В статье автор рассматривает вопрос защиты личных прав человека в практике Организации Объединенных Наций. Раскрытие происходит как в контексте общих мероприятий, направленных на международную охрану данной категории прав и распространению знаний о ней, так и в аспекте правоприменительной практики ООН при рассмотрении частных обращений в ее структурные подразделения.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций, личные права человека, Всеобщая декларация прав человека, миротворческие операции, Комитет ООН по правам человека.
В настоящий момент времени область прав человека и способствования их обеспечения на локальном и мировом уровнях является одним из ключевых аспектов деятельности Организации Объединенных Наций. Несомненно, основная часть ответственности за реализацию прав человека ложится на государство, однако, вектор всеобщего развития определяется именно международным сообществом. В связи с этим важнейшие принципы ООН как крупнейшего субъекта международного права зачастую применимы и на территории отдельных государств, в том числе, принцип уважения прав человека.
Категория личных прав представляет собой одну из базовых категорий, качество реализации которой в должном объеме фокусирует на себе внимание мировой общественности на протяжении большей части новейшей истории. Представляет собой она сформировавшуюся в ходе развития человечества совокупность моральных норм, неотделимую от каждого индивида с рождения вне зависимости от принадлежности его к определенному полу, расе, гражданству или же от социального статуса.
Так, в качестве личных прав ООН выделяет, например, право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на защиту от дискриминации, право на равенство перед законом и ряд других фундаментальных прав, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года [1]. По сей день данный документ является наиболее глобальным актом по правам человека, получившим обширное международное признание.
В целях распространения и реализации личных прав человека Организацией Объединенных Наций предпринимаются мероприятия как обобщенного характера (публицистика, организация гуманитарных миссий, заключение международных договоров, проведение заседаний и др.), так и более конкретные, направленные на разрешение индивидуальных вопросов при условии исчерпания внутринациональных способов защиты нарушенного права (работа специальных органов внутри структуры организации).
Так, в обширном смысле ООН непосредственно способствует развитию человеческого правосознания, расширению принятия аксиомы о высшей ценности человеческой жизни и закреплению данной идеологии в национальных нормативно-правовых актах.
Среди осуществлённых мер следует еще раз упомянуть принятие Всеобщей декларации прав человека как следствия урегулирования наиболее масштабного конфликта в мировой истории — Второй мировой Войны. В ее ходе были совершены тягчайшие преступления против человечности, повлекшие за собой корневые изменения в дальнейшем устройстве мира и места человека в нем. На сегодняшний день в ООН состоит 193 государства, и все они ратифицировали данный документ на своей территории.
Помимо этого, под руководством ООН организованы операции по поддержанию мира, представляющие собой комплекс действий по поддержанию мира в том или ином регионе и направленные на скорейшее восстановление правовых отношений. Военное наблюдение, гуманитарная и медицинская помощь, содействие в эвакуации гражданских лиц — все эти мероприятия являются частью миротворческих миссий и напрямую касаются охраны личных прав жителей региона, находящегося в зоне повышенной опасности. В настоящий момент осуществляется 12 миротворческих операций: в Косово, Индии и Пакистане, в также в ряде стран Африки и Ближнего Востока.
Непосредственное применение источников права в Организации Объединенных Наций осуществляется специально созданными структурами, такими как Комитет ООН по правам человека, действующим на основании Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года [2], и другими структурами, созданными для работы над более узкими задачами (расовая дискриминация, дискриминация по половому признаку и др.).
Комитет ООН по правам человека уполномочен рассматривать жалобы, представляемые отдельными лицами, группой лиц или же государствами. Следует отметить, что формальной процедуры принуждения государства к исполнению того или иного решения по жалобе не существует, однако, ожидается, что государство добровольно сделает необходимое заявление с последующей ратификацией соответствующего факультативного протокола.
Примеры жалоб, рассмотренных Комитетом против Российской Федерации, содержатся в Обзоре практики Комитета ООН по правам человека по рассмотрению индивидуальных сообщений, поданных против Российской Федерации, подготовленном Верховным Судом РФ. Среди личных прав человека комитет вынес ряд решений в пользу заявителя по вопросам запрета пыток, права на свободу и личную неприкосновенность (в том числе, несовершеннолетнего лица), право лишенного свободы лица на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, право на справедливое судебное разбирательство [3]. К сожалению, многие решения до сегодняшнего дня не были исполнены.
Представляется, что неисполнение решения КПЧ является нарушением международного договора, и признание проблемы, описанной в жалобе, может послужить дополнительным инструментом по восстановлению нарушенного права. Наиболее эффективным способом в данном случае будет являться активное включение заявителя жалобы в процесс обращения к компетентным национальным органам власти, инициирования диалога между государством и КПЧ через его Специального докладчика.
Таким образом, деятельность ООН по защите личных прав человека носит разносторонний характер. С одной стороны, предпринимается значительное количество мер, затрагивающих интересы больших групп людей, что приводит ко всеобщему распространению уважения личных прав и, следовательно, сокращению количества индивидуальных обращений. С другой стороны, работа с жалобами оказывает содействие в частных случаях неправомерного вмешательства в личные права, создавая международные прецеденты для более тщательного исследования обстоятельств дела национальными судами.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 13.03.2023).
- Международный пакт о гражданских и политических правах. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 13.03.2023).
- Обзор практики Комитета ООН по правам человека по рассмотрению индивидуальных сообщений, поданных против Российской Федерации. — Текст: электронный // Верховный Суд Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.vsrf.ru/documents/international_practice/32003/?ysclid=lf7cet6r7b455447446 (дата обращения: 13.03.2023).