Институт местного самоуправления выступает одним из самых значимых элементов любого современного государства. Он непосредственно связан с демократическими началами и гражданским обществом. Статья посвящена истории возникновения местного самоуправления, этапам его развития, в том числе в России. Охвачен период с Древнего мира до современных форм народовластия на местах, проведён анализ каждого исторического периода эволюции местного самоуправления в России, выражены общие тенденции. Современное развитие формы народовластия в Российской Федерации будет еще более устойчивым и эффективным, если исследовать историю его становления.
Ключевые слова : местное самоуправление, развитие, государство, история.
The institution of local self-government is one of the most significant elements of any modern state. It is directly connected with democratic principles and civil society. The article is devoted to the history of the emergence of local self-government, the stages of its development, including in Russia. The period from the Ancient World to modern forms of democracy in the localities is covered, an analysis of each historical period in the evolution of local self-government in Russia is carried out, and general trends are expressed. The modern development of the form of democracy in the Russian Federation will be even more stable and effective if we study the history of its formation.
Keywords: local self-government, development, state, history.
Возникновение местного самоуправления — одного из важнейших демократических институтов Российской Федерации — в науке, как правило, относят к эпохе Древнего Рима. В V-IV веках до нашей эры в римских городах-колониях начали создаваться первые в истории институты местного самоуправления, в частности, городские советы (сенаты), исполнительная власть в лице магистратов. Кроме того, в Древнем Риме начали складываться начальные формы непосредственного участия населения в делах государства посредством собрания жителей.
Экспансия Древнего Рима приводила к тому, что на покорённых землях города превращались в муниципии и колонии. Под муниципиями учёные понимают поселения, которые с покорением Риму оставляли за собой внутреннее самоуправление, а также законодательство. По аналогии с римским сенатом каждый новый город имел курию. Курия состояла из лиц, нахождение которых в курии обуславливалось по рождению. Курия обладала важнейшими полномочиями: она осуществляла управления общественными делами. Таким образом, можно сделать вывод, что первые основы местного самоуправления были рождены в Древнем Риме. Как следует из истории, уже в те времена имели место формы прямого участия населения в государственных делах, а также выборы местных должностных лиц [4].
Обращаясь к анализу истории местного самоуправления в России нужно подчеркнуть, что в науке не выработалось единого мнения в отсчёте периодизации этого института. В частности, одним из вариантов периодизации является следующий:
— общинный период (до XV века);
— земско-губное самоуправление (XVI-XVII века);
— петровско-екатерининский период (конец XVII века — середина XIX века);
— земско-думский период (середина XIX века — 1917 год);
— советский период (1917 год — 1993 год);
— современный период (с 1993 года) [8].
Кроме того, в науке выделяется и другое мнение относительно периодизации местного самоуправления в России:
— зарождения самоуправления до (до XV века);
— период развитие местного самоуправления (середина XV века — XVII век);
— реформа местного самоуправления (конец XVII века — конец XVIII века);
— городская и земская реформы (1864 год — 1917 год);
— советский период (1917 год — 1993 год);
— местное самоуправление Российской Федерации (с 1993 года).
При становлении института местного самоуправления нужно обратить внимание на его нормативно-правовое регулирование. А именно, основополагающими аспектами выступают процессы учреждения, функционирования, формирование понятийного аппарата, а также определение места органов местного самоуправления в общей системе органов государственной власти России. Эффективность института местного самоуправления напрямую связана с подходом к регулированию, наполнением института всеобъемлющим содержанием и влияет на развитие демократических начал [1].
Однако по другим источникам, основы органов местного самоуправления в России берут истоки в параллельном развитии государственности в Российском государстве [7]. Кроме того, есть мнение, что местное самоуправление сформировывается до зачатков государственности, когда действовало общинное самоуправление [5].
К IX-XII веку на Руси происходит заметное развитие органов местного самоуправления. Это выражается в распространении вечевых собраний. Они занимались организацией решения общих вопросов местного значения, а также выборами должностных лиц.
К середине XV века возник институт городских приказчиков. Это следующая ветвь развития местного самоуправления. Городских приказчиков назначал князь, а их полномочия носили военный или снабженческий уклон. Дальнейший этап формирования местного самоуправления относится к первой половине XVI века. Российское государство проводит губную реформу. С этим периодом связаны губные избы, которые заведовали судебной и исполнительной деятельностью. В данное время также были созданы земские избы, в ведении которых находились судебные и финансовые вопросы.
В Смутное время был сделан шаг назад в развитии местного самоуправления — власть на местах перешла к лицам, назначаемым из центра [6]. В очередном этапе преобразование местного самоуправления пришлось на правление Петра Великого и Екатерины Великой. Реформы Петра Великого привели к усилению неограниченной власти центральной бюрократической власти. При Екатерине Великой местное самоуправление испытало нововведения: были сформированы новые формы самоуправления: собрание городского общества, шестигласная дума, общая градская дума [3]. Однако к началу XIX века деятельность органов местного самоуправления сходит на нет, созданные органы почти не созываются.
В эпоху Александра II проведена земская реформа, создавшая уездные и губернские земства, которые имели широкий круг полномочий (строительных, образовательных, здравоохранительных). Таким образом, институт органов местного самоуправления, в сущности, был возрождён и обладал немалым значением для развития России. На смену патриархальному самоуправлению пришли выборные учреждения. Однако главным итогом реформ Александра II оказалось усиления роли государства в деятельности местного самоуправления. В то же самое время земская и городская реформа стали наиболее значимой стадией эволюции местного самоуправления.
После революции 1917 года Временное правительство приняло несколько актов, приведших к реорганизации местного самоуправления. Были установлены общие принципы: всеобщее избирательное право. После Октябрьского переворота местное самоуправления трансформируется в совсем иную систему. Понятие местного самоуправления более не использовалось, и до распада СССР действовала общегосударственная система Советов. Они обладали всей властью в центре и на местах. Однако местные Советы не имели значимых полномочий в силу более усиленного влияния на их деятельность вышестоящих Советов [2].
После образования новой России изменения в социально-общественном строе государства стали причиной перехода к практическому оформлению местного самоуправления. Основными актами стали Конституция РФ 1993 года, закон об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными, закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и прочие. В настоящее время местное самоуправления — это форма власти на местах. Она обеспечивает относительно самостоятельное решение гражданами местных вопросов с учётом особенностей региона и традиций. Тем самым было проведено отграничение государственного участия от самостоятельности органов местного самоуправления.
После долгого исторического пути местное самоуправление предстаёт в виде сформированной организации решения местных вопросов, самостоятельно и без влияния центрального бюрократического аппарата осуществлять собственную жизнь на определённых территориях. Население берёт на себя ответственность за управление муниципальными делами с учётом исторических традиций. Государство должно для этого условия не создавать организацию местного самоуправления, а признавать её существование [1]. Тогда местное самоуправление становится реальным, а не формальным.
Проведённый анализ истории местного самоуправления говорит о созданных предпосылках к возрастанию эффективности деятельности данного института власти.
Литература:
- Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В. Т. Кабышева — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 280 с.
- Зотов В. Б. Местное самоуправление в России: Сборник статей / В. Б. Зотов — М.: «Ось-89», 2003. — 400 с.
- Кирилловых А. А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / А. А. Кирилловых // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 2. — С. 40–44.
- Незнамова Е. А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография / Е. Х. Незнамова. — М.: РАГС, 2009. — 268 с.
- Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика / Н. В. Постовой — М.: «Федоров», 1995. — 200 с.
- Соловьев С. М. Россия перед эпохой преобразований / С. М. Соловьев. — М.: Омега-Л, 1989. — 470 с.
- Тимофеев Н. С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России / Н. С. Тимофеев. — М.: МГУ, 2005. — 176 с.
- Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России: учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2003. — 120 с.