Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 877 раз

Библиографическое описание:

Васильев, В. Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната / В. Н. Васильев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100823/ (дата обращения: 18.12.2024).



Общей тенденцией, характеризующей современный этап деятельности домов-интернатов для граждан, имеющих психические расстройства, является комплексное решение задач социальной реабилитации инвалидов: поддержание и укрепление их психического и соматического здоровья, развития интеллекта и других психических функций, накопления и расширения социального опыта с применением социально-медицинских, социально-бытовых, психолого-педагогических, лечебно-трудовых и социально-правовых инструментов.

Для социальной реабилитации (социализации) в домах-интернатах с одной стороны должны создаваться комфортные социально-бытовые условия, приближенные к домашним, а с другой стороны, образ жизни получателей социальных услуг в учреждениях этого типа должен быть организован так, чтобы инвалиды чувствовали необходимость проявления личной инициативы через активирующий режим, включающий трудовые и досуговые формы занятости.

Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство.

Трудовая занятость — необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связана с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах. Занятия элементарным хозяйственно-бытовым трудом позволяют инвалидам вступать в социальные связи с персоналом и другими больными, делает возможным лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением.

Социально-трудовые услуги предоставляются лицам, проживающим в ГАУСО «Читинский ДИ» на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг, и стандарта социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания.

Эффективной организацией процесса реабилитации в ГАУСО «Читинский ДИ» является лечебно-трудовая активирующая терапия получателей социальных услуг под руководством инструкторов по труду. Реабилитация проводится на базе подсобного хозяйства, которое является структурным подразделением учреждения и включает в себя:

– тепличный комплекс, где получатели социальных услуг занимаются выращиванием овощей, на приусадебном участке — цветоводством,

– столярную мастерскую,

– птицеферму,

– мастерскую по ремонту обуви.

Кроме того, получателям социальных услуг поручаются работы по уборке помещений и прилегающей территории, а так же работы в качестве помощников сотрудников медицинской части (санитары-курьеры) и хозяйственных подразделений учреждения: пищеблока, прачечной, швейного цеха, складов, ЦТП. Многие их получателей социальных услуг официально трудоустроены.

Необходимо отметить, что технология включения получателей социальных услуг с расстройствами психики в трудовую и досуговую деятельность в условиях дома-интерната имеет свою специфику. Вид и характер труда, его продолжительность, условия трудовой деятельности подбираются специалистами учреждения с учетом медицинских показаний к труду. При определении форм трудовой и досуговой занятости учитываются субъективные и объективные факторы участия инвалидов в труде: уровень работоспособности, установки, мотивация, отношение к труду. Для исследования трудового потенциала получателю социальных услуг предлагаются работы на разных объектах: вначале более сложные, но если он не справляется — ему поручают работу попроще, и так до тех пор, пока не подберут приемлемый вид труда.

Получатели социальных услуг с выраженной задержкой интеллектуального развития имеют ограниченные биологические предпосылки работоспособности. Слабо развитую мотивацию к трудовой деятельности и биологически обусловленную заторможенность двигательных актов, поэтому испытывают затруднения в формировании личного практического опыта. Эта проблема актуальна для людей, большую часть жизни проводящих в ограниченном социальном пространстве: вначале в детском доме — интернате, впоследствии в психоневрологическом доме-интернате. Для них важное значение имеет воспитание установок на труд, формирование правильной мотивации, интереса к процессу труда и конечному его результату, выработка положительного восприятия собственного участия в трудовой деятельности. Для решения этих задач наши специалисты применяют побудительные воздействия: соревновательный мотив, возможность общения, материальное вознаграждение, моральное поощрение, привлекательность труда.

Применяемые формы морального стимулирования труда — это доброжелательное отношение инструктора по труду, похвала работнику-получателю социальных услугвприсутствии членов трудовой бригады за хорошее качество работы, за скорость выполнения операции, за аккуратность в работе. А также поощрение за хорошее и продуктивное участие в трудовых процессах в виде внеплановых посещений концертов, экскурсий, коллективных выездов на природу с активным отдыхом, вручением грамот, благодарственных писем и ценных подарков. Такие формы стимулирования оказывают эффективное побуждающее воздействие.

Терапия трудовой занятостью — не единственная реабилитационная технология, обеспечивающая активный образ жизни клиентов психоневрологических интернатов. Занятость клиентов организуется в этих учреждениях посредствам включения их в занятия физической культурой, а также в социокультурную и досуговую деятельность. Для решения задач социально-средовой адаптации клиентов практикуются такие формы работ, как:

– креативные занятия: обучают рисованию мелками, фломастерами, красками, карандашами, изготовлению аппликаций, поделок из различных материалов;

– дидактические игры: настольные игры, конструирование с применением мозаики, пазлов, металлических конструкторов;

– просмотр кинофильмов и прослушивание любимой музыки;

– анимационные виды деятельности. В учреждении создан вокально-инструментальный ансамбль, репетиции которого проводят один раз в неделю под руководством музыкального работника. Ежемесячно проводят праздники для именинников, сопровождающиеся программами художественной самодеятельности. Клиенты участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных знаменательным датам, выставок поделок;

– экскурсии в цирк, прогулки по городу и выезды на природу.

Занятия творческими видами деятельности в Читинском доме-интернате организуются, преимущественно, как коллективный труд.

Ведущими при организации реабилитационного процесса в Читинском доме-интернате являются идеи диалога, сотрудничества, совместного действия, понимания чужой точки зрения, уважение личности. Эти идеи получили практическое воплощение в общественной структуре-органе самоуправления. Орган самоуправления сформирован из семи членов-дееспособных и наиболее активных, ответственных клиентов дома-интерната, является по своей сути связующим звеном между администрацией и клиентами учреждения, представляет их интересы и обеспечивает тесное взаимодействие проживающих с администрацией. Такая форма взаимодействия позволяет максимально учитывать потребности клиентов, оперативно разрешать острые проблемы, формировать бесконфликтную, благоприятную среду и стимулировать социальную активность и статуса получателей социальных услуг.

Подбор комплекса реабилитационных мероприятий проводится индивидуально для каждого проживающего с учётом их психического и соматического состояния. В нашем интернате наиболее востребованными услугами являются мероприятия, направленные на использование остаточных трудовых возможностей получателей социальных услуг и участие их в посильной трудовой деятельности.

В соответствии с возможностями получателей социальных услуг 149 человек привлечены к терапии занятостью: птичник –36 чел.; огород — 60 чел.; прачечная — 7 чел.; в спальных корпусах –16 чел. Остальные получатели социальных услуг заняты на благоустройстве территории дома-интерната. Данной услугой охвачено 76,4 % от общего числа получателей социальных услуг.

Также, нужно отметить, что 7 получателей социальных услуг, имеющих диагноз умственная отсталость легкая с нарушениями поведения и без них были обучены овощеводству, с организованными для них рабочими местами в условиях дома-интерната, 48 человека имеющих диагноз шизофрения и 27 человека с умственной отсталостью легкой по проекту внутридомовое волонтерство «Шаг на встречу!» при Забайкальском техникуме профессиональных технологий и сервиса, 30 человек проходят обучающие курсы пользователя ПК, 15 человек специалист по использованию интернет технологий «Флешка», 30 человек работа с фотоаппаратом и работай по программе «Вспышка», по окончании обучения планируется по желанию граждан трудовое устройство вне дома интерната. Данной услугой охвачено 42 % от общего числа получателей социальных услуг.

Социально-трудовая реабилитация

2020 год

2021 год

2022 год

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Количество ПСУ

Процент Занятости

Общее количество ПСУ

197

57,7 %

192

63,5 %

195

76,4 %

Терапия занятостью

114

57,7 %

122

63,5 %

149

76,4 %

Трудовое обучение

9

4,6 %

30

15,6 %

82

42 %

Трудовое устройство

13

6,6 %

18

9,3 %

21

10,8 %

Трудоустроены на специально созданные рабочие места при доме интернате — 21 чел. 7 человек овощеводы, 2 человека столярная мастерская, 2 курьер, 4 человека пищеблок, 3 человека прачечная, 3 человека продовольственные склады, вне дома-интерната — 0 чел. Данной услугой охвачено 10,8 % от общего числа получателей социальных услуг.

Вывод. Как показывает опыт работы «Читинского дома-интерната», трудовая и досуговая деятельность оказывает развивающее, корригирующее, социализирующее и адаптирующее воздействие на личность инвалида. Доступные виды активной трудовой деятельности стимулируют развитие восприятия и мышления, внимания и памяти, моторики и речи. Труд в коллективе способствует формированию коммуникативных навыков, мотивационно-потребностной сферы и навыков социального поведения, формируется самостоятельность и ответственность, что позволяет приблизится данной категории граждан к интеграции в общество.

С 2020 года по 2021 год отмечается увеличение количества получателей социальных услуг, задействованных в трудовой реабилитации на 18,7 %. Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций, активизировать социально-полезную деятельность (сформировать и развить у получателей социальных услуг позитивные социально-трудовые навыки).

Литература:

  1. Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида: перевод с английского. — М.: Педагогика, 2001.
  2. Андреева, О. С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2000. — № 4.
  3. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
  4. Антипьева, Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: учебное пособие для студентов — М.: Владос-пресс, 2004.
  5. Богданова, О. А. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. — Вологда, 2006. — 58 с.
  6. Васильева, Л. Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — Чебоксары: ЧГУ, 2006.
  7. Гришина, Л. П. Инвалидность как многофакторная проблема. — М., 2003.
  8. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  9. Гусак, Ю. Л. Технологии социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Социальное обслуживание. — № 11. — 2012. — С. 94–110.
  10. Дементьева, Н. Ф. Проблемы реабилитации лиц с ментальными нарушениями // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями». — Н. Новгород, 2003. — С. 4–10.
  11. Дементьева, Н.Ф., Дудыкина, Н.В., Шипова, Н. В. Предпосылки расширения реабилитационной деятельности психоневрологических интернатов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2005. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, общее число получателей, получатель, процент Занятости, труд, трудовая деятельность, трудовая занятость, социально-трудовая реабилитация, трудовое обучение, Читинский дом-интернат.


Похожие статьи

Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Похожие статьи

Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Деятельность ресурсного центра по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Социальная адаптация разновозрастных детей в условиях реабилитационного центра

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Задать вопрос