Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 13.03.2023

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Самойлова, Н. Б. Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ» / Н. Б. Самойлова, Е. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100722/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Ключевые слова: гражданская идентичность, духовно-нравственное воспитание, история и культура России, просветительский проект, университетские субботы.

По А. А. Леонтьеву, самосознание гражданина России — это единство «чувства принадлежности к своему этносу, своему народу (будь это русские, мордва, татары или алеуты), любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой»; «чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности и о том, что другие народы, живущие рядом, в чем-то неполноценны по сравнению с «моим» народом»; «чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира» [2].

А. Г. Асмолов утверждал, что гражданская идентичность — это «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [1], отмечая целостное отношение человека к социальному и природному миру, его способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.

Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что гражданская идентичность — это элемент самосознания личности, важнейший ресурс формирования гражданственности, а гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью.

Приоритетность формирования гражданственности российских школьников определена нормативно-правовыми актами государства, документами Правительства РФ, Министерства образования и науки России. В них отмечается, что гражданственность — базовая национальная ценность, воспитание которой призвана обеспечить современная система образования.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из приоритетных целей российской системы образования выделяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения также ставит задачу «воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» на каждом этапе возрастного развития [5].

Также важность укрепления гражданской идентичности обучающихся обусловлена социокультурной и экономической ситуацией в стране.

Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Важность формирования и укрепления гражданственности школьников на этапе начального и среднего образования на основе повышения уровня их знаний по истории и культуре России обусловлена следующими причинами:

  1. На данный момент в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.
  2. Социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.
  3. Развитие гражданской идентичности — одна из составляющих социализации ребенка, происходящей преимущественно в образовательной среде.

Таким образом, основной целью современного образования, ориентированного на достижение личностных результатов школьников, является включение обучающихся в сложнейший современный контекст национальной и общечеловеческой культуры. Особенно актуально это в условиях многонационального и многоконфессионального российского государства, имеющего сложную этнополитическую структуру. При формировании личности сегодня как никогда актуально усиление аксиологических ориентиров в работе со школьниками и молодежью, нацеленность этой работы на формирование гражданственности, осознание подрастающим поколением своей российской идентичности.

Наряду с традиционными формами образования одним из средств формирования гражданской идентичности могут выступать неформальные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Одной из таких форм является проект «Университетские субботы в МПГУ», реализуемый с 2014 года Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

Цель проекта — создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний. Мероприятия проекта реализуются в форме тренингов, интерактивных лекций, мастер-классов, экскурсий, творческих мастерских, деловых игр и т. д. За восемь лет проведено свыше 600 мероприятий с общим охватом более 35 тыс. человек — учащихся, их родителей, учителей.

В 2022 году Центром развития открытого образования МПГУ был реализован цикл творческих и культурологических мастерских в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ». Обучающиеся с 1 по 10 класс и их родители смогли познакомиться с традициями, историей, искусством России со времен письма на цере (восковой доске) до современных анимационных технологий. При разработке мероприятий специалистами Центра был сделан акцент на практико-ориентированность занятий и формирование у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению освещенных тем, кроме этого, учитывался разновозрастный состав участников мастерских. В связи с тем, что состав обучающихся был не постоянный на всех занятиях цикла, то каждая мастерская представляла самостоятельный интерес.

Также в основу мероприятий был положен материал, собранные во время этнографических экспедиций, учитывался опыт проведения выездных дополнительных общеразвивающих программ по культурно-образовательному туризму в регионах РФ, реализованных Центром в период с 2017 по 2022 год.

На таких мастер-классах, как «Школа на Руси. Урок в старорусской школе», «Возрождая традиции: обрядовые и игровые куклы из лыка», «Тайна российского пряника: непридуманная история» и «Лучше дома своего нет на свете ничего: жилища народов России» были представлены особенности и бытовые традиции народов России. В процессе занятий было видно, что больше половины посетителей имеют низкий уровень знаний по истории и культуре страны и лишь приближенное представление о хозяйственно-бытовом укладе населения Центральных и Северных областей России, кочевых народов в XVIII — начала XX веков. Погружение обучающихся московских школ на мастер-классах проходило посредством знакомства их с традиционной культурой народов России: было рассмотрено жилище в разные исторические эпохи как один из основных элементов народной культуры, где сохраняются древние традиции. В нашей стране насчитывается около 20 видов жилищ, каждый из них делится ещё на десяток разновидностей и местных вариантов. Русская изба в Архангельске и изба (хата) в Белгородской области отличаются между собой не меньше, чем ненецкий чум от тувинской юрты. Практическая составляющая заключалась в изготовлении участниками макетов традиционного жилища кочевых народов России, обереговых и игровых кукол из лыка, поморских козуль.

Отдельный блок включал мастер-классы по культуре начиная с конца XIX века до наших дней: «История игрушек: как стеклянный шар стал главным новогодним украшением», «Шаг в мультипликацию», «Стрит-арт: уличное искусство Москвы», «Тени и театр». Культурологический подход, положенный в основу данных мастерских, позволил обучающимся изучать человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, вооружил их ценностно — практическим опытом, погрузив в практику творческой деятельности.

Отсюда можно сделать вывод, что изучение многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав России, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и традициям своего и других народов, своих предков. Также по итогам проведения мастерских, было отмечено повышение интереса участников к изучению истории и культуры народов России, в том числе в рамках изучения школьных дисциплин «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Так как формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания обучающегося как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, важно уделять особое внимание повышению роли социогуманитарных знаний во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, прежде всего за счет углубленного изучения истории и культуры России, сохранения и укрепления межпоколенческих, межнациональных и межкультурных связей. Можно сделать вывод, что проекта «Университетские субботы» становится эффективным средством формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения через мастер-классы, творческие мастерские, онлайн путешествия по истории и культуре России, и повышает их мотивацию к изучению истории и культуры Российской Федерации, в том числе в рамках основных общеобразовательных программ.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./под ред. Асмолова — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 151 c.: ил., табл.; ISBN 978–5–09–030429–0
  2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Знание. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».; № 1), 1979.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.03.2023)
  4. ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.03.2023).
  5. ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, культура России, Российская Федерация, гражданская идентичность обучающихся, изучение истории, Московский педагогический государственный университет, опыт проведения, просветительский проект, формирование гражданственности, чувство принадлежности.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ)

В статье рассматривается история возникновения волонтерства и анализируется его суть. На примере опыта Московского педагогического государственного университета раскрывается роль добровольческой деятельности в нравственном воспитании подрастающего по...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Проектное управление в системе образования на примере реализации проекта «Университетские субботы»

Статья посвящена анализу опыта организации и управления при реализации образовательно-просветительского проекта «Университетские субботы в МПГУ» Московским педагогическим государственным университетом, приведены проектные технологии, успешно зарекоме...

Волонтерская деятельность в высшем учебном заведении (на примере МПГУ)

В статье рассматривается история возникновения волонтерства и анализируется его суть. На примере опыта Московского педагогического государственного университета раскрывается роль добровольческой деятельности в нравственном воспитании подрастающего по...

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета о государственной молодёжной политике

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Определяются предпочтительные для молодёжи направления взаимодействия с государством и формы желаемой государственной по...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

Задать вопрос