В современном обществе налоги занимают важное место в экономической структуре государства. Налоги, как обязательный эквивалент платежей физических и юридических лиц, собираемые с целью улучшения социальной сферы, развития культуры, содержания наукоемких отраслей экономики, а также в части финансирования проектов и мероприятий государственного масштаба, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения производства.
Эффективная налоговая система как инструмент государственного управления экономикой должна обеспечивать наполняемость государственного бюджета и обеспечение сбалансированности его доходной и расходной частей.
Уклонение от уплаты налогов приводит к различным негативным последствиям, к таким как подрыв стабильной бюджетной государственной политики, ограничение финансирования социально-экономических проектов, нарушение принципа социальной справедливости, перенос добавочного налогового бремя на налогоплательщиков, исправно выполняющих свои налоговые обязательства и это приводит к социальной напряженности и политической нестабильности в стране, что в свою очередь образует налоговую преступность.
Налоговая преступность — совокупность преступлений, связанных с налогообложением. Это преступления против налоговой системы. Налоговая преступность создает общественно-опасное социально-правовое явление, которое подрывает основы общегосударственного уровня, потому что совокупность всех налогов, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Общегосударственный уровень — обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов, совершенствование правовой базы.
Причиной налоговой преступности может служить немалое количество факторов. Например:
- Нравственно-психологическое состояние налогоплательщика считается одной из причин преступлений в налоговой сфере, выражающиеся в отрицательном отношении к действующей в данный период государственной системе налогообложения;
- Постоянно увеличение расходов побуждает государство увеличивать уровень налогообложения. Из-за этого происходит массовое сокрытие доходов и уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками, а это в свою очередь является одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны;
- В связи с тем, что государство периодически проводит социально-экономическую политику, возникают политические причины уклонения от налогов. Налогоплательщики не исполняют положения налогового законодательства, тем самым оказывая противодействие государственной власти. Ведь именно уровень налоговой дисциплины зависит от общей складывающиеся политической ситуации в стране. Важно отметить, что в России из-за массового неисполнения лиц, на которых лежит налоговое бремя и происходит резкое снижение собираемости налогов.
- Правовые причины состоят в нестабильности и несовершенстве налогового законодательства. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами, которые включены в нормативно-правовую базу. Некоторые положения недостаточно точно и четко сформулированы, в связи с этим возникает двойственность их толкования. Более того, правовые пробелы создают благоприятные условия для различных схем уклонения от налогов. В результате неэффективная налоговая политика ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает территории, противопоставляет государство и налогоплательщиков, тем самым несет в себе угрозу для экономической безопасности страны. К правовым причинам можно также отнести несовершенство отдельных налоговых механизмов, которые в свою очередь определяют порядок исчисления и уплаты того или иного налога.
- Организационные и технические причины можно объединить в одну категорию. Так как эти причины связаны между собой с недостаточным взаимодействием между органами налогового контроля и другими правоохранительными и контролирующими органами, с недостаточной подготовленностью бухгалтерских и налоговых работников и с несовершенством форм и методов налогового контроля. В качестве примера может служить факт незаконного привлечения к административной ответственности, наложения излишних штрафных санкций налоговыми органами.
Предупреждение налоговой преступности должно осуществляться на различных уровнях и развиваться в нескольких направлениях:
1. Следует оптимизировать налоговую нагрузку, так как большое давление налоговой нагрузки со стороны государства подталкивает налогоплательщиков скрывать свои доходы, законными, так и незаконными путями оптимизировать свои налоги, тем самым причиняют существенный ущерб бюджету государства, в следствие, обостряя налоговую преступность;
Так как экономические субъекты постоянно находятся под угрозой чрезмерного налогового бремени и налогового контроля, когда государство рискует недополучить налоговые доходы. Следовательно, минимизация налоговых рисков одинаково полезна как для государства, так и для налогоплательщиков. Одним из способов сокращения налоговых рисков является эффективно разработанная налоговая политика. Одним из направлений налоговой политики является повышение уровня налогового администрирования — это направление, являясь потенциальным резервом дальнейшего сокращения налогового бремени, способствует для добросовестных налогоплательщиков поддержанию равенства конкурентного режима.
Эффективное налоговое администрирование должно обеспечивать оптимальный баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю над соблюдением законодательства;
2. Действующим фактором, влияющим на экономический подъем и стабильность общегосударственного уровня, может являться совершенствование налоговой базы, а точнее: упорядочение налогообложения, снижение ставки налога, тем самым увеличение доходов населения, повышение уровня производства, снижение инфляции, стабилизацию курса национальной валюты и т. д.;
3. Еще один способ, который принесет эффективный результат, касающиеся предупреждения налоговой преступности, заключается в совершенствование работы правоохранительных органов и налоговых органов. Для повышения эффективности совместной работы органов внутренних дел и налоговых органов рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях: при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещении, при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198–199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Комплекс подготовки и организаций обучений в совершенствование знаний и способностей сотрудников правоохранительных органов и налоговых органов обязаны стать одним из направлений предупреждения налоговых преступлений.
5. Формирование в обществе налоговой культуры и морали будет довольно значимой целью предупреждения налоговой преступности в налоговой сфере. Налоговая культура и мораль будет заключаться в информирование общества о работе государственных органов по предотвращению финансовых и налоговых преступлений, а также формирование у налогоплательщиков мнения об налоговых органах, как быстро развивающейся, перспективной и необходимой правоохранительной структуры.
Иначе говоря, от продуманности и адекватности мер по предупреждению налоговой преступности зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики и удовлетворение основных потребностей государства и населения.
Таким образом, в данной статье рассмотрены понятия, причины и предупреждения налоговой преступности.
Литература:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС «Консультант Плюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.03.2023) // СПС «Консультант Плюс».
- Гюльмагомедова Г. А. Тенденция и развитие налоговой политики в Российской Федерации / Г. А. Гюльмагомедова Г. А., С. Г. Османова С. Г // Наука среди нас. — 2018. — № 1 (5). — С. 271–277.
- Кислов Д. В. Налоговая нагрузка: как рассчитать и зачем контролировать / В. Д. Кислов // Справочник экономиста. — 2019. — № 7. С. 136.
- Александров И. М. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. — М.: Дашков и К, 2017. — 317 c.
- Полякова Ж. А. Налоговая преступность: криминологический взгляд / Ж. А. Полякова // Время инновация: проблемы, тенденции, векторы развития. — 2020. — С. 183–185.
- Смирнова Ю. А. Криминологическая характеристика налоговой преступности / Ю. А. Смирнова // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 291–293.
- Матюшенко А. О. Понятие и общественная опасность налоговой преступности / А. О. Матюшенко // Студенческий форум. — 2020. — № 25 (118). — С. 87–89.