Теория поколений была разработана не так давно, в 1991 году, учеными Нилом Хоувом и Уильямом Штраусом. Согласно их теоретическим исследованиям, были установлены причины конфликтов между родителями и их детьми. Они объяснили это не просто различиями в особенностях взаимодействия с миром на разном этапе взросления личности, а тем, что данные этапы взросления последовательно происходили разными способами в зависимости от того, когда человек родился.
Согласно теории поколений есть люди трех поколений: X, Y и Z. Поколение Y — это люди, которые родились на протяжении периода 1981–1996 гг. Новое тысячелетие они встретили в совсем юном возрасте. В 2022 году к данному поколению относятся люди возрастом 26–41 лет. Поколение Z — это люди, которые родились в периоде с 1997 по 2012 гг. На данный момент, возраст этих людей — от 9 до 25 лет.
Люди поколения X — это те, кто родился на протяжении периода 1965–1980 гг. Многие из этих людей подходят ближе к пенсионному возрасту, но все еще являются экономически активными участниками трудовых отношений и имеют высокую степень платежеспособности.
В современных условиях актуальным является анализ практической роли теории поколений в экономике. По моему мнению, ее можно рассматривать с двух позиций:
— с позиции участника рынка труда и трудовых отношений, где люди разного поколения имеют свои различия в рамках управления человеческим ресурсом и потенциалом;
— с позиции участника потребительского рынка, где люди разного поколения имеют свои отличительные характеристики в модели потребительского поведения.
Сперва рассмотрим особенности влияния теории поколений на процесс управления трудовыми отношениями и использования человеческого ресурса в зависимости от того, к какому поколению относится соискатель или сотрудник предприятия.
При найме, управлении и формировании системы мотивации и оплаты труда работника, работодателям важно учитывать то, к какому поколению относится данный сотрудник.
Так, при управлении кадрами поколения X, стоит учитывать такую характеристику, как:
— наличие интереса в достижении результатов трудовой деятельности;
— важное место в жизни занимает работа;
— отсутствие внимания к изменениям и инновациям;
— присутствие веры в будущее.
При управлении кадрами поколения Y, стоит учитывать такую характеристику, как:
— наличие высокой степени гибкости и адаптации человека к изменению условий внешней среды;
— отсутствие доверия человека к долгосрочным планам, бюджетам и стратегиям;
— присутствие высокого уровня трудовой активности;
— стремление человека к гибкости в построении рабочего дня;
— способность проходить профессиональное обучение по новой специальности;
— недоверие к новым вещам и инновациям;
— стремление к приобретению финансовой и материальной независимости.
При управлении кадрами поколения Z, стоит учитывать такую характеристику, как:
— высокий уровень практичности при решении трудовых задач;
— наличие навыков мультизадачности;
— стремление к самореализации и самовыражению;
— высокий уровень цифровой грамотности;
— стремление к проявлению креативности;
— отсутствие грани между реальной и виртуальной жизнью.
Анализируя особенности влияния теории поколений на процесс формирования потребительского поведения людей разного поколения, стоит отметить, что все они отличаются, как своими привычками потребления, так и степенью платежеспособности.
Так, люди категории X наиболее чаще приобретают товары и услуги, которые не относятся к категории высокой стоимости. Финансовое состояние людей данного поколения может быть разным, однако их потребительское поведение зависит не только от личных мотивов и интересов, но и от реальных потребностей их детей.
Для людей категории Y привычным является ориентация на потребности, удовлетворяющие общие семейные нужды. Так, у людей данного поколения часто бывают дети, включая маленький возраст, что делает их активными покупателями более широкого спектра товаров и услуг. Еще поведение потребителей поколения Y характеризуется эмоциональностью впечатлений и завышенными ожиданиями. Из-за этого они стремятся приобретать ту продукцию, где более высокий уровень качества, что требует значительных финансовых расходов на потребление.
Что касается поколения Z в модели потребительского поведения, то их основная черта поколения — это постоянное «общение» со смартфоном, который становится главным средством доступа в Интернет, поэтому компании стараются оптимизировать свои маркетинговые коммуникации под любые мобильные устройства, а сам потребительский выбор люди данного поколения часто делают на основании анализа информации в тех же социальных сетях.
При этом они стремятся к приобретению товаров и услуг нижней ценовой категории, поскольку их платежеспособность ограничена и приходится экономить. А в качестве выбранной продукции часто та, которая дает большое эмоциональное впечатление. Но именно такие товары бывают низкого качества.
Таким образом, теория поколений имеет практическую значимость, поскольку используется для управления трудовыми отношениями, формирования кадровой политики предприятия, организации системы мотивации, разработки маркетинговой и рекламной стратегии, построения внешних коммуникаций, а также при управлении потребительским поведением и выбором.
Литература:
- Пономарева Е. С. Теория поколений // Достижения науки и образования. 2017. № 8 (21).
- Поколение Y и Z: что нужно знать, нанимая их на работу. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/495820/ (дата обращения: 09.03.2023).
- Береговская Т. А., Гришаева С. А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде // Вестник университета. 2020. № 1. С. 92–99.