Ключевые слова: экономика знаний, постиндустриальная экономика, инновации, человеческий капитал, образование.
В современном мире возрастает роль образования в формировании конкурента-способной экономики и высоконравственной, интеллектуально развитой личности. Образование и наука выступают «главными факторами общественного и экономического прогресса развитых стран, основным капиталом данных стран становится интеллект», человеческий капитал. Результат социально-экономической модернизации современной экономики и общества в значительной степени связан с развитием образования. Проводимые реформы в данной сфере требуют значительных инвестиций. От количества образованных людей зависят уровень экономического, политического, социально-культурного развития государства, общественная производительность труда, интеллектуальный потенциал страны, место, занимаемое государством в международных рейтингах и аналитических исследованиях.
Концептуальная основа
Экономика образования — одно из самых молодых и быстро развивающихся направлений в экономической теории. Ее зарождение как науки относят ко второй половине ХХ в. В 1960–1970-е гг. исследователи все активнее начинают рассматривать влияние образования на темпы экономического роста страны.
Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также-следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества. Так же, экономику знаний можно разделить на следующие значения:
- Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
- В социологии: экономика ежедневной технологической революции.
- Экономика знаний-высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония.
Следует подчеркнуть, что основным отличием экономики знаний от экономики инноваций является то, что в случае первой знания становятся самоценным товаром, который можно выдвинуть на рынок. В случае последней знания являются необходимым условием создания инноваций, однако главной движущей силой такого вида экономики являются именно новые технологии, постоянное внедрение инновационных способов производства в экономику, продажа и покупка инноваций, технологий.
Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы.
Перспективы создания точек роста экономики знаний в Туркменистане
В Туркменистане сформулирована и функционирует эффективная национальная образовательная система. Конституцией Туркменистана и Законом «об Образовании» гарантируется право каждого гражданина на обязательное бесплатное, равноправное и качественное начальное и среднее образование. Обеспечение населения качественным профессионально-техническим и высшим образованием имеет важное значение в контексте обеспечения дальнейшего экономического развития и благополучия страны. Вместе с тем немаловажно, чтобы образование было доступным для всех людей. Это было отражается в достижениях целей устойчивого развития ООН, которые активно внедряются в национальные программы Туркменистана.
Правительством уделяется особое внимание вопросам раннего развития детей. Важную роль играет сеть дошкольных учреждений, которая осуществляет подготовку детей дошкольного возраста к освоению образовательной программы начального образования в старших группах. В целях расширения охвата детей пред школьным образованием был разработан оперативный план по внедрению годичной пред школьной подготовки для всех детей в возрасте 5 лет. Кроме того, в дошкольных учреждениях размещены Центры раннего развития для детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создать инклюзивную среду для развития.
В 2017 году была принята Концепция развития системы цифрового образования в Туркменистане, целью которой является повышение качества образовательных услуг на базе цифровой платформы и создание условий для непрерывного образования для всех слоев населения. В соответствии с планом внедрения Концепции на базе сетевого программного обеспечения созданы цифровые образовательные порталы, где размещены материалы для самостоятельной подготовки студентов, поддержания ими связи с преподавателями, аудио-видео материалы, интерактивно-мультимедийные программы, презентации, лекции преподавателей, издания научно-практических конференций и т. д. С использованием цифровых образовательных технологий систематически организуются дистанционные занятия, видеоконференции между вузами, а также с зарубежными вузами-партнерами по сотрудничеству в образовательной сфере.
В перспективе перед Туркменистаном стоит задача перехода к непрерывному образованию — процессу роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности на протяжении всей жизни. Это в свою очередь отражает важность привлечения инвестиций в человеческий капитал и создания инновационной экономики в целом.
Заключение
Основной экономической функцией сферы образования является воспроизводство человеческого капитала, высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Образовательная деятельность направлена не только на передачу, распространение и усвоение сформировавшихся знаний, но и на генерирование новых знаний. Для этого прежде в него нужно вложить капитал в образование. Таким образом, образование и наука выступают «системообразующими факторами стратегии развития государства, основой национальной безопасности страны, определяют конкурентоспособность национальной экономики.
Литература:
- Бердымухамедов Гурбангулы. Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития. — А.: Туркменская государственная издательская служба, 2018.
- Добровольный национальный обзор Туркменистана. Ашхабад, 2019.
- Статистический ежегодник Туркменистана, государственный комитет Туркменистана по статистике, 2021.
- Мурадов А. Н. Экономика знаний как формирующаяся экономическая система //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2022. — №. 2. — С. 46–50.
- Тюкавкин И. Н. Экономика знаний //Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — №. 6 (117). — С. 145–150.
- https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-ekonomike-i-ekonomika-obrazovaniya https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniya-i-nauki-v-sovremennom-mire https://руни.рф/index.php/Экономика_знаний