В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагогические условия развития воображения детей в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, работа со сказкой, дети дошкольного возраста, психологические особенности развития воображения.
В психологии и педагогике особое место занимает процесс формирования воображения обучающихся. Очевидно, что фундамент основных психических процессов ребенка закладывается в дошкольном возрасте, так как данный период является этапом интенсивного физического и психического развития, который оказывает решающее значение на формирование личности человека. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования существенно изменило ситуацию: в настоящее время уделяется большое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, их проблеме социальной адаптации и интеграции, которая в значительной степени усложняется тяжестью речевой патологии, наличием особенностей эмоционально-личностной и познавательной сфер, в частности воображения. Стоит отметить, что именно сказка остается одним из самых доступных средств формирования данного психического процесса.
Сказка — это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе. Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом.
Однако, как показал проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдается ряд противоречий между: потребностью системы образования в полноценном развитии воображения у детей с РАС и недостаточным уровнем его сформированности в реальной педагогической действительности; наличием актуального педагогического опыта использования современных образовательных технологий, методов и приемов по развитию воображения у детей с расстройством аутистического спектра и отсутствием теоретического обоснования такого рода практик; наличием широкого спектра сказок и недостаточным их использованием в образовательной деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра.
Вообще, в психолого-педагогической литературе понятие «воображение» трактуется следующим образом: это познавательный процесс, который заключается в создании новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы [2]; является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны [5]; необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [7].
Психологическими особенностями развития воображения детей в старшем дошкольном возрасте выступают: произвольный характер данного психического процесса; переход прирожденной активности ребенка в активность преобразующую; обусловленность такими видами деятельности, как рисование, игра, конструирование, чтение художественной литературы, сказок и др.; имеет в своей подструктуре особый вид — фантазирование; содержится во внутреннем плане психики, замещая наглядность для создания образов [6].
Анализ психолого-педагогических аспектов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра показал, что у таких воспитанников нарушено активное произвольное внимание; присутствует повышенная истощаемость, повышена инертность и замедленность всех психических процессов. Следовательно, необходимым условием полноценного развития данного психического процесса является раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, направленного на развитие моторики, речи, коммуникативных умений [4].
Среди большого многообразия методов развития воображения особое место занимает работа со сказкой. По мнению ряда исследователей, формирование воображения у старших дошкольников с детским церебральным параличом в процессе работы со сказкой, будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия: в работе со сказкой применяются такие нетрадиционные формы, как придумывание новой концовки, соединение двух разных сказок в одну, что обеспечивает формирование способностей к переконструированию, комбинированию социального опыта; для формирования способностей к комбинированию и преобразовыванию имеющихся представлений используются сказки с волшебными и сверхъестественными персонажами; в целях преодоления склонности к стереотипности, схематичности и бедности создаваемых образов в повествование сказки вводятся непредвиденные ситуации [4].
Литература:
- Глуханюк, Н. С. Общая психология / Н. С. Глуханюк. — М.: Academia, 2016. — 608 c.
- Дубровина, И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004–592 с.
- Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: Учебник / М. И. Еникеев. — М.: Норма, 2017. — 176 c.
- Корнилова Е. Н., Готовцева Е. И. Сказкотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом // Наука и школа. 2013. № 1. С.183–184
- Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Пода, А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый — 2016 — № 27.1 — с. 24–27
- Шадриков, В. Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.