Как теория поколений влияет на экономику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 15.03.2023

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Андрианова, Е. Н. Как теория поколений влияет на экономику / Е. Н. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100755/ (дата обращения: 18.12.2024).



Теория поколений — это убеждение о том, что люди, родившиеся в определенный отрезок времени, а именно каждые 20 лет, отличаются друг от друга своим мировоззрением, интересами. Они имеют разные ценности и жизненные привычки.

Основоположником этой идеи является немецкий социолог Карл Мангейм. В 1928 году была опубликована его статья под названием «Проблема поколений», где он описал содержание концепции. После Мангейма, в 1991 году Уильям Штраус и Нил Хау выпустили книгу, под названием «Generations» (поколения), а в 1997 году «Четвертое превращение». Главная концепция была в том, что они основывались на различной философии людей разного возраста.

Теория поколений помогает понять предпочтения и ценности каждого из представителей. Всего на данный момент есть две периодизации: американская и российская:

Революционный перелом (1905–1930). (Поколение GI). Его еще называют поколением победителей. На формирование ценностей пришлись такие события как: революции 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация, вследствие этого, люди поколения GI трудолюбивые, ответственные, верят в светлое будущее, придерживаются идеологии, семья и семейные традиции очень важны, также обладают доминантностью и категоричностью суждений.

«Сталинская» мобилизационная система (1930–1941). (Молчаливое поколение). Во времена жизни этого поколения происходили такие события, как: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, а также открытие антибиотиков. Ценности, которые присущи людям этих годов это: преданность, соблюдение законов, честность, уважение к старшим, если у человека статус или должность выше, чем у другого, то его уважают, также люди молчаливого поколения честные и терпеливые.

Военный и послевоенный период (1941–1953). (Поколение «Бэби Бумеров»). События, пришедшие на года этого поколения — это советская «оттепель», покорение космоса, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах, а также гарантированность медицинского обслуживания. Люди, относящиеся к «Бэби Бумерам», оптимистичны, в работе заинтересованы в личностном росте, в персональном развитии, а также им присущ культ молодости.

«Оттепель» (1953–1964), «Застой» (1964–1985). (Поколение X). Эти люди застали перестройку, войну в Афганистане, популярность употребления наркотиков и учащенные случаи заболевания СПИДом. Представители этого поколения готовы к изменениям, они всегда надеются на себя, стремятся учиться в течение всей жизни, обладают технической грамотностью, а также к их ценностям относятся равноправие полов и возможность выбора.

«Перестройка», «Реформы» (1985–1999). (Поколение Y). В эти периоды в России происходили такие события как: распад СССР, теракты, военные конфликты, также стали развиваться цифровые технологии, телефоны и интернет становятся более популярными. Для этих людей важны гражданский долг, мораль, ответственность, наиболее важным становится немедленное вознаграждение.

Поколение Z (2000+). Ценности людей этого поколения — это карьера, благосостояние, лидерство, индивидуализм, самореализация, свобода как в жизни, так и в работе, получение опыта и впечатлений, многофункциональность, цифровизация — которая является главной. Существуют даже суждения о том, что представители этого поколения не могут выжить без интернета, так как с детства были зависимы от него.

В экономике теория поколений помогает производителям понять мышление потребителей. Благодаря этим данным можно узнать, как люди того или иного поколения будут реагировать на упаковку, дизайн, цену, доверие к производителю и вообще компании. От того, в какой период родился человек, зависит как его воспитывали, какие ценности и традиции прививали и какие он получил сам. Например, поколение Z из-за того, что родились в период цифровизации и глобализации, они большое внимание уделяют гаджетам. Для них нет рамок, они просто берут и делают, не боясь совершить ошибку. Эти люди отличны от остальных поколений. Они независимы от материальных ценностей, если они хотят куда-то поехать, им легче взять каршеринг или такси, нежели покупать свою машину. Также и с квартирой, зачем своя, если можно арендовать.

В потребительском ключе представители данного поколения имеют некоторые особенности, из-за которых производителям тяжело привлечь внимание к конкретному товару или услуге. Из-за перенасыщенности цифровизации в жизни, «Зеты» меньше обращают внимания на рекламу в интернете, на разные ролики, не содержащие «зацепки, изюминки», для них это как белый шум. Но если реклама содержит песню или мелодию, которая быстро запоминается, то в нужный момент они вспомнят об этом. Сейчас ценится быстрота и короткий формат. Внимание поколения Z не задерживается на длинных видео или текстах, поэтому TikTok, Reels в Instagramm; или Shorts в YouTube пользуются большей популярностью нежели телевизоры, где все очень долго и затянуто. Но в то же время нельзя судить по нескольким людям то, какие особенности и ценности имеют все люди этого поколения. Например, многие вместо музыки хотят посидеть в тишине из-за обилия отвлекающих факторов, которые со временем надоедают.

В особенностях дизайна упаковок существует также несколько представителей поколения. Но легче сказать про большинство. Значительное число потребителей быстрее обратит внимание на яркую упаковку, нежели, например на белую и невзрачную.

В финансовом плане каждое поколение также индивидуально. Сейчас поколение «Бэби Бумеров», X и Y очень отличаются от Z. Люди пенсионного, на данный момент времени, возраста не доверяют банкам и лучшее место для сбережения денег по их мнению — это «под матрасом» или «в подушке», а сбережения они делают в иностранной валюте, так как считают, что она более надежная, нежели рубли. Такое отношение к деньгам понятно, ведь они застали распад СССР и дефолт в России в 1998 году, когда рубль обесценился и люди пытались просто выжить. В отличии от поколения Z, которые доверяют банкам, хранят там деньги, кладут под проценты, берут кредиты и т. п. Это продвигает экономику и заставляет деньги «двигаться». Центральная банковская система имеет большое влияние на экономическую жизнь общества. Когда люди пользуются услугами банков, в ЦБ появляются свободные денежные средства, следовательно он взаимодействует с международными финансовыми организациями, Центробанками иностранных государств, принимает участие в их деятельности и капиталах, и представляет свою страну в этих организациях. Эти функции и основные операции ЦБ помогают поддерживать стабильность валюты, что очень важно, так как если она будет неустойчива, это приведет к увеличению темпов роста инфляции, что в свою очередь приведет к увеличению издержек производства, снижение совокупного предложения, дохода и ВВП.

Потребление у людей разных поколений происходит абсолютно не похоже. Сейчас, поколение Z живет не ради зарабатывания денег, а ради удовольствия, развлечения и впечатлений. Они не зациклены на деньгах как представители других поколений, которые жили и живут для того, чтобы можно было существовать, и откладывать «на черный день». Молодежь сейчас относится к ресурсам менее рационально. Им важно не качество, или же продолжительность использования товара, а важнее бренд и популярность. Также существуют излишки потребления, так как покупают не совсем нужные вещи в данный момент. Легко расстаются с вещами, легко тратят деньги. Но для экономики это скорее плюс, так как все время есть поток денег. Люди то, что-то покупают, то что-то продают. В отличии от пенсионеров и людей более раннего поколения, которые взвешивают все «за и против», обращают внимание на качество и им сложнее расстаться с деньгами и что-то купить спонтанно. Это по моему мнению тормозит развитие экономики и не позволяет ей развиваться.

В отношении работы также взгляды представителей разных поколений не совпадают. Люди поколений X, Y и Бэби Бумеров привыкли работать на кого-то, иметь стандартный рабочий день, ходить на работу и в конце месяца получать зарплату. Да, они имеют такие особенности как трудоголизм и работа для светлого будущего, а также, наверное, как и все люди хотят улучшить свое положение, поэтому пытаются продвигаться по карьерной лестнице. Но они сильно отличаются от поколения Z. Эти люди из-за того, что выросли в период цифровизации привыкли к свободе и большим возможностям. Сейчас очень сильно развит фриланс, индивидуальное предпринимательство, удаленная работа, что помогает человеку быть мобильным и не зависеть от работы. Очень многие имеют возможность работать в одной стране, а жить в другой или же путешествовать по миру, а работать в своей родной стране. Для экономики всплеск популярности индивидуального предпринимательства дало ей новый глоток воздуха. Развитие индивидуального предпринимательства и увеличение количества предпринимателей играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Индивидуальное предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших, которые тормозят экономику. Оно создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, по моему мнению, теория поколений является основополагающей в жизни экономики страны. Зная особенности каждого из поколений, можно спрогнозировать как ЦА бренда будет реагировать на него, чем можно зацепить покупателя, чтобы прибыль фирмы была выше. Даже при приеме на работу человека, если ты знаешь, к какому поколению он относится ты можешь понять, как он будет работать, какие ценности у этого человека и как он будет относиться к делам, которые ему поручат, ответственно или с надеждой на то, что если уволят, то с легкостью он сможет найти новую работу. В заключении хотелось бы сказать, что экономика не могла бы существовать за счет только одного конкретного поколения, так как у каждого из них есть свои преимущества, которые помогают продвижению экономики.

Литература:

  1. https://samoukina.com/assets/files/txt/18610.pdf?ysclid=lf6zmn3j9d97549880
  2. https://www.sb.by/articles/generatsiya-innovatsiy.html?ysclid=lf6znza5gb326909853
  3. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/osnovy-teorii-pokolenij-xyz?ysclid=lf6zq6pspr7768984
  4. https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z/?ysclid=lf6zqm08xb138997285

Продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.

Основные термины (генерируются автоматически): поколение, индивидуальное предпринимательство, теория поколений, ценность, внимание, Мангейм, мое мнение, молчаливое поколение, распад СССР, Россия.


Задать вопрос