Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 19.03.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Челтыгмашева, С. П. Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы) / С. П. Челтыгмашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 176-177. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100829/ (дата обращения: 18.12.2024).



Дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. В процессе письма и чтения участвуют четыре анализатора.

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы.

Зрительный, который подбирает соответствующую графему.

Двигательный спомощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определённых структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

К причинам, лежащим в основе нарушений письменной речи, относятся: слабая готовность ребёнка к школе. Нерегулярность школьного обучения. Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье. Двуязычие в семье. Неправильная речь окружающих. Неблагоприятная обстановка в семье. Ослабленное соматическое здоровье. Наличие неврологического диагноза. Леворукость. Несформированность той или иной психической функции. Педагогическая запущенность.

Задачи , которые стоят перед учителем-логопедом в школе: изучение детей, поступивших в первый класс, с целью выявления общего и речевого развития детей. Воспитание навыков речевого общения. Развитие фонематического слуха. Отработка произносительной стороны речи. Формирование зрительного и пространственного восприятия и представления. Коррекция моторного праксиса.

При планировании работы с детьми, имеющими нарушение письменной речи, учитываю характер дисграфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки слогов, слитное написание слов). Работу по предупреждению и преодолению недостатков письма направляю на активизацию функций анализаторов речеслухового, речедвигательного, зрительного, тактильного анализаторов. Коррекционную работу по дифференциации согласных (глухих — звонких, мягких — твёрдых) и гласных провожу в два этапа. На первом этапе формирую правильное звукопроизношение. Уточняю правильное произношение звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Учу выделять звук на фоне слога, определять наличие и место звука в слове, относительно других звуков. Упражняю в умении выделять слово с определённым звуком в предложении, тексте, придумывать слова с определённым звуком. На втором этапе приступаю к формированию у детей умения дифференцировать звуки, попарно сопоставлять звуки и буквы, определять сходство и различие в артикуляции, слуховом восприятии, тактильном ощущении, графическом изображении.

Проводя работу над буквой — звуком, сопровождаю произношение показом определённой буквы, и наоборот, опираясь на графическое изображение буквы, чётко проговариваю соответствующий звук. На всех занятиях даю упражнения на развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Основную часть упражнений провожу устно. На уровне слога учащиеся учатся придумывать слова, содержащие заданный слог в определённой позиции (начало, середина, конец слова); составлять слоговые схемы; составлять слоги из букв разрезной азбуки; выбирать из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчиваются гласным звуком.

С целью формирования у учащихся звуко-слоговой структуры слова предлагаю выполнить следующие упражнения: «Составить слово из букв, слогов», «Вставь пропущенную букву, слог», «Образуй новые слова от данных слов», «Составь новые слова из букв данного слова», «Составь слово по начальным звукам других слов», «Запиши слово в обратном порядке» (например, ток-кот), «Образуй новое слово при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т. д. Например, слон — слоник — слонёнок — слонята), «Подбери слово, отличающееся только одним звуком к заданному слову» (например, мишка — шишка, лук-сук, почка-бочка). С целью устранения аграмматизмов в устной и письменной речи использую упражнения, способствующие обогащению словаря, практическому усвоению простых лексико-грамматических категорий: «Объясни лексическое значение слова», «Подбери синоним (антоним) к данному слову», «Составь словосочетание», «Подбери прилагательное (признак предмета) к слову», «Составь предложение по картинке», «Измени слово, словосочетание по образцу», «Восстанови деформированное предложение (текст)», «Спиши текст с пропущенными буквами (предлогами, окончаниями слов)», «Спиши текст с орфографическим проговариванием».

Для устранения ошибок, связанных с нарушением единства написания слов в предложении, когда дети пишут несколько слов вместе или слово разделяют на части, целесообразно использовать следующие упражнения, направленные на соотнесение зрительного и вербального образа слова; объяснение лексического значения слова по рисунку; картинные, графические диктанты; нахождение слов, предложений, которые «спрятались»; выделение предложений из сплошного текста.При работе с предложением , предлагаю учащимся составить предложения по схемам; выделить границы предложений в тексте; соединить разорванные части предложений; составить предложения с заданным количеством слов. На этапе работы с текстом , предлагаю детям составить и записать рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам. Активно использую в работе такое упражнение, как «восстанови деформированный текст» (в котором нарушена последовательность изложения предложений).

Таким образом, работу над устранением недостатков письма у учащихся начальной школы направляю на активизацию функций анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, тактильных ощущений, используя разнообразные приёмы и упражнения, что позволяет сократить количество ошибок на письме у детей.

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. — М.1991.
  2. Лалаева Р. И. Нарушение письменной речи — М. 1989.
  3. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. В. — М. 2002.
  4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.,2001.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, письменная речь, звук, активизация функций анализаторов, буква, гласный звук, предложение, работа, слог, фонематический слух.


Похожие статьи

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Похожие статьи

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями посредством игр с пуговицами (из опыта работы)

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

Приёмы по формированию положительного настроя у дошкольников с ОВЗ на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Применение дистанционных форм обучения на уроках математики и информатики (из опыта работы)

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Приемы работы с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе (обобщение опыта)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Задать вопрос