, школьник, младший школьник, универсальные учебные действия .
В настоящее время в современной модели образования коммуникативные универсальные учебные действия выступают одними из базовых в формировании личности обучающихся, поскольку коммуникативная деятельность является важным источником получения информации об окружающем мире, одним из способов формирования познавательной эмоциональной сферы личности и ее адаптации в обществе.
Приоритетной задачей сегодняшней системы коррекционного образования является формирование соответствующих условий для развития и самореализации каждого ребенка, поскольку за последние годы произошло осознание того, что полноценное общение ребенка с социумом является не только главным фактором психического и социального развития, а также фактором предупреждения и преодоления возможных трудностей на пути личностного становления. Поэтому важность становления коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с нарушениями зрения на педагогическом уровне определена социальным запросом общества — формированием общественно адаптированной личности.
Дети с ограниченными психофизическими возможностями представляют собой особую категорию обучающихся, которая требует к себе особого внимания со стороны педагогов. Так у детей с нарушениями зрения существуют специфические затруднения в восприятии окружающего мира, нарушения коммуникативных навыков в процессе межличностного общения, несформированность потребности в общении с окружающими, неправильное восприятие людей, что влечет за собой узость социальных контактов. Это в свою очередь негативно влияет на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка, вызывая психологический дискомфорт.
Проблемой становления коммуникативных навыков у обучающихся с нарушениями зрения занималась Т. А. Басилова, В. А. Ковшикова, Р. Е. Левина, А. Мехрабиана,, В. А. Феоктистова и другие. Г. В. Григорьева утверждала, что зрительный дефект, имеющий разную патологию и различные проявления, негативно отражаются на развитии психики ребенка, в особенности на коммуникативной сфере. [2]. Л. С. Волкова проанализировала и научно обосновала необходимость организации специального обучения учащихся младших классов с нарушением зрения коммуникативным универсальным учебным действиям. [1]
Обобщая их суждения можно сказать, что сложности становления средств общения у детей с нарушениями зрения сводятся к расплывчатому облику восприятия как объекта, так и человека, который не позволяет им на основе экспрессивно-мимического выражения определять состояние индивида, его взаимоотношение к собеседнику и обсуждаемой теме. В силу нарушений обобщающей функции речи и мышления, при отсутствии специального обучения, становление коммуникативной стороны происходит медленно и не достигает надлежащего уровня даже в школе. Это в существенной мере осложняет процесс овладения такими детьми общеобразовательным материалом и умением активно общаться с окружающими. Однако, как показывает анализ исследований этих ученых, формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушениями зрения не был предметом специального изучения в области теории и методики обучения.
Одним из способов формирования коммуникативных универсальных действий у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения может выступать изобразительная деятельность, в особенности если в ней предусмотрены групповые и коллективные формы взаимодействия.
Обучение навыкам изобразительной деятельности младших школьников с нарушением зрения занимались Т. Н. Баскова, Л. П. Григорьева, В. М. Канищева, Ю. А. Кулагина, В. А. Потемкина, В. А. Соколова и другие.
З. Г. Ермолович утверждала, что использование групповых форм работы в изобразительной деятельности способствует развитию навыков младших школьников с нарушение зрения принимать точку зрения сверстника, вырабатывать единое мнение для достижения общего результата. [4]. По мнению Т. Н. Головниной групповая форма работы в организации изобразительной деятельности оказывает содействие в развитии у детей навыков диалогической речи, способности выслушивать своего партнера по совместной работе, поддерживать необходимый темп речи, не перебивая его, давая возможность высказаться. [3].
Групповая работа имеет свои достоинства еще и потому, что дети сами могут выбирать темп работы и при этом чувствовать себя достаточно комфортно в условиях сотрудничества друг с другом и не подвергаться постоянному контролю со стороны взрослого, поскольку помощь педагога не является обязательной, потому что она препятствует саморефлексии и развитию самостоятельности у ребенка.
Именно парная, групповая и коллективная работа на занятиях по изобразительной деятельности раскрывает такие возможности как создание благоприятного микроклимата в детском коллективе, развивает коммуникативные навыки детей, навыки совместной деятельности, способность понимать эмоциональное состояние другого человека, а также воспитывает дружеские взаимоотношения.
Урок по изобразительной деятельности для формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников с нарушением зрения состоит из трех этапов, на каждом из которых применяются различные методы и приёмы, стимулирующие коммуникативную активность младших школьников с нарушением зрения. На первом этапе, в зависимости от темы урока и педагогических задач используются игровые моменты, применяются наглядные материалы или коммуникативные упражнения с элементами тренинга. На втором этапе осуществляется процесс творческой работы учащихся. И на последнем этапе проходит обсуждение детьми своих работ, где осуществляется стимулирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушением зрения через рассматривание и обсуждение результатов детского творчества. Это позволяет расширять чувственно — эмоциональную сферу учащихся и обогащать их речь словами, которые определяют чувства и настроения человека: восторг, восхищение, изумление, радость и т. д.
Во время групповой работы на уроках по изобразительному искусству происходит не только обогащение, закрепление и активизация лексического и грамматического строя речи, становление связной речи, которое выражается в умении составлять рассказы по результатам совместной работы, но и развивается эмпатия на основе заинтересованного отношения к результату групповой работы, умению вести диалогическую речь, приходя к общему мнению, с уважением и заинтересованностью относиться к делу, а совместный позитивный конечный итог порождает стимул для последующей творческой деятельности и уверенность в себе.
Важно помнить о чередовании видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа), именно смена этих видов позволяет избежать утрату интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и одновременно даёт возможность регулярно работать над осваиваньем художественными материалами и техниками и улучшаться в речевом развитии.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно с уверенностью сделать вывод о необходимости в проведении специальных коррекционных занятий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий для младших школьников с нарушением зрения, потому что благодаря им дети начинают осваивать невербальные способы общения и компенсируют недостатки в развитии речи. Так же такие занятия положительно влияют на социализацию таких детей и компенсируют им малое количество контактов. Изобразительная деятельность способствует благотворному развитию коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения. Она содействует становлению воображения и связной речи, обучает подбирать слова к рисункам и картинам; овладевать навыками учебного партнёрства с другими детьми; формируют благоприятные условия для становления диалогической речи, воспитания культуры слушания и говорения как значимых видов речевых универсальных коммуникативных действий.
Литература:
- Волкова Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Москва, 1983. 254 с.
- Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. М., 1998. 62 с.
- Головнина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. Москва, 1974. 119 с.
- Ермолович З. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы. — Л., 1979. 95 с.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учеб.-метод. пособие для педагога- дефектолога. Москва 2008. 87 с.
- Кантор В.З Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедагогики. Автореферат диссертация доктора педагогических наук. ― Москва. 1997.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. — Москва, 1994. 387 с