В статье представлены основы формирования устойчивого интереса кадет к военной профессии через образы героев войн на всех этапах профессиональной ориентации.
Ключевые слова: феномен, подражание, профессиональная ориентация, личностные качества, формирование образа.
The article presents the foundations for the formation of a steady interest of cadets in the military profession through the images of war heroes at all stages of professional orientation.
Keywords : phenomenon, imitation, professional orientation, personal qualities, image formation.
Феномен подражания определяется как способность к копированию и является одним из важнейших факторов, определяющих индивидуальное, психосоциальное развитие личности. В процессе воспитания и обучения роль подражания трудно переоценить.
Выбор подростком личности, достойной подражания, определяется сугубо индивидуальным набором черт так называемого идеала, и зависит от многих факторов. Не всегда объект для подражания является достойным примером. В настоящее время, в связи со смещением идеалов современных подростков, важно скорректировать модель для подражания.
Военно-патриотическое, военно-профессиональное направление было важно всегда. Актуальным в выборе объекта подражания является личность героя войны, что формирует как личностные качества кадета, так и вектор его профессиональной направленности. Решение проблемы профессиональной подготовки кадет к самостоятельному, осознанному профессиональному самоопределению (военная направленность) предполагает исследование целостного представления личности о собственном жизненном пути через феномен подражания.
Считается, что самостоятельный выбор профессии — это так называемое «второе рождение индивида». Ведь от того, насколько правильно выбран профессиональный жизненный путь, зависит общественная ценность личности (место в социуме, удовлетворенность профессией, физическое и нервно-психическое здоровье). Способность правильно выбрать идеал, подражать ему и формировать свою личность расширяет возможности жизненного самоопределения.
Теоретическую основу исследования составили:
- Теория интеллектуального подражания как механизма построения умственного образа, представления (Д. В. Ушаков, Ж. Пиаже, А. Валлон, Г. Тард, Д. Болдуин);
- Осмысление проблем профессиональной ориентации личности (В. И. Андреев, К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.);
- Психолого-педагогические исследования профессиональной направленности личности (Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.);
Гипотеза:
Феномен подражания (на примере героя войны) формирует у кадет подросткового возраста устойчивый интерес к военной профессии, что происходит через приобретение личностных черт, свойственных профилю военнослужащего.
Выбор героя — военного в качестве объекта для подражания формирует у кадета — подростка характер с набором черт и качеств, необходимых для военной службы. В связи с этим возникает и сохраняется в дальнейшем устойчивый интерес к военной профессии.
Цель исследования: выявление роли феномена подражания в формировании у кадет устойчивого интереса к военной профессии (на всех этапах профориентации).
Задачи исследования:
- Проанализировать степень изученности феномена подражания у подростков по литературным источникам.
- Проанализировать степень изученности вопроса, касающегося личностных характеристик и поступков, необходимых для формирования образа для подражания и, возможно, профессионального профиля военнослужащего, на примере героев войн.
- Подбор диагностического инструментария, выявляющего
— набор личностных качеств и следующих за этим поступков, ведущих к формированию идеала;
— взаимосвязь объекта для подражания (героя войны) с дальнейшим профессиональным выбором.
Объект: кадеты на этапе профессиональной ориентации (6–10 классы).
Предмет: феномен подражания (на примере героев войн).
Способность к подражанию является одним из важнейших факторов определяющих индивидуальное, психосоциальное развитие личности. Это — своеобразный инструмент, формирующий интерес к будущей профессии.
Феномен подражания , таким образом, представляется нам как выдающееся, особенное явление копирования, следования определенному образцу.
В. Г. Леонтьев отмечает, что развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов, где базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей [3].
Центральное психологическое звено подражания — это возникновение у субъекта образа имитируемых действий и его последующее регулирующее влияние на поведение. Наличие имитационного образа действий другого лица — такова, по мнению Запорожца, специфическая черта подражательного процесса [11].
В нашем исследовании участвует возрастная группа, которую по всем канонам относят к подростковой . Поэтому мы остановимся кратко на особенностях подросткового возраста.
— Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки [10].
— Пубертат (подростничество) проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8–10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности [12].
Так как наша работа рассматривает феномен подражания, то стоит обратить внимание на значение подражания в формировании характера подростка. В большей степени это объясняется влиянием выразительных действий и движений на эмоциональные переживания человека. Гораздо труднее испытывать озлобленность и недоброжелательство к людям, когда приветливо им улыбаешься. И наоборот, гораздо труднее испытывать симпатию и доброжелательство, если грубо и неприветливо разговариваешь с ними. Подражание только тогда становится условием развития свойств характера, когда оно мотивировано определенным отношением личности к вызывающему подражание образцу поведения.
Образ, которому могли бы подражать подростки, должен соответствовать определенным требованиям, а именно, обладать определенными качествами. По нашему мнению, это должен быть образ великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует, как очень высокая форма идеала, что определяет целевые и жизненные установки воспитанников.
Анализ показывает, что в большинстве своем эти образы и представления заимствованы подростками из фильмов и телепередач, в последнее время большую роль в формировании образа подражания играют социальные сети. Все это свидетельствует только об отсутствии целенаправленной психолого- педагогической деятельности, направленной на формирование нужных установок с использованием определенных примеров для подражания.
В ходе исследования заявленной темы автором было проведено анкетирование «Образ героя для подражания». Анкета была разработана по целевому запросу: выявить набор личностных качеств, ведущих к формированию образа героя для подражания и в последующем, определяющего выбор профессионального пути.
В исследовании принимали участие кадеты ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», находящиеся на всех этапах профессиональной ориентации, а именно 6–10 классы (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Выборка /кол-во |
Курс/кол-во |
||||
89 чел. |
1курс/ 19 чел. |
2 курс/ 19 чел. |
3 курс/ 19 чел. |
4 курс/ 14 чел. |
5 курс/ 18 чел. |
Анализ результатов показал, что:
— Для 64/72 % кадет родители/родственники являются значимыми личностями, с которых ребята берут пример. Именно они закладывают основные качества будущей личности и влияют на выбор будущей профессии.
— 40/45 % респондентов своим образцом для подражания выбирают героев войн. А для 16/18 % опрошенных объектом подражания являются великие военачальники. Это показывает нам, что военная направленность Училища, профориентационные мероприятия, воспитательная работа положительно влияют на формирование образа для подражания у кадет.
— 11/12 % кадет выбирают известных политиков, как пример, ориентируясь на их ярко выраженные личностные качества.
— Для 5/6 % респондентов людей, которые бы являлись образцом или идеалом не существует.
— 9/10 % кадет, отвечая на данный вопрос, выбирали воспитателей, военных деятелей, то есть людей, связанных с военной составляющей.
— Героями войн, которые задают модель поведения в повседневной жизни для кадет, являются:
- А. В. Суворов 24/27 %,
- А. Прохоренко 14/16 %,
- Г. К. Жуков 10/11 %,
- Р. Филипов 5/6 %, А. Матросов 5/6 %, А. Мересьев 5/6 %.
— Среди любимых героев из просматриваемых кадетами фильмов с преимущественно военной тематикой доминируют:
- Летчик-истребитель М. П. Девятаев — 21/24 %,
- М. Т. Калашников — 7/8 %,
- Герои — панфиловцы — 6/7 % %,
- политрук В. Г. Клочков 6/7 %.
— Достойными для подражания выбираются следующие качества:
- Умение брать на себя ответственность — 21/ 24 %.
- «Умение принимать решения в любых ситуациях» –13/15 %.
- «Готовность идти на жертвы» — 12/13 %.
- Смелость/храбрость/отважность — 10/ 11 %.
- Стойкость духа — 8/9 %.
- Мужество — 5/6 %.
- Упорство — 4/5 %.
— Наиболее привлекательными в выбранном кумире являются следующие черты характера:
- Смелость/храбрость/отвага — 44/49 %.
- Мужество/мужественность — 14/16 %.
- Решительность –9/10 %.
- Сила духа/стойкость — 12/13 %.
- Доброта — 3/16 %.
— Многочисленные выборы профессий, которые планируют получать кадеты в дальнейшем, позволили проранжировать их и выявить наиболее привлекающие:
- Военный — 64/72 %,
- Специалист по информационной безопасности — 7/8 %,
- Военный врач — 5/6 %,
- Незначительные выборы: экономист — 3/3 %, следователь — 2/2/ %, военный инженер — 1/1 %, адвокат — 1/1 %, военный музыкант — 1/1 %, военный психолог — 1/1 %, тренер — 1/1 %,
— Приоритетное количество кадет — респондентов (82/92 %) считает, что выбор профессии напрямую связан с образом для подражания. Хотя для некоторых кадет (преимущественно младшего звена) выстроить логическую связь между выбором профессии и образом/объектом для подражания было затруднительно.
Заключение.
В ходе исследования мы проанализировали по литературным источникам степень изученности феномена подражания у подростков и выявили основные аспекты, влияющие на формирование различных личностных качеств.
Нами была проанализирована степень изученности вопроса, качающегося личностных характеристик и поступков, необходимых для формирования образа для подражания и, возможно, профессионального профиля военнослужащего (на примере героев войн).
Подобрали диагностический инструментарий, который помог выявить
- Набор личностных качеств героя, являющегося объектом для подражания;
- Взаимосвязь объекта для подражания с дальнейшим профессиональным выбором.
Мы выявили взаимосвязь объекта для подражания с дальнейшим профессиональным выбором подростков. Считаем, что работу необходимо продолжить в связи с тем, что данное исследование является актуальным, так как выбор объекта для подражания подростков напрямую влияет как на развитие их личностных качеств, так и на выбор профессионального вектора.
Хорошо известно, какие значительные изменения происходят в развитии характера благодаря подражания любимому учителю, кому — либо из старших, литературному герою, историческому деятелю, персонажу любимого фильма или полководцу/военачальнику.
Литература:
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983. С. 144.
2. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1969
3. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск, НГПИ, 1992. — 216 с., с.80
4. Прангишвили А. С. О некоторых вопросах общепсихологической теории личности // Сообщ. АН Груз. ССР. Т. XVII. № 9. Тбилиси, 1956.
5. Просецкий В. А. Психология подражания. Дисc. … доктора психол. наук. — М., 1974
6. Смирнов С. Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М., 1985
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен
8. http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/21/us4a6807.htm?cmd=0&istext=1
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Подражание
10. https://nsportal.ru/
11. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 2016. Т. 2.
12. https://help-point.net/articles/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta/