В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.
Ключевые слова: профессиональное образование, урок математики, образовательный процесс.
В настоящее время невозможно представить себе урок без использования ИКТ. Термин ИКТ связан непосредственно с информационной технологией обучения, которая заключается в процессе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер [1]. Использование ИКТ на уроках математики может быть различным: для контроля знаний, при закреплении изученного материала, при изучении нового материала, при подготовке к экзаменам, при повторении материала [2].
А для подготовки к ВПР — это очень удобно.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) вошли в систему профессионального образования (СПО) недавно.
ВПР для студентов СПО проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Участниками ВПР СПО являются:
– обучающиеся первых курсов по образовательным программам среднего профессионального образования в профессиональных образовательных организациях независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), поступившие на базе основного общего образования и обучающиеся по очной форме;
– обучающиеся по программам среднего профессионального образования, завершившие в предыдущем учебном году освоение общеобразовательных предметов в профессиональных образовательных организациях (за исключением обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) и проходящие обучение по очной форме на базе основного общего образования [3].
Результаты ВПР СПО могут быть использованы:
– образовательными организациями — для совершенствования образовательного процесса;
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, — для анализа текущего состояния системы среднего профессионального образования и формирования программы ее развития [3].
Форма проведения ВПР по математике по структуре и содержанию напоминает ЕГЭ, проводимый в школе. Таким образом, ВПР является неким подведением итога освоению образовательной программы. Для того, чтобы обучающиеся показывали хорошие результаты необходимы тщательная подготовка преподавателя, систематизированное изложение материала на занятиях. Для этого очень удобно совмещать традиционную форму обучения с новыми педагогическими и интернет-технологиями.
На платформе Я класс представлены материалы по общеобразовательным дисциплинам для подготовки к ВПР. Удобно задавать вариант студентам в виде домашнего задания. Использование данного интернет-ресурса на уроках математики позволяет студенту заниматься самообразованием, самостоятельным разбором темы или определенного вопроса и обращаться к учителю как к наставнику, как старшему товарищу за советом. Такая работа более полезна, на мой взгляд, так как идет осознанная проработка ошибок. Интерфейс данного ресурса прост в обращении, что очень удобно, не тратиться много времени на «лишние» комбинации. Так же, используя сайт Решу ОГЭ/ЕГЭ, можно выполнять проверку знаний по отдельным темам или по целому блоку, отрабатывать точечно задания или же сформировать вариант для проверки знаний.
Хочется отметить также, что особо важное значение в процессе фундаментализации на современном этапе развития образования играет его информатизация, которая создает возможность быстрой переработки информации и создания на ее основе новой качественной информации. Это, в свою, очередь, служит основой для повышения качества интеллектуальной деятельности [4]. Исследователями отмечается, что «сложность использования перспективных информационных инфраструктур и технологий, их постоянное развитие и их влияние на все стороны нашей жизни обуславливает необходимость постоянного обучения людей, создания принципиально новой системы образования. Человек с устаревшим образованием может быть сколь угодно умным, но он не будет конкурентоспособным и не сможет приносить пользу…» [5].
Большим подспорьем в деле подготовки к экзаменам или создания курсовых и проектных работ, написания рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ являются электронные библиотеки [6].
Обращение к электронному ресурсу Юрайт и другим ему подобным должно стать само собой разумеющимся делом для студентов уже со 2 курса. В самом деле, роль преподавателя в новых реалиях диктует необходимость превращение его в своего рода модератора учебного процесса. При закономерном повышении роли самостоятельности студентов при изучении учебных курсов требуется не столько лектор, преподносящий «готовые» знания, сколько тьютор, направляющий активность студентов в наиболее адекватное существующим задачам русло. «Сам преподаватель должен постоянно пользоваться электронными научными библиотеками, …., отслеживать новые поступления научных статей по читаемым дисциплинам; умело и, что самое важное, постоянно направлять научный поиск своих студентов, а не воспринимать часы, отведенные на консультирование студентов и самостоятельную работу студентов как нечто предписанное «сверху», но не обязательное к исполнению на практике, а сводимое лишь к написанию нужных отчетов и иной документации» [7].
Таким образом, если мы хотим добить результатов на ВПР, экзаменах мы должны использовать возможности интернета и его ресурсов умело. Образовательные платформы и электронные библиотеки становятся неотъемлемой частью механизма получения знаний студентами в ходе обучения, что существенно облегчает образовательный процесс и процесс научного поиска у студентов.
Литература:
- Адяева-Никитина А. В. Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.
- Баринова В. М. Использование ИКТ на уроках математики в основной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.03.2022 № 02–50 «О проведении всероссийский проверочных работ для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в 2022 году».
- Радугин А. А. Фундаментализация — главный вектор модернизации высшего образования в условиях постиндустриального общества [Текст] / А. А. Радугин, Л. С. Перевозчикова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С. 90–93.
- Блохина С. В. О проблемах образования, целевом образе «школы будущего», информатизации и перспективных технологиях образования [Текст] / С. В. Блохина, О. О. Варламов, К. Э. Тожа и др. // Известия Южного федерального университета. Технические науки (Таганрог). 2007. Т. 77 № 2. С. 195–200.
- Сергеев С. Ю. Роль библиотек в эффективном использовании научной информации в электронной коммуникации [Текст] // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 52–57.
- Д. В. Леушкин, Н. Ю. Марголис, А. Л. Симонов, А. А. Фоменков. Использование электронных научных библиотек в современном образовательном процессе в вузах.