В рамках статьи рассмотрено состояние атмосферного воздуха на территории Ростовской области, проанализированы причины, способствующие его загрязнению, а также мероприятия со стороны политики региона, направленные на контроль уровня загрязненности воздуха и сокращению факторов, образующих последнее.
Ключевые слова: загрязнение воздуха, уровень загрязнения атмосферного воздуха, выбросы, уменьшение загрязнения воздуха.
The article considers the state of atmospheric air on the territory of the Rostov region, analyzes the causes contributing to its pollution, as well as measures taken by the regional policy aimed at controlling the level of air pollution and reducing the factors that form the latter.
Keywords: air pollution, level of air pollution, emissions, reduction of air pollution.
Загрязнение воздуха является серьезной экологической проблемой во многих регионах мира, включая Ростовскую область в России. Разработка мер по сокращению загрязнения воздуха имеет решающее значение для защиты здоровья населения и окружающей среды. В последние годы Ростовская область предприняла несколько шагов для решения этой проблемы и снижения уровня загрязнения воздуха. Одной из основных причин загрязнения воздуха в Ростовской области являются промышленные выбросы от тяжелой промышленности, такой как добыча угля и железной руды, а также электростанций и фабрик.
Среди ключевых причин как сохранения, так и повышения уровня загрязненности атмосферы следует выделить следующие:
— активное строительство;
— увеличение количества автотранспорта;
— промышленное развитие на фоне сокращения площадей озеленения.
Главные загрязнители воздуха атмосферы региона, которые располагают источниками загрязняющих выбросов — объекты машиностроения и металлургического (нефтехимического, теплоэнергетического) комплекса, а также производства пищевой продукции и строительных материалов — крупные предприятия Ростовской области: ОАО «Энергопром — Новочеркасский электродный завод»; Новочеркасская ГРЭС; ООО «Производственная Компания «Новочеркасский электровозостроительный завод»; муниципальное унитарное предприятие «Теплокоммунэнерго»; ООО «Лукойл-Ростовэнерго»; ООО Комбайновый завод «Ростсельмаш»; Ростовский вертолетный производственный комплекс публичное акционерное общество «Роствертол» и др. [1].
Региональные хозяйствующие субъекты реализуют постоянный производственный мониторинг атмосферного воздуха и организуют различные мероприятия, направленные на его охрану.
Далее выделим нормативно-правовые механизмы охраны воздуха атмосферы, существующие в исследуемом регионе:
— регулярный мониторинг;
— нормирование воздействий отдельных источников;
— нормирование качества воздуха;
— разрешительный порядок (регламент) воздействий различных источников на состояние воздуха атмосферы [2].
Для минимизации отрицательного влияния на воздух реализуется государственный учет отрицательное воздействие на экологию объектов (полномочия субъекта РФ Минприроды РО). Данное мероприятие не требует какого-либо отдельного финансирования, поскольку оно организовано в качестве направления основной деятельности.
Разнообразные процессы, которые связаны с антропогенным влиянием на региональную экологическую составляющую (окружающую среду) и с загрязнением атмосферы непосредственно, требуют принятия высокоэффективных решений в сфере охраны атмосферного воздушного слоя, определения источников и причин отрицательного воздействия, а также разработки и принятия соответствующих мер, направленных на улучшение экологии региона.
Мониторинг уровня загрязнения атмосферы позволит располагать достоверными данными как об его актуальном состоянии, так и об различных изменениях, существующих в зонах отрицательного воздействия, которые располагаются в центрах промышленности Донского края.
Сведения о состоянии воздуха атмосферы в г. Ростове-на-Дону (г. Волгодонске, г. Шахты, г. Азове, г. Цимлянске, г. Таганроге, г. Новочеркасске) формируются на базе данных с постов, образующих государственную сеть мониторинга и наблюдения. Данный процесс в городах исследуемого региона, не имеющих подобных постов, реализуется путем маршрутного обследования степени загрязнения [3].
В качестве дополнительного источника актуальных данных можно выделить результаты наблюдений на территории региона за качеством атмосферного воздуха, организованные в рамках организованного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО социально-гигиенического мониторинга и сведения о концентрации загрязняющих веществ, которые получают экономические субъекты посредством производственного мониторинга охраны воздуха атмосферы.
Данные, поступающие согласно действующим соглашениям в области информационно-методического обмена в Минприроды РО, позволяют повышать объем достоверной информации в сфере состояния и изменений в составе атмосферного воздуха, обеспечивают в решении различных проблем минимизации отрицательного воздействия на экологическую компоненту системный подход. Информация о динамике изменений и текущем состоянии разнообразных показателей загрязненности атмосферы предоставляет данные, необходимые для принятия эффективных мер, способствующих улучшению экологической обстановки, в целом, на территории исследуемого региона.
Следует также отметить, что на сегодняшний день существуют риски (факторы), наступление которых за собой может повлечь понижение показателей Программы. В качестве финансово-экономических рисков реализации Программы особо выделяется неполное финансирование (отсутствие финансирования) мероприятий из предусмотренных Программой различных источников.
В свою очередь, нормативно-правовые риски взаимосвязаны с возможностью возникновения коллизий и пробелов в сфере правового регулирования, с законодательными изменениями в направлении зашиты атмосферного воздуха. Данные риски сопровождаются потенциальной невозможностью реализации программных положений, обусловленной данными негативными трансформациями.
Технические риски, как правило, вызваны проблемами функционирования необходимых для мониторинга воздуха атмосферы технических устройств.
Экологические (техногенные) риски обусловлены возникновением техногенных (природных) аварий. Их вероятность нельзя исключать, и это также может крайне отрицательно влиять на реализацию программных мероприятий.
Для минимизации рисков при реализации вышеуказанной Программы предусмотрено формирование системы контроля над ее реализацией, включающей мониторинг достижения целей Программы, внесение предложений в области ее корректировки, своевременное реагирование на различные законодательные трансформации федерального посредством разработки соответствующих нормативно-правовых документов на уровне региона.
Цель, задачи и индикаторы (показатели), ожидаемые конечные результаты, этапы и сроки реализации Программы [4].
Главная цель Программы — сокращение уровня антропогенного давлению на окружающую среду и загрязненности воздуха атмосферы.
Для достижения поставленной цели был сформирован ряд следующих задач:
— диагностика состояния воздуха в целях принятия эффективных управленческих решений, направленных на предотвращение отрицательного влияния на атмосферу при реализации хозяйственной деятельности;
— улучшение качественной составляющей атмосферного воздуха, предотвращение вредных воздействий как на окружающую среду, так и на здоровье человека.
Решение последней задачи достигается путем снижения отрицательного влияния на воздух при реализации различных видов хозяйственной деятельности. Оно предусматривает проведение государственного учета таких объектов, которые оказывают на окружающую среду отрицательное воздействие, а также реализацию мероприятий, ориентированных на сокращение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на территории РО при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях, мониторинг состояния воздуха.
Литература:
- Куликов М. М. Основные аспекты развития промышленной политики Ростовской области // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия Социально-экономические науки. — 2014. — № 4. — С. 44–49.
- Меринова Ю. Ю. Территориальные диспропорции распределения выбросов загрязняющих веществ в атмосфере Ростовской области / Ю. Ю. Меринова, А. М. Иванченко, А. Д. Хаванский, В. В. Латун // Известия Дагестанского государственного педагогического университета серия «Естественные и точные науки». — Т. 14. № 3. — 2020. — С. 98–104.
- https://www.donland.ru/activity/193/
- https://www.donland.ru/documents/7487/