Ключевые слова: методический подход, методические приемы, методы и принципы обучения, технологическая карта.
Биология — это одна из самых интересных наук, преподаваемых в средней школе. Основная задача педагога заинтересовать обучающихся своим предметом.
Познание своего организма, животного мира и растительного все это можно преподать учащимся, используя различные методы и приемы.
Каждый урок уникален тем, что учитель всегда готов раскрыть все стороны ученика, его таланты, которые еще скрыты и неизвестны ему самому, используя при этом множество педагогических подходов.
В классе обучаются дети с разным интеллектом, разными способностями и среди них так же встречаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. И вод здесь перед педагогом встает задача, а как сделать так, чтоб было понятно, интересно и применяемо в жизни.
На уроках учитель обязан использовать разные педагогические технологии и это не одна, а даже их комплекс, одной из основных является здоровьесберегающая технология, об этом говорится и в законе об образовании.
В Федеральном законе РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» подчеркивается необходимость и приоритетность профилактической работы и формирования здорового образа жизни. В 2008 году были опубликованы Европейские рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике. Аналогичные «Национальные рекомендации по кардиоваскулярной профилактике» выпущены в 2011 г. Всероссийским обществом кардиологов [1].
Модернизация общего образования и переход на ФГОС ООО требует повышения эффективности и качества подготовки обучающихся, а так же создания условий для развития личности каждого ребенка [4].
Современный урок биологии строиться с использованием различных методических приёмов и методик для повышения качества учебного процесса. Обучаясь в сотрудничестве при групповой работе в первую очередь это взаимное обогащение обучающихся, коммуникации, общению и взаимопониманию, организации совместных действий, которые ведут к активизации учебно-познавательных процессов. Большое значение для улучшения качества предметной подготовки учащихся имеет реализация методических подходов к обучению. С позиции М. И. Поташника, категория «подход» представляется как совокупность важных суждений, определяющих стратегию педагогической деятельности — теоретической, исследовательской и практической [2].
Главной целью российского современного образования является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
Методический подход рассматривается с различных сторон педагогики, но в конце концов — это единство руководящих идей, объединенных единой концепцией обучения, методическая основа построения и реализации системы обучения. Методический подход конкретизируется принципами обучения. В теории обучения принципы рассматриваются как система требований, которую следует учитывать при планировании и осуществлении всех сторон учебного процесса: при определении целей, задач, содержания и приемов обучения. [3].
Технологическая карта урока способна отражать основные принципы и методы обучения на уроке биологии.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким же должен быть урок в современных условиях. Об уроке написано много книг, диссертаций, статей, и по сей день ведутся дискуссии. В повседневной жизни меняются цели и содержание образования, появляются новые технологии обучения, методы и средства, но какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, проходит он дистанционно или же в классе. Какие бы инновации не вводились в образовании, именно на уроке встречаются такие участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Учитель на своем примере должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно узнавать много нового и интересного вместе, вместе с учениками определять, как найти правильный ответ и нужную информацию.
Технологическая карта урока является новой методической продукцией, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе, а также возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. [4]
Технологическая карта урока не только новый вид методической продукции, но и способ обобщенно — графического выражения сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы [7]. Технологические карты важно разрабатывать на основе технологии развития информационно — интеллектуальной компетентности, так как в современном обществе данную компетентность необходимо реализовать на уроках биологии.
Технологическая карта над традиционным конспектом имеет некоторые преимущества:
– отображена четкая структура урока;
– виден каждый метод, применяемый на данном этапе урока и соотнесение его места;
– реализация метапретметных связей;
– полное раскрытие понятий на данном этапе и соотнесение его с дальнейшим обучением;
– формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
– анализ достигнутых знаний, умений и навыков;
– диагностика применяемых средств обучения во время урока;
– проектирование работы учителя.
– повышение активации работы обучающихся на каждом этапе урока.
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает, как вариант конспекта урока технологическую карту. Основное отличие технологической карты от традиционного конспекта — форма. А такая форма подготовки учителя к уроку позволяет сконцентрировать содержание всего урока.
Главным результатом является то, что все перед глазами учителя.
Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока [5].
Отличительными чертами технологической карты урока являются:
– алгоритмичность;
– технологичность;
– систематичность;
– интерактивность;
– структурированность;
– обобщенность. [6]
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, то есть служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. [4]
Учитель должен направлять обучающихся в поиске новых знаний, а не выдавать продукт знаний в готовом виде.
Воспитывать талантливую и всесторонне развитую личность способную в современном обществе обустроиться и находить выходы и решения, из сложившихся ситуации, применять полученные знания в будущем, формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, то есть творческого и инициативного обучающегося.
Одним из главных методических подходов в обучении биологии является, применение технологической карты. Использование технологической карты при обучении биологии не только позволяет видеть все стороны педагогического процесса, но и экономит время, как учителя, так и учащихся, что очень важно на уроке. А также уровень усвоения знаний у учащихся выше, чем при проведении урока с помощью традиционного конспекта, что еще раз доказывает эффективность использования технологической карты педагогами.
Литература:
1. Александров А. А., Бубнова М. Г. Рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте. Москва, 2012. -53с.
2. Методика преподавания биологии: учебник для студ. М545 высш. учеб. заведений / под ред. М. А. Якунчева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
3. Метод и методический подход [Электронный ресурс] http://www.studfiles.ru/preview/5751026/page:14/
4. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс] http://g05.uo15.ru/wp-content/uploads/2014/11/Основной-доклад.pdf
5. Зайцева. И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Зайцева. И.И. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
6. Селезнева. С. В. Технологическая карта как фактор повышения качества урока [Электронный ресурс] / Селезнева. С.В. http://gymnasium44.ru/forum/5 %20Селезнева %20СВ %20региональный %20семинар %202015.pdf
7. Трюфилькина А. Г. Построение технологической карты урока [Электронный ресурс] / Трюфилькина А. Г. http://kgatschool.68edu.ru/wp-content/uploads/2013/03/Построение-технологической-карты-урока.-Трюфилькина-А.Г..pdf