О понятии «цифровой гигиены» всё чаще и чаще говорят в медиа пространстве. Это понятие напрямую связано с информационным воздействием на детей, что вызывает определённое беспокойство у родителей и педагогов.
По этому случаю вспоминается одна история про французского маршала Луи Юбера Гонсальва Лиоте. Однажды, в Марокко, сетуя на жару и сильное солнце, он приказал подчиненным посадить деревья вдоль дороги. Подчиненные возразили, что деревья вырастут только через 50 лет. На что маршал ответил: «Именно поэтому работу надо начать сегодня же». В ближайшие десятилетия поколение А (альфа) унаследует эту планету, оно будет стоять у руля предприятий, организаций, государства. Оно будет жить в мире, где без навыков информационной безопасности уже не обойтись. Чтобы эти навыки сформировались, потребуется немало времени, именно поэтому работу стоит начать сегодня.
Именно поэтому педагогический детско-родительский проект «Кибергигиена» или «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети» начал свою реализацию в текущем учебном году. Работа по проекту требует вовлечения в деятельность всех субъектов образовательной деятельности. У проекта есть цели, задачи, направления. В рамках этой статьи будет подробно проиллюстрирована работа по одному из направлений — фактчекингу.
Начать следует с краткой характеристики поколения A (альфа) — это дети, чей год рождения начинается c 2011, это наши нынешние воспитанники 1 курса, начавшие обучение в Уссурийском СВУ по обновлённому ФГОС. Альфа в корне отличаются от предшественников по многим пунктам.
Они динамичные пользователи всемирной паутины. Примерно в 2 года около 80 % малышей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Современные родители стараются избегать лишней агрессии по отношению к современным детям. И поколение A (альфа) отличается повышенным чувством самодостоинства с раннего возраста и общаются со старшими на одном уровне. Они выросли в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды и современных гаджетов. Они быстро утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить. Они практичны почти во всем, не стесняются лишний раз спросить «зачем?». В особенности их волнует вопрос, как использовать приобретенные знания в повседневной жизнедеятельности. Если ответ им не понравится, объяснить важность того или иного действия, будет крайне проблематично. Они знают целый ряд психологических приемов, действующих на родителей. Без труда могут провести внутренний анализ своего состояния и понять причины возникновения депрессии или, наоборот, поднятия настроения. Они будут готовы пройти через любые наказания, но останутся стоять на своем во что бы то ни стало. Они осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе, нужны деньги [3, с.44].
Также альфы очень быстро прогоняют информацию через себя и проводят ее детальный анализ. Но есть и обратная сторона медали: им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем.
Иными словами, коммуницировать с нынешними детьми очень непросто. Но это очень многообещающее поколение, которое, скорее всего и будет продвигать вперед весь мир.
Исходя из вышесказанного возникают закономерные вопросы: что делать родителям и учителям? Запрещать, проверять или пустить все на самотек? Ответов может быть несколько. В первую очередь надо осознать, что полностью контролировать поведение ребенка или подростка в интернете невозможно. Так же, как раньше было невозможно полностью контролировать, что ребенок делает во дворе после уроков.
Однако взрослые могут и должны быть авторитетным источником информации о том, что такое хорошо и что такое плохо в новых реалиях. В цифровом пространстве есть свои правила гигиены. К использованию интернета и потреблению информации виртуального мира следует относиться так же, как и к тем же процессам в реальном физическом мире. Кстати, поколение А воспринимает эту идею достаточно легко, поскольку границы между реальным и виртуальным миром для него несколько размыты.
Как всем известно Интернет не только открывает новые возможности, но и таит множество угроз. Особенно это касается детей и подростков, которые все больше времени проводят в сети, не подозревая об опасности. Мошенничество, угрозы, фейки, слежка, кибербуллинг, пропаганда наркотиков и алкоголя, инструкции по изготовлению оружия, а также иной деструктив — все это присутствует в интернете в явной или скрытой форме. Полностью искоренить такой контент невозможно, но можно противодействовать его влиянию. Для этого каждый ребенок должен однозначно понимать, с чем он столкнулся и что нужно делать [2, с.68].
Есть три ключевых элемента борьбы с влиянием «темной стороны» интернета на детей: умеренный контроль, доверие в семье и цифровая грамотность как ребенка, так и родителей. Важно в комфортной обстановке обсуждать с детьми, что они делают и чем делятся в сети. А при необходимости искусственно фильтровать контент с помощью приложений или специальных детских аккаунтов.
Мы взрослые, знаем, что дети в целом разбираются в использовании компьютеров и мобильных устройств лучше нас. Но они не имеют нашего жизненного опыта и более доверчивы. Как говорила Фрекен Бок, «мой руки и учи уроки». Нельзя предусмотреть все. Но можно научить ребенка базовым и принципиальным вещам. А в остальном он разберется самостоятельно. Но прежде всего, конечно, сработают наш личный пример и доверительные отношения.
Фактчекинг (проверка фактов) и критическое мышление — это неотъемлемая часть цифровой гигиены, навыки которой важно прививать еще с детского сада. А школьники уже должны знать, что доверять нужно только официальным источникам информации, а за распространение фейков предусмотрена ответственность, в том числе денежные взыскания и лишение свободы [1, с. 67].
В рамках проекта в каждом суворовском взводе созданы специальные отряды киберразведчиков SCIU (special cyber intelligence unit) Ребята проверяют факты и источники новостей, прежде чем доверять и использовать информацию в учебных и иных целях. Для противодействия фейкам и информирования граждан по самым актуальным вопросам работает сайт с проверенной информацией «Объясняем.рф» . А если киберразведчики сомневаются в достоверности информации, то проверяют ее через антифейк-сервис «Лапша» .
Под руководством взрослых, либо педагогов, либо родителей, суворовцы на занятиях по цифровой гигиене повышают цифровую грамотность на сайте Госуслуг или на портале «Киберзож». При этом особенно ценно то, что наши суворовцы могут и показать, и объяснить своим бабушкам и дедушкам, а также младшим братьям и сёстрам некоторые основы цифровой гигиены. А это уже работа наших добровольных помощников –из дружины «Киберпатруль.RU», кстати говоря, курирует работу дружины, один из родителей. Киберволонтерство не связано с конкретным промежутком времени и местом, что существенно расширяет границы волонтерской деятельности и, соответственно, охват людей, которым оказывается помощь.
Так, например, при обнаружении деструктивной информации нужно незамедлительно обратиться в электронную приемную Роскомнадзора. Через осуществление такой деятельности наши суворовцы приобретают неоценимый опыт социализации в обществе.
2023 год объявлен Годом наставника в России, и пятиклассники имеют к этому прямое отношение. Так как иногда младшие могут стать хорошими наставниками для старших, это называется — реверсивной (обратной) моделью. Здесь всё наоборот — молодой выступает в роли наставника для старшего и более опытного, и помогает ему развить новые компетенции. Словом, с точки зрения субординации — это передача опыта не сверху вниз, а снизу-вверх. Предметом обучения в реверсивном наставничестве могут быть самые разные знания и навыки, но чаще всего практика направлена на обучение цифровым технологиям, поскольку поколение А и Z по объективным причинам разбирается в них лучше [4, с.55].
Таким образом, ребята взаимодействуют со старшекурсниками обмениваясь необходимой для работы информацией или помогая своим друзьям из школ города пользоваться услугами «Цифропомощи»: эксперты центра оказывают поддержку молодым людям, которые столкнулись с проблемами в интернете, такими как потеря личных данных, хейтерство, вовлечение в деструктивные сообщества или цифровая зависимость. На сайте РОЦИТ — это Региональный общественный центр интернет-технологий — одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-технологий с 1996 года здесь собраны полезные материалы, которые мы обычно советуем изучить родителям вместе со своими младшими или старшими детьми, которые не учатся в училище.
Литература:
- Гороховский, А. С. Фактчекинг как тренд журналистских расследований: Практ. пособие. Алматы: [б.а.], — 2017. — 168 с. — [Электронный ресурс]. URL:https://factcheck.kz/glavnoe-en/4956/ (дата обращения 25.02.2023).
- Зайцева, Т. В. Новая (дез)информационная реальность: фейк-ньюс, постправда и смерть верификации — С. 68–76//Фактчекинг как инструмент развития медиа и современного медиаобразования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 1–2 октября 2020 г.) / Министерство просвещения Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии, массовой информации и психологии. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2021. — 165 с. — Текст: непосредственный
- Мухаметзянова, Ф.Г., Степанова, К. И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании//журнал Глобальная экономика и образование — 2021. — С.42–50 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah-obuchayuschihsya-i-osobennosti-pokoleniya-alfa-v-globalnom-obrazovanii (дата обращения 26.02.2023)
- Горленко, Т.Н., Савина, Л.Н., Керженцева, Т. В. Лучшие практики наставничества С.54–57. //Лучшие практики наставничества в образовательных организациях: сборник методических материалов / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; Ж. М. Яхтанигова, Е. В. Чуприкова, К. С. Лагода, Е. А. Фатнева; под ред. Е. Н. Мясищевой. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. — 124 с