В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных были выделены три группы дошкольников по уровню сформированности слоговой структуры.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, слоговая структура речи, нарушения речи.
Многообразные нарушения речевого развития дошкольников в последнее время являются весьма распространенным явлением. Наиболее распространенным системным речевым расстройством у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи.
В логопедической работе часто на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Несформированность слоговой структуры слова может, на первый взгляд, казаться несущественной, однако затруднения в воспроизведении слогового состава слова препятствуют усвоению словарного запаса, т. к. эти ошибки, вызывают ряд всё более усложняющихся искажений слоговой структуры слова, что в школьном возрасте проявляется в нарушениях чтения и письма. Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи.
Проблема развития слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи — предмет исследования известных специалистов в области логопедии (О. Л. Жильцовой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой). Система обучения и воспитания дошкольников с нарушением слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Для того чтобы помощь детям с общим недоразвитием речи была максимально эффективной, необходима ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа и использование эффективных средств коррекции.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
С целью изучения сформированности слоговой структуры речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была адаптирована диагностика, которая включала в себя четыре направления, выделенных на основе исследований Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной: звукопроизношение, уровень развития фонематических процессов, временно-пространственная ориентация, слоговой строй. Данные компоненты мы изучали с помощью методик таких авторов как Г. Л. Волкова, О. Б. Иншакова, А. В. Семенович, А. М. Колесникова, Г. Н. Бабина, Н. Ю. Сафонкина, В. П. Новикова, Е. А. Стребелева.
Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида № 22 г. Томска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Для выявления того или иного критерия каждое направление включало в себя серию комплексов заданий.
В результате обследования была составлена таблица, отражающая состояние сформированности компонентов, которые представлены выше.
Таблица 1
Итоговые данные диагностики речи детей на этапе констатирующего эксперимента
Испытуемый |
Звукопроизношение (максимум 20 баллов) |
Фонематические процессы (максимум 20 баллов) |
Временно-пространственная ориентация |
Слоговая структура |
Всего баллов |
1 |
18 |
18 |
18 |
18 |
72 |
2 |
11 |
14 |
11 |
11 |
47 |
3 |
11 |
14 |
11 |
11 |
47 |
4 |
6 |
12 |
6 |
12 |
36 |
5 |
8 |
9 |
8 |
8 |
34 |
6 |
14 |
12 |
14 |
14 |
54 |
7 |
16 |
18 |
21 |
21 |
76 |
8 |
11 |
16 |
14 |
14 |
55 |
9 |
13 |
13 |
19 |
19 |
64 |
10 |
12 |
17 |
12 |
17 |
58 |
Результаты проведенного исследования позволили условно разделить испытуемых на три группы:
Первая группа (Низкий уровень) — от 0 до 40 баллов;
Вторая группа (Средний уровень) — 41–65 баллов;
Третья группа (Высокий уровень) — 66–90 баллов
Можно выделить следующие особенности каждого уровня:
Низкий (32 % (2 человека)) — речь имеет множество аграмматизмов, слоговая структура грубо нарушена, активный словарь состоит из существительных и глаголов простой слоговой структуры, простых предложений. У таких детей наблюдались трудности при моторном воспроизведении стечения согласных, несформированность фонетического восприятия. Дошкольники затруднялись воспроизводить двусложные слова, которые имели в своем составе обратные и прямые слоги.
Средний (49 % (3 человека)) — речь характеризуется нарушением слоговой структуры слова в основном сложных по конструкции, а также нарушением фонетики, лексико-грамматического строя речи. Нарушения слоговой структуры выражались по-разному: отмечались перестановки звуков и слогов, их опускание или добавление. Чаще это проявлялось при произношении многосложных слов.
Высокий (16 % (1 человек)) — речь детей развернутая с незначительным нарушением слоговой структуры слова, в основном малознакомых и слов сложной слоговой конструкции, а также не значительным фонетико-фонематическим недоразвитие.
Таким образом, данные констатирующего эксперимента говорят о необходимости организации и проведения целенаправленной работы по коррекции слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Литература:
- Бабина, Г.В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. — Москва: Книголюб, 2005
- Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. — Москва, 2018
- Мазанова, Е. В. Обследование речи детей 5–6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал. — Москва: Гном, 2021
- Чиркина, Г.В Методы обследования речи детей. — Москва: Аркти, 2003