Особенность туркменской архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Сапаров, Б. А. Особенность туркменской архитектуры / Б. А. Сапаров, А. А. Машадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100838/ (дата обращения: 18.12.2024).



Туркмены — один из древних народов, которые внесли огромный вклад в развитие мировой культуры и науки. Об этом свидетельствуют архитектурные памятники истории, культуры и археологии, расположенные на территории страны. В книге нашего Героя Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова «Туркменская культура» в главе «Архитектура — эхо тысячелетий» [1, с. 58–69] описаны архитектурные особенности туркменских зотчих. Строения, расположенные в стране, относятся к разным периодам и отличаются неповторимым архитектурным стилем. «Архитектура как искусство включает в себя здания, дома, сооружения и комплексы. Она, в отличие от других видов искусства, всегда привлекает внимание человека своей художественно-монументальной формой. В ней раскрывается уникальность природы» [7, с. 8]. Ведь когда смотришь на историю создания первых зданий, то замечаешь, что его убранство неразрывно связано с красотой природы, флоры и фауны.

Исторические, археологические и архитектурные памятники, расположенные в Туркменистане, отличаются уникальностью. «Туркменская земля считается одной из древнейших цивилизаций и оказала влияние на развитие мировой цивилизации в целом» [11, с. 5]. Можно заметить, что архитектурные творения на туркменской земле в любой исторический период, находились не только под влиянием мировой культуры, но были созданы в неповторимом национальном стиле и оказывали влияние на создание архитектурных шедевров в других местах.

История развития архитектуры в Туркменистане начинается с Джейтунской культуры (период неолита, VII-V тысячелетия до н. э.). В это время появились однокомнатные дома с узкими дверьми, большим очагом по центру, крышами, покрытыми соломой и камышом, и полами, покрытыми алебастром. Убранство сооружений, обнаруженных на территории памятника Джейтунской культуры на холме Песседжик отличается своеобразием. «На одной из стен изображены сюжеты и геометрические фигуры, подразумевающие животнообразных богов палеолитических и мезолитических охотничьих племен. Другая стена храма украшена черным треугольником с загнутой вверх вершиной (длина основания 20 см, высота 30 см) и фигурой вытянутого туркменского пирога (пищме) (ширина 18 см, длина 31 см). Эти изображения близки к орнаментальным элементам настенной отделки культовых жилищ эпохи позднего энеолита в Южном Туркменистане (Ясыдепе, Анев, Сарманчадепе)» [13, с. 23]. Это свидетельствует о появлении основ декоративно-прикладного искусства архитектуры. Со временем строения усложнились, появились многокомнатные, многоэтажные дома.

Памятники, обнаруженные в Гонурдепе, Алтындепе, Намазгадепе, Нисе, Гургенче и других районах Туркменистана, а также в городе-государстве Маргуш, своим внешним и внутренним убранством привлекают внимание ученых со всего мира. Архитектурные сооружения этих периодов отличаются своими размерами, высотой, круглой, криволинейной и многоугольной формой [20, с. 357].

В двухтомном труде нашего Героя Аркадага Гурбангулы Бердымухамедова под названием «Туркменистан — Сердце Великого Шелкового пути» на основе научных данных доказано, что Туркменистан находится на территории главного узла Великого Шелкового пути [2, с. 3]. Караваны, шедшие по этому торговому пути из Китая в западные страны, останавливались в караван-сараях на нашей земле и торговали в определенных городах. Такие города как Ниса, Анау, Абыверд, Так-Язир, Серахс, Мерв, Ферава, Дехистан, Амуль, Конеургеч, являются не только центрами торговли, но и известны как места, где возводились роскошные строения.

Большое влияние на взаимные культурные связи между регионами Средней Азии и Средиземноморья оказал город Ниса, первая столица могущественной Парфянской империи (III в. до н. э. — III в. н. э.). Круглые и квадратные дворцовые комплексы, башни и здания античного города Нисы построены под влиянием греко-эллинской и местной культур. Ниса, известная и в средние века, в IX-XII века н. э. была городом под названием «Гордость Хорасана» с величественными зданиями [18, стр. 28].

После VII в. мрамор синего и зеленого оттенка с арабской вязью был главным украшением архитектурных зданий. «В этот период совершенствуется куполообразное строение крыш зданий. В строительстве широко используются геометрические сетки, узорчатые кирпичи, резные узоры». [20, с. 358]. Кроме того в период широкого распространения арабо-мусульманской культуры в средние века, средневековые города на территории Туркменистана вносили большой вклад в развитие архитектуры, искусства, торговли и культуры в Средней Азии.

В истории древнего и средневекового Туркменистана два научных и культурных центра — Мерв и Гургенч — будучи столицами двух великих империй (Сельджуков и Хорезмша-Ануштегинов), выполняли важные задачи в научной и культурной жизни того времени [9, с. 10–11]. Архитектурные сооружения этих мест считаются неотъемлемой частью не только культуры туркмен, но и человеческой культуры в целом. «Древний Мерв» был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 г., комплекс памятников «Конеургенч» — в 2005 г., «Замки Нусай» — в 2007 г. [14, с. 31]. Города Мервского оазиса оказали сильное влияние на развитие среднеазиатской и иранской культур на протяжении 4 тыс. лет. «Особенно Мерв, столица Сельджукского царства, внес большой вклад в национальную архитектуру и искусство украшения зданий. Основание городов и их оборонительные укрепления служили прекрасным образцом развития архитектурной культуры Средней Азии на протяжении нескольких тысячелетий» [1, с. 64].

Многосичленные исторические источники сообщают о вкладе сельджукских султанов в науку, литературу и искусство. Строительство и архитектура играли важную роль во внутренней политике этой империи. В городах появлялись новостройки. Особое внимание уделялось мечетям, медресе, баням, мостам, плотинам, дорогам, караван-сараям, построенным вдоль торговых путей.

«До правления султана Санджара основные культурные центры империи Великих Сельджуков располагались в районах Ближнего Востока, Ирана, Кавказа и Малой Азии, в следствие чего местные строительные традиции и материалы повлияли на сельджукскую архитектуру и городское строительство. Однако, превращение Мерва султаном Санджаром в столицу государства приводит к смещению культурной жизни страны к границам Хорасана» [6, с. 13]. В это время в качестве основного строительного материала использовался качественный обожженный кирпич квадратной формы. Мастерам того времени удалось достичь высочайшего уровня в создании сложных конструкций из кирпича, отделке интерьера и экстерьера домов кирпичом красивой формы (фигурным). Среди построек, относящихся к этому периоду дворец султана Санджара в центре Мерва, созданый известным серахским мастером того времени Мухаммедом ибн Атсызом, считается высочайшим шедевром мировой архитектуры. Вершина дворца имеет форму купола высотой 39 метров. В средние века самое красивое и величественное здание носило название Дарул Ахирет (Дом будущей жизни) или Государственный дом [12, с. 184].

В период Великих Сельджуков, во многих регионах страны, в том числе и в Серахсе, зародились архитектурные школы, объединения мастеров. Слава о мастерстве серахских мастеров распространилась не только по Серахскому оазису, но и по всем уголкам Хорасана, Средней Азии и даже за ее пределами [16, с. 121].

Столица государства Хорезмшалар — Конеургенч, которая является продолжением империи Великих Сельджуков на востоке, в ранние времена называлась Ургенчем. Это крупный археологический комплекс, расположенный на севере Туркменистана в современном городе — Конеургенч, на левом берегу реки Амударья, представляющий собой заповедную зону с многочисленными руинами и памятниками. Древние архитектурные традиции Конеургенча оказали влияние на строительное искусство в Индии (Великих Моголов) и Афганистане, в Иране. В этот период затейливые узоры из обожженного кирпича украшали самые высокие и центральные здания городов. Кроме того, в строительном искусстве, во времена туркменских огузских племён, использовались узоры, применявшиеся в искусстве ковроткачества. «Этот некогда знаменитый, древний город, является жемчужиной архитектуры, созданной мастерами-строителями, художниками и декораторами. Еще до создания этих уникальных зданий архитектурное искусство и художественная культура древнего государста развивались долгие годы. Эта древняя страна располагалась в одном из самых плодородных уголков Средней Азии» [10, с. 9]. В Конеургенче восьмиугольная купольная форма памятника хорезмшаха Иль-Арслана (1156–1172 гг.), конусообразная форма памятника Текеш-шаха (1172–1200 гг.) [22, с. 24], самое высокое здание Средней Азии минарет правителя Хорезма Гутлуга Темира (высота 60 метров) [21, с. 31], памятник Торебег—ханым (XIV в.) представляют собой уникальные архитектурные сооружения того периода [17, с. 53]. «Во время раскопок на холме, ныне известном как Кыркмолла, были обнаружены остатки могущественной древней крепости, построенной во времена более ранней цивилизации. Керамика, найденная тут, относится к V-II векам до н. э». [10, с. 9]. Это говорит о том, что архитектура этого города восходит к более ранним временам.

В разные периоды истории строительство некоторых зданий было напрямую связано с властью правителей, которые создавали и управляли несколькими государствами от Индии до Египта. Они большое внимание уделяли благоустройству подконтрольных территорий, развитию культуры и искусства, строительству городов и зданий.

В 1057 году Тогрулбег (990–1063), первый султан Великих туркмен-сельджуков, построил в Багдаде дворец с крытым рынком и мечетью-медресе, получивший название «Город Тогрулбека». Аббас I (1587–1628), самый могущественный правитель Сефевидского туркменского государства в Иране, построил в Испихане самую красивую в мире прямоугольную площадь под названием «Царская площадь» длиной 500 метров и шириной 160 метров, а также великолепные дворцы, мечети и медресе в столичных городах Товризе и Казвин. Ахмед ибн Тулуни (823–884) правитель туркменского бегства Тулунов построил первые крупные бесплатные больницы, дворцы, мечети и аптеки в Египте. Как и Ахмет Ибн Тулу, Узын Хасан (1424–1478), могущественный правитель Туркменского государства Акгоюнлы также построил лечебницу. Джахан-Шах (1437–1467), правитель Карагоюнского туркменского государства, по прозвищу «Настоящий», построил в Товризе «Голубую мечеть», которая выделяется среди архитектурных памятников своего времени [5, с. 181–182]. Согласно источникам [15, 19] о Делийском султанате (1206–1555 гг.) в Индии еще во времена правления туркменских султанов было построено несколько зданий. Во времена Делийского султаната правитель государства Тогалак Гияседдин Тогалак (1320–1325), наряду со строительством множества крепостей и мостов, построил город Тогалагабат из красного мраморного камня в 20 километрах от Дели. Замок Гияседдина Тогалака, датируемый XIII-XIV вв н. э., отличается неповторимым внешним видом.

Султанами Кутубшахского государства туркмен в Индии воздвигнуто множество памятников. Во время правления Мухаммад Кутубшаха была построена новая столица государства город Хайдарабад (1590–1591 гг.) [8]. Многие мечети и медресе были построены кутубшахами, а минарет Кутб, построенный ими в Дели, считается одним из красивейших архитектурных памятников Востока.

Существует такая поговорка «Хочешь построить государство, зови туркмена», которая возникла из-за того, что туркмены на протяжении всей своей истории были творческим и созидательным народом. Строительство домов, восстановление и облагораживание страны, обеспечение благородной жизни народа всегда было главной заботой известных правителей.

Искусство архитектуры меняется со временем. Уникальное и неповторимое архитектурное искусство туркмен соединило древнее наследие своих предков. За годы независимости во всех уголках Туркменистана, особенно в нашей прекрасной столице, носящей титул «Ашхабад — жемчужина мировой архитектуры» [4, с. 110], ведется грандиозное строительство. Во всех формах архитектуры проступают следы архитектурных традиций Запада и Востока. Такие архитектурные комплексы как здания Независимости и Нейтралитета, дворцы Рухыет и Адалат, а также умный город Аркадаг-Сити — недавно построенный в классическом стиле, с элементами восточной архитектуры в предгорьях прекрасного Копетдага, впечатляют многих своим неповторимым внешним видом. В частности, при возведении новых зданий в Туркменистане, широко используется традиционный строительный опыт, оказавший влияние на архитектуру многих стран в прошлом. Потому что туркменская архитектура обладает неповторимой красотой и уникальными чертами, ставшими неповторимым образцом.

Литература:

  1. Gurbanguly Berdimuhamedow. Türkmen medeniýeti. -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2015.
  2. Gurbanguly Berdimuhamedow. Türkmenistan Beýik Ýüpek ýolunyň ýüregi. —A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2017.
  3. Gurbanguly Berdimuhamedow. Türkmenistan Beýik Ýüpek ýolunyň ýüregi. II kitap -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2018.
  4. Gurbanguly Berdimuhamedow. Ak şäherim Aşgabat. -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2021.
  5. Ekaýew O. Türkmenistanyň taryhy. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2016.
  6. Gadymy Merw we Beýik Seljuklar zamanynyň binagärlik medeniýeti. -A.: Türkmen Döwlet Neşirýat gullugy, 2011.
  7. Gubaýewa Ä. Umumy sungat taryhy. -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2010.
  8. Gündogdyýew Ö. Kütübşalaryň täze paýtagty. //Diýar. № 11, 2005.
  9. Gürgenç — Gündogaryň orta asyrlar döwrüniň ylmy we medeni merkezi. -A.: Türkmen Döwlet Neşirýat gullugy, 2018.
  10. Köneürgenç-binagär ussalaryň şäheri. –A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011.
  11. Mary — Gündogaryň göwheri. –A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2012.
  12. Пугаченко Г. А. Ниса. -А.: Туркменистан, 1972.
  13. Sultan Sancar. Ankara: TIKA, 2004.
  14. Türkmenistanyň arhitektura ýadygärlikleri. -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 1974.
  15. Türkmenistanyň taryhy we medeni ýadygärlikleri. -A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2011.
  16. Ашрафян К.З Делийский султанат.К истории экономического строя и общественных отношеный (XII-XIV вв.). — M., 1960.
  17. Оразов О. Археологические архитектурные памятники Серахского оазиса. — А.: Туркменистан, 1972.
  18. Пилявский В. И. Куня-Ургенч. -Л., 1974.
  19. Рустамова Ч. Туркменские династии в Индии. //Нейтральный Туркменистан. 2.04.1997.
  20. Туркменская Советская Социалистическая Республика. –А.: Главная редакция Туркменской Советской энциклопедии, 1984.
  21. Халимов Н. Памятники Ургенча. -А.:Туркменистан, 1991.
  22. Юсупов Х. Путеводитель по археолого-архитектурным памятникам Ташаузской области. -А.: Туркменистан, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Туркменистан, III, время, город, здание, Иран, столица государства, туркменское государство, Великий Шелковый путь.


Задать вопрос