В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».
Ключевые слова: гражданская идентичность, духовно-нравственное воспитание, история и культура России, просветительский проект, университетские субботы.
По А. А. Леонтьеву, самосознание гражданина России — это единство «чувства принадлежности к своему этносу, своему народу (будь это русские, мордва, татары или алеуты), любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой»; «чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия, от представления о своей этнической исключительности и о том, что другие народы, живущие рядом, в чем-то неполноценны по сравнению с «моим» народом»; «чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира» [2].
А. Г. Асмолов утверждал, что гражданская идентичность — это «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» [1], отмечая целостное отношение человека к социальному и природному миру, его способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.
Обобщая вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что гражданская идентичность — это элемент самосознания личности, важнейший ресурс формирования гражданственности, а гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью.
Приоритетность формирования гражданственности российских школьников определена нормативно-правовыми актами государства, документами Правительства РФ, Министерства образования и науки России. В них отмечается, что гражданственность — базовая национальная ценность, воспитание которой призвана обеспечить современная система образования.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из приоритетных целей российской системы образования выделяет «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [3].
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования третьего поколения также ставит задачу «воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» на каждом этапе возрастного развития [5].
Также важность укрепления гражданской идентичности обучающихся обусловлена социокультурной и экономической ситуацией в стране.
Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Важность формирования и укрепления гражданственности школьников на этапе начального и среднего образования на основе повышения уровня их знаний по истории и культуре России обусловлена следующими причинами:
- На данный момент в России не преодолен в полной мере кризис идентичности. Это выражается в отчуждении гражданина от государства и общества, от решения социальных проблем и в утрате индивидом чувства принадлежности к народу, определённой социальной группе.
- Социальное сознание и поведение российской молодежи по-прежнему характеризуется наличием ряда негативных явлений.
- Развитие гражданской идентичности — одна из составляющих социализации ребенка, происходящей преимущественно в образовательной среде.
Таким образом, основной целью современного образования, ориентированного на достижение личностных результатов школьников, является включение обучающихся в сложнейший современный контекст национальной и общечеловеческой культуры. Особенно актуально это в условиях многонационального и многоконфессионального российского государства, имеющего сложную этнополитическую структуру. При формировании личности сегодня как никогда актуально усиление аксиологических ориентиров в работе со школьниками и молодежью, нацеленность этой работы на формирование гражданственности, осознание подрастающим поколением своей российской идентичности.
Наряду с традиционными формами образования одним из средств формирования гражданской идентичности могут выступать неформальные формы организации внеурочной деятельности обучающихся. Одной из таких форм является проект «Университетские субботы в МПГУ», реализуемый с 2014 года Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Цель проекта — создание условий для профориентации обучающихся московских школ и удовлетворение их потребности в личностном развитии, социальном и профессиональном самоопределении, получении новых знаний. Мероприятия проекта реализуются в форме тренингов, интерактивных лекций, мастер-классов, экскурсий, творческих мастерских, деловых игр и т. д. За восемь лет проведено свыше 600 мероприятий с общим охватом более 35 тыс. человек — учащихся, их родителей, учителей.
В 2022 году Центром развития открытого образования МПГУ был реализован цикл творческих и культурологических мастерских в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ». Обучающиеся с 1 по 10 класс и их родители смогли познакомиться с традициями, историей, искусством России со времен письма на цере (восковой доске) до современных анимационных технологий. При разработке мероприятий специалистами Центра был сделан акцент на практико-ориентированность занятий и формирование у обучающихся мотивации к дальнейшему изучению освещенных тем, кроме этого, учитывался разновозрастный состав участников мастерских. В связи с тем, что состав обучающихся был не постоянный на всех занятиях цикла, то каждая мастерская представляла самостоятельный интерес.
Также в основу мероприятий был положен материал, собранные во время этнографических экспедиций, учитывался опыт проведения выездных дополнительных общеразвивающих программ по культурно-образовательному туризму в регионах РФ, реализованных Центром в период с 2017 по 2022 год.
На таких мастер-классах, как «Школа на Руси. Урок в старорусской школе», «Возрождая традиции: обрядовые и игровые куклы из лыка», «Тайна российского пряника: непридуманная история» и «Лучше дома своего нет на свете ничего: жилища народов России» были представлены особенности и бытовые традиции народов России. В процессе занятий было видно, что больше половины посетителей имеют низкий уровень знаний по истории и культуре страны и лишь приближенное представление о хозяйственно-бытовом укладе населения Центральных и Северных областей России, кочевых народов в XVIII — начала XX веков. Погружение обучающихся московских школ на мастер-классах проходило посредством знакомства их с традиционной культурой народов России: было рассмотрено жилище в разные исторические эпохи как один из основных элементов народной культуры, где сохраняются древние традиции. В нашей стране насчитывается около 20 видов жилищ, каждый из них делится ещё на десяток разновидностей и местных вариантов. Русская изба в Архангельске и изба (хата) в Белгородской области отличаются между собой не меньше, чем ненецкий чум от тувинской юрты. Практическая составляющая заключалась в изготовлении участниками макетов традиционного жилища кочевых народов России, обереговых и игровых кукол из лыка, поморских козуль.
Отдельный блок включал мастер-классы по культуре начиная с конца XIX века до наших дней: «История игрушек: как стеклянный шар стал главным новогодним украшением», «Шаг в мультипликацию», «Стрит-арт: уличное искусство Москвы», «Тени и театр». Культурологический подход, положенный в основу данных мастерских, позволил обучающимся изучать человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, вооружил их ценностно — практическим опытом, погрузив в практику творческой деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что изучение многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав России, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и традициям своего и других народов, своих предков. Также по итогам проведения мастерских, было отмечено повышение интереса участников к изучению истории и культуры народов России, в том числе в рамках изучения школьных дисциплин «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозной культуры и светской этики».
Так как формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания обучающегося как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, важно уделять особое внимание повышению роли социогуманитарных знаний во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, прежде всего за счет углубленного изучения истории и культуры России, сохранения и укрепления межпоколенческих, межнациональных и межкультурных связей. Можно сделать вывод, что проекта «Университетские субботы» становится эффективным средством формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения через мастер-классы, творческие мастерские, онлайн путешествия по истории и культуре России, и повышает их мотивацию к изучению истории и культуры Российской Федерации, в том числе в рамках основных общеобразовательных программ.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др./под ред. Асмолова — 5-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 151 c.: ил., табл.; ISBN 978–5–09–030429–0
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Знание. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология».; № 1), 1979.
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. — Текст: электронный // Сайт Президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.03.2023)
- ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020. — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 08.03.2023).
- ФГОС Основное общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). — Текст: электронный // ФГОС: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.03.2023).