Статья посвящена исследованию проблемы формирования ответственного отношения к здоровью со стороны государства и общества с конца восемнадцатого по двадцать первый века. Рассматриваются взгляды крупнейших ученых, изучавших проблемы здоровья, здорового образа жизни, воспитания у подрастающего поколения культуры гигиены и здоровья. Делается вывод о том, что здоровье необходимо рассматривать сквозь призму повышения социального благополучия, которое может быть достигнуто путём развития всех сфер жизни общества, при этом личное здоровье становится залогом благополучия социума, и напротив, обществу необходимо заботиться о здоровье каждой отдельной личности.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, гигиена, подросток, школьник, физическое воспитание.
The article is devoted to the study of the problem of the formation of a responsible attitude to health on the part of the state and society from the end of the eighteenth to the twenty-first century. The views of the largest scientists who studied the problems of health, healthy lifestyle, education of the younger generation of the culture of hygiene and health are considered. It is concluded that health should be viewed through the prism of improving social well-being, which can be achieved through the development of all spheres of society, while personal health becomes the key to the well-being of society, and on the contrary, society needs to take care of the health of each individual.
Keywords: health, healthy lifestyle, hygiene, teenager, schoolboy, physical education.
В конце XVIII века, с возникновением предпосылок перехода экономики страны на новую стадию развития, возникла острая потребность в образованных людях, в квалифицированных кадрах и в трудоспособном населении. Отсюда приходит осознание значимости здорового состояния каждого жителя России, что можно подтвердить фразой М. В. Ломоносова, сказанной им при открытии Московского университета: «О каких материях рассуждать будем? Рассуждать будем о главном — о здоровье народа российского» [6].
Значение трудов М. В. Ломоносова для исследуемого нами феномена состоит в том, что он впервые обратил внимание на необходимость создания государственной программы по сбережению детского здоровья. Кроме него, в обозначенный исторический период проблемами сохранения здоровья молодёжи также интересовались первые отечественные энциклопедисты, среди которых С. Г. Забелин, Н. М. Максимович-Амбодик, А. П. Протасов. В их трудах заложен научный фундамент комплексного физического воспитания, включающего правильное питание, закаливание и основы детской гигиены. Благодаря расцвету эпохи Просвещения в России их идеи были реализованы на практике такими выдающимися деятелями, как И. И. Бецкой и Н. И. Новиков. И. И. Бецкой разработал и внедрил план создания учебных заведений закрытого типа, где комбинировались условия, оптимальные для разностороннего развития молодого поколения. Под руководством И. И. Бецкого начали работать Петербургский и Московский воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц, образовательные организации кадетского типа.
Созданные И. И. Бецким авторские планы воспитательной работы включают чётко регламентированные наставления по организации режима питания и сна, предпочтительной формы одежды, обустройству жилища. И вновь акцентируется особое внимание на ключевой роли физического воспитания личности, в том числе связанного с ежедневным закаливанием организма ребёнка [2].
Приоритетным направлением исследований Н. И. Новикова была выработка гармоничного сочетания интеллектуального и физического воспитания, адекватного возрасту подростка. Наиболее значимые идеи его изданы в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» [5].
Бурный расцвет капиталистических отношений в обществе первой половины XIX века привёл к небывалому развитию различных отраслей науки, и в особенности наук, предметом которых является познание природы и человека. В философии марксизма здоровье представлено как одна из важнейших качественных характеристик человека, связанная с социальной оценкой личности, поскольку от состояния здоровья каждого конкретного индивидуума напрямую зависит эффективность общественного производства.
Рассматривая предпосылки эколого-валеологического сопровождения взаимодействия человеческого организма с окружающей средой, можно выделить три значимых события XIX века, связанных с проблематикой настоящего исследования:
– во-первых, группа профессиональных врачей в составе К. И. Грум-Гржимайло, Е. Н. Смельского, И. Венцеля и др., работавшая в закрытых детских учреждениях Российской империи, впервые внедрила на практике систему гигиенических мероприятий, сопутствующих лечению больных детей и включающих в себя разработку диетпитания, коррекцию режима дня, профилактику инфекционных заболеваний, в результате чего созданы основы по системному обеспечению здорового образа жизни, а значит, фундамент педагогической валеологии в рамках общего и профессионального образования;
– во-вторых, благодаря работе немецкого учёного-зоолога Э. Геккеля, во второй половине XIX века зарождается отдельная наука экология, понимаемая тогда как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их средой. Однако, за 34 года до создания экологии шведский биолог О. Декандоль высказал идею о необходимости науки эпирреологии, которая могла бы исследовать взаимодействие растений с внешней средой их обитания;
– в-третьих, Ф. Фребель в 1837 году открыл первый прототип детского сада в Тюрингии, представлявший собой место для игр и развивающих занятий детей дошкольного возраста. С точки зрения Ф. Фребеля, дошкольное воспитание может стать идеальным инструментом для ликвидации социального зла и поднятия уровня нравственности в обществе. В разработанной данным учёным системе воспитания появился исходный тезис о значимости детской деятельности, включающей в себя активность, умственное и физическое саморазвитие, коммуникабельность, здоровое любопытство. Методика работы с детьми Ф. Фребеля и основывается на развитии эмоций, подвижности, мышления и связной речи.
Все представленные выше инновации предопределили постепенное интенсивное сближение медицины (гигиены) и педагогики, указали на их сущностное родство в плане здоровьесбережения подрастающего поколения, а также на целесообразность развития идеи педагогики здоровья как прототипа современной педагогической валеологии.
В начале ХХ века проводилась серьёзная работа, связанная с воспитанием подростков в антиалкогольных традициях, нашедшая отражение в трудах Г. Ф. Маркова и Л. Линдрума (1912–1913 гг.). Используя в качестве экспериментальной базы Первую Сергиевскую школу, учёные провели апробацию разработанных воспитательных методик, создав в итоге первые в России педагогические рекомендации по выработке приёмов обучения трезвости учащихся слоёв молодёжи.
Эпохе начала ХХ века свойственна формирующаяся концепция создания здоровой атмосферы в образовательной организации как естественного фундамента для формирования здорового образа жизни у российского народа в целом.
В целом начала складываться концепция, согласно которой создание здоровой атмосферы в учебном заведении рассматривалось как естественная предпосылка формирования здорового образа жизни у населения страны.
В. М. Бехтерев в своей публикации «Личность и условия развития её здоровья» делает вывод о прямо пропорциональной взаимосвязи здоровья детей с условиями пребывания их в общеобразовательной школе. По мнению учёного, рациональное воспитание призвано развить в детях бодрость духа, крайне необходимую для успешной борьбы с жизненными трудностями [1].
Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать, что в последние годы существования Российской империи существовала строго аргументированная позиция учёных о важнейшей роли образовательных организаций всех видов и типов для культивирования в сознании подростка значимости здорового образа жизни. Так, с 1901 по 1912 годы группа В. Рахманова доказывала принципиальность воздействия семейного воспитания на отношение подрастающего поколения к системной самореализации в рамках формирования здорового образа жизни. С точки зрения М. И. Покровской, в формировании здоровых привычек у обучающихся, построении самой системы воспитания на основе культуры здорового образа жизни ключевую роль должен играть учитель-наставник; И. П. Мюллер разработал систему естественного укрепления здоровья детей, направленную, в том числе, на предотвращение детских заболеваний.
Созданием систематизированной теории и практики воспитания и развития человека в атмосфере физического благополучия наука обязана изысканиям П. Ф. Лесгафта, который, придавая решающее значение окружающей среде, призывал к созданию в семье и школе максимально благоприятных условий для реализации всех имеющихся у ребёнка способностей [3]. Именно П. Ф. Лесгафт поставил себе цель доказать, что педагогика является наукой, в основе которой лежат объективные показатели анатомо-физиологической и психологической картины индивида, чем углубил концепцию природосообразности обучения, выдвинутую научной школой Я. А. Коменского.
В период с середины XIX по начало ХХ века отечественная медицина развивалась в одном направлении с педагогикой, поскольку обе науки заявляют о необходимости защиты здоровья учащихся, в которую следует включить не только формализованную пропаганду учения о здоровье и здоровой личности, но и реализовывать практические мероприятия по внедрению здорового образа жизни согласно индивидуальным воспитательным планам каждого учебного заведения.
Проблема здорового образа жизни в глазах общества выходит на первый план благодаря активной деятельности таких учёных, как Э. Блок, С. П. Боткин, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, С. Ф. Хотовицкий и другие, чья заслуга заключается в более широком рассмотрении понятия здоровья и воздействия на организм деструктивных факторов внешней среды, в том числе природных и даже космических.
Интересно, что кроме строго научных трудов, в России возникает особый культурный слой научно-популярной литературы, связанной с пропагандой у населения здорового образа жизни, соблюдения санитарно-гигиенических принципов и гармонизации отношений между окружающим миром и человеком в нём.
Таким образом, во второй половине XVIII века формируется полноценное представление в социуме, научных и правящих кругах о непреходящей ценности здоровья каждого россиянина. В качестве приоритета обозначил здоровье нации величайший учёный того времени М. В. Ломоносов. И первыми подняли вопрос о необходимости здоровьесбережения на государственном уровне не медицинские работники, а педагоги, создавшие комплекс рекомендаций по организации сна и питания детей, формы одежды, закаливания и физического воспитания в целом. В течение XIX века закладываются и развиваются предпосылки валеологического и валеолого-педагогического сопровождения взаимоотношений человека с окружающей средой, в рамках которых выделена экология как наука, появились первые авторские методики обучения трезвому образу жизни, сблизились между собой педагогика и гигиена как отрасль медицины. В начале ХХ века вышли в свет как научные, так и научно-популярные труды, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение санитарно-гигиенических требований, которые привлекли пристальное внимание различных социальных слоёв к проблеме здоровья нации, в том числе и подрастающего поколения как будущего этой нации, а также заложили приоритетные направления развития отечественной науки ХХ века.
В годы становления и укрепления советской власти, в условиях создания новой, социалистической системы образования, пропагандирующей культ здоровья как неотъемлемой составляющей человека будущего, стала возможной продуктивная работа И. И. Мильмана, создателя советской модели гигиенического воспитания ребёнка. С точки зрения указанного учёного, именно педагог является определяющим звеном в формировании у школьника устойчивой технологии реализации гигиенических навыков. В своих учебных пособиях И. И. Мильман раскрывает роль личности, санитарии и общественной гигиены в сбережении здоровья ребёнка, в поддержании уровня его работоспособности, в профилактике заболеваемости и продлении жизни организма.
Благодаря политике советского правительства по внедрению грамотности и культуры в народные массы, а также позитивному отношению к проблеме здоровьесбережения советского народа, продолжает расти число
печатных изданий научно-популярного характера, посвящённых влиянию на организм человека воздействий внешней среды. Выходят в свет труды, рассматривающие зависимость успеха в становлении здорового образа жизни обучающихся от сознательности и воли детей. Например, И. Т. Назаров в работе под названием «Культура воли, система воспитания здоровой личности» требует от педагога понимания своей ответственности за культивирование у школьника силы воли, поскольку именно она является определяющим фактором в формировании позитивных целеполагающих установок, касающихся здорового образа жизни. Помимо этого, от воли подростка напрямую зависит модернизация адаптационных ресурсов организма, способствующих сохранению здоровья даже в экстремальных условиях обитания. И. Т. Назаровым созданы практические рекомендации по совершенствованию нервной системы школьника при помощи комплекса упражнений, направленных на улучшение координации движений, повышение работоспособности, доведение до автоматизма реакции организма на изменение внешней среды [4].
Согласно взглядам учёных середины — второй половины ХХ века, среди которых, прежде всего, выделяются Л. Б. Нимен (1948), И. И. Шувалов (1950), С. А. Аптаев (1964), В. А. Холодова, Т. В. Благодарова (1971), В. Н. Кудинов (1974), обучение гигиеническим аспектам ведения здорового образа жизни в образовательных учреждениях назрели как объективная необходимость этого эпохи. В своих публикациях вышеназванные исследователи призывают возложить первичную роль в привитии подростку культуры здорового образа жизни на семью, которая при поддержке социалистического общества должна обеспечить ребёнку условия здорового быта на повседневном уровне. Однако недостатком работ данных учёных является отсутствие конкретных концепций, систем и механизмов для формирования у детей здорового образа жизни, апробированных на практике.
Только на рубеже 60-х — 70-х годов ХХ века появляются содержательные и практико-ориентированные работы, посвящённые охране здоровья учащихся, развивается гигиеническое воспитание молодёжи, проводится анализ и оценка эффективности санитарно-гигиенического просвещения и самих оздоровительных мероприятий. Предпринимаются попытки изложения требований к здоровому образу жизни не только в научной, но и в занимательной форме, доступной для каждого ребёнка (А. М. Сергеевский, 1967). Выходят в свет инструктивные материалы, излагающие поставленные перед советской школой задачи по сбережению здоровья детей, предписывающие обязательное участие родителей в гигиеническом воспитании. В руки учителей попадают методические пособия, помогающие установить соответствие между учебно-воспитательной работой и гигиеническими требованиями (например, Э. С. Аветисов, 1966).
Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов, с развитием гласности и плюрализма, с ослаблением партийного контроля над обществом, появляются новые проблемы, угрожающие здоровью детей. Соответственно, учёные начинают изыскания в областях, связанных с нанесением вреда здоровью таких явлений, как подростковая преступность, алкоголизм, табакокурение, наркомания и токсикомания, болезни беспризорных детей. Данная проблематика отражена в публикациях таких учёных, как В. М. Раев (1988), А. Н. Якушев (1988), Л. В. Буренков (1989), Т. А. Жук (1989). Отдельным направлением стало исследование полового воспитания школьников как фактора, способствующего формированию здорового образа жизни в условиях появившейся свободы отношений между полами. Здесь следует назвать, прежде всего, труды В. Е. Кагана (1988), А. Т. Никитина (1989), Ф. Роситера (1990).
Появляется ряд научных исследований, посвящённых проблемам сохранения психической устойчивости обучающихся, разработке методов коррекции различных психофизических отклонений, поиску резервов повышения резистентности детского организма, укрепления нервной системы, активизации скрытых защитных механизмов в сознании ребёнка. Сюда относятся труды Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева, А. А. Гройсмана (1987), В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова (1989), В. П. Дядичкина (1990), А. А. Козловой и В. Ф. Базарного (1991).
Таким образом, указанный период начался с установок государства на формирование нового человека социалистического общества, здоровью которого уделялось первостепенное внимание, при этом тщательно изучалась роль сочетания личной и социальной гигиены в процессе сохранения работоспособности, соматического здоровья и предупреждения заболеваний.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни отводится семье ребёнка, а также его собственной воле и сознанию необходимости быть здоровым. Однако до конца 1960-х годов не разрабатывались сами концепции и механизмы формирования здорового образа жизни у детей. На рубеже 1980-х — 1990-х годов перед отечественной наукой появляются новые вызовы здоровому образу жизни: преступность, алкоголизм, табакокурение, детская наркомания, болезни беспризорных и неустроенных детей, напрямую связанные с крушением социалистической системы.
В 90-е годы ХХ века происходит глубокое переосмысление понимания здоровья, выражающееся в отходе от преставлений о изолированности здоровья как функционального состояния внутри каждого отдельного индивида, и в формировании интегрированного знания о здоровье в его связи с поколением, популяцией, эпохой и экологической системой. Это привело к формированию новой науки, валеологии, основоположником которой признан выдающийся российский фармаколог И. И. Брехман.
Появление данной науки способствовало резкому росту интереса теоретиков и практиков здорового образа жизни в медицине и педагогике к методам и средствам решения актуальных методологических и технологических проблем интегрированного здоровья, что стало особенно важным на фоне значительного ухудшения здоровья населения не только в нашей стране, но и на планете в целом, сопровождаемого стремительным разрушением экологических систем различных уровней их организации.
В настоящее время развёрнуты масштабные исследования, призванные решить на практике сложнейшую проблему повышения эффективности роста здоровья молодого поколения, осуществляемые по ряду направлений:
1) относительно здоровья как физического состояния личности:
– здоровый образ жизни;
– активные средства оздоровления, соотносимые с возрастными и личностными возможностями и особенностями человека;
– здоровье окружающей среды и гармония с ней человека;
– здоровье как одно из условий качества жизни.
2) относительно педагогического подхода к проблеме здоровья:
– обучение здоровью как эффективное средство оздоровления;
– оздоравливающее образование;
– здоровьесберегающий образовательный процесс;
– здоровьеразвивающая образовательная среда.
Работа по вышеперечисленным научным направлениям ведётся коллективами исследователей, во главе которых стоят известные учёные и практики, специализирующиеся на проблемах здоровья. Среди них, прежде всего, следует назвать В. Ф. Базарного, Н. А. Голикова, В. В. Колбанова, М. М. Лазарева, В. П. Петленко, Г. Н. Серикова, Н. К. Смирнова, Л. И. Пономареву, Л. Г. Татарникову, З. И. Тюмасеву, Т. Ф. Орехову и др.
Таким образом, проведенный историко-логический анализ эволюции знаний о здоровье человека позволяет заключить, что постепенно здоровье стало рассматриваться сквозь призму повышения социального благополучия, которое может быть достигнуто путём развития всех сфер жизни общества. Инновационный подход к проблеме здоровья ставит «личное здоровье» выше «общественного», а получение знаний о нём не мыслится вне образовательной системы. Но при этом личное здоровье становится залогом благополучия социума, и наоборот. И пусть личностная гармония не заключается только в здоровье, оно в значительной степени влияет на личность, её возможности, а также её место и роль в современном обществе.
Литература:
- Бехтерев, В. М. Личность и условия её развития и здоровья / В. М. Бехтерев. — Текст: непосредственный // Российский психиатрический журнал. — 2012. — № 4. — С. 76–83.
- Бецкой, И. И. Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторыми примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества / И. И. Бецкой. — Санкт-Петербург: СПб, 1766. — 18 с. — Текст: непосредственный.
- Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений Извлечения из «Основ теоретической анатомии». Отчеты. 1891–1909 гг: публицистика. / П. Ф. Лесгафт. — Т. 5. Статьи. — Москва: Гос. изд-во «Физкультура и спорт», 1954. — 390 с. — Текст: непосредственный.
- Назаров, И. Т. Культура воли, система воспитания здоровой личности / И. Т. Назаров. 2-е изд., испр. и доп. — Ленинград: Типография «Труженик печати», 1929. — 96 с.
- Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия / Н. И. Новиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во «Директ-Медиа», 2015. — 145 с. — Режим доступа: — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=28817 — Текст: электронный.
- Яковлев, Б. П. Психофизические основы здоровья человека: учеб. пособие / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. — Сургут: РИО СурГПУ, 2005. — 193 с. — Текст: непосредственный.