Ядром поздней философии языка Витгенштейна является «теория языковых игр», которая стала водоразделом между его ранними философскими взглядами и поздней философской мыслью. Влияние этой дисциплины имеет не только высокую академическую ценность, но и большое практическое значение.
Ключевые слова: языковые игры, Витгенштейн, влияние, прагматика.
Теория языковой игры
Термин «языковые игры», введенный Витгенштейном, со временем стал широко известен в области философии и науки. В отечественной литературе «языковые игры» были подробно проанализированы в исследованиях М. С. Козловой, А. Ф. Грязнова [2;7]. Три основных понимания языковых игр встречаются в тексте Витгенштейна и определяются в академической форме: «Во-первых, они являются начальной формой языка, которая инициирует изучение языка, включая обучающегося в определенные виды деятельности. Во-вторых, «игры» рассматриваются как упрощенные, идеализированные модели употребления слов, последовательное усложнение которых показывает динамическую природу языка. Наконец, социокультурные аспекты «игры» отражены в понятии «формы жизни». [4, с. 402].
В «Философских исследованиях» Витгенштейн использует термин «языковые игры» для описания простейшей формы языковой коммуникации. Термин «языковая игра» служит для обозначения наиболее упрощенного и единообразного способа использования слов естественного языка, а не реальной практики речевых актов. Хотя этот редукционизм направлен на прояснение механизмов повседневного языка и раскрытие «назначения» языковых знаков, слов и предложений, он также показывает неадекватность философских объяснений таких механизмов. Витгенштейн называет простейшую модель языковой деятельности «примитивным языком». Витгенштейн утверждает, что обучение этому языку происходит посредством упражнений, тренировок и постоянного наставничества в процессе конкретной деятельности, а не в результате интерпретации (3). Фактическое использование слов в конкретной социальной деятельности происходит в соответствии со строго определенными правилами «языковой игры». Модели «языковой игры» Витгенштейна (командование и выполнение приказов, описание внешнего вида предметов или их размера, сообщение о ходе событий и т. д.) можно рассматривать как альтернативу объяснительным моделям определения значения, которые дают мало примеров того, как достигается понимание, что часто приводит к их краху. Они предоставляют только методологические процедуры и объяснительные техники». Главная причина атрофии философии, пишет он, «это однообразная диета: люди кормят свой разум только одним примером». [3,с. 241].
Характер «языковых игр» отражен также в работах В. В. Бибихина, Г. А. Зайченко, З. А. Сокулера, Ю. Я. Вейша. Бибихин, Г. А. Зайченко, З. А. Сокулер, Ю. Я. Вейш [1,2,6,9]. Отмечая универсальность понятия, его эпистемологическое, методологическое и культурологическое использование в поздней концепции языка Л. Витгенштейна, исследователи связывают появление термина «языковые игры» прежде всего со стремлением австрийского мыслителя адекватно решить проблему смысла, а также с необходимостью устранить философскую путаницу и заняться так называемой аналитической «терапией»«.Метод языковых игр», отмечает М. С. Козлова.М. С. Козлова, — как способ выявления тех аспектов языка, которые обнаруживаются только в его работе и функционировании, но не в его «покое». [7,c. 249]. И он думает, что значение дискурса тесно связано с конкретным контекстом, в котором он произносится, и поэтому дискурс изменчив; не может быть и речи о его сущности. Он приводил такие примеры: отдачи приказов и повиновения им, пения песни, отгадывания загадки, решения прикладной задачи.
Из этих примеров мы видим, что игры не являются «общими» в традиционном понимании, но они взаимодействуют между собой различными способами, образуя большую семью. Как между членами семьи есть различные сходства, так и между языковыми играми есть сходства, которые пересекаются и перекрещиваются. «Языковые игры», сосредоточившись на повседневном использовании языка, преодолевает ограничения своей прежней «изобразительной теории» и показывает не только сходство использования языков, но и разнообразие и вариативность языков.
Разнообразие языковых игр иллюстрирует разнообразие «форм жизни». Витгенштейн утверждает, что с помощью языковой игры мы можем познать форму жизни, а поскольку формы жизни сложны и разнообразны, языковые игры также должны быть разнообразны. «Форма жизни» должна включать четыре аспекта: во-первых, общий культурный фон, унаследованный человечеством; во-вторых, как часть «естественной истории»; в-третьих, обычное поведение людей; в-четвертых, как обычай, привычка или институт. Как часть поведения людей, использование языка тесно связано с их образом жизни, в котором он укоренен, и если образ жизни меняется, то меняется и использование языка. В фундаментальном смысле язык — это жизнь.
Влияние языковых игр на современное развитие лингвистики
Влияние на прагматику
Прагматика — это важная отрасль лингвистики, которая выделилась в отдельную дисциплину в 1970-х годах. Один из наиболее значительных достижений в теории прагматики был достигнут Остином. Его областью исследования была философия повседневного языка. Остин разделил на три типа действий: локутивные, иллокутивные и перлокутивные. Сам Дж. Остин в лекциях не считает возможным дать точные определения этих понятий, даёт только примеры. Локуция: Он сказал мне: «Стреляй в неё!». Иллокуция: Он настоял (посоветовал или приказал) мне её застрелить. Перлокуция: Он убедил меня её застрелить. Действие: Он добился того, что она убита. То есть мы сами можем определить, что локутивный акт — непосредственно произнесение высказывания, иллокутивный акт — выражение чего-либо, отношения к цели, к условиям осуществления акта, перлокутивный акт — достижение определённого эмоционального результата [8, с. 94–107]. Он сравнивает язык с игрой, чтобы подчеркнуть, что язык — это деятельность, а поскольку это деятельность, то она предполагает разнообразное использование. В книге «Культура и ценности» он четко заявляет, что «слова — это деятельность» и что язык можно использовать не только для выражения идей, но и для совершения поступков. Использование языка для выполнения действий является основой теории речевых актов. Именно на этой предпосылке прагматика, в основе которой лежит теория речевых актов, имеет такой потенциал для развития.
Влияние на дискурсивный анализ
Дискурсивный анализ — это также школа лингвистики, возникшая в 1970-х годах для изучения наиболее распространенной формы общения — разговора между двумя или более людьми. Школа дискурсивного анализа фокусируется на том, «как говорящий создает дискурс для слушателя, и как слушатель его понимает». Утверждается, что интерактивный дискурс содержит контекст, что сам дискурс как передает информацию, так и указывает на контекст, в котором он произносится, и что восприятие и понимание языка в высшей степени субъективно. Витгенштейн высказывал эти соображения десятилетие назад, написав, что «в языковой игре играет роль сам говорящий» и что «любая интерпретация и то, что она интерпретирует, остается открытой, так что она не может дать никакой поддержки тому, что интерпретируется. Сама интерпретация не определяет смысл». Видно, что некоторые идеи школы дискурс-анализа также находятся под сильным влиянием «языковых игр» Витгенштейна, которые можно найти во взгляде Витгенштейна на язык.
Помимо двух вышеупомянутых лингвистических школ, на которые оказала сильное влияние «теория языковых игр», влияние также оказала на социолингвистику, функциональную лингвистику и когнитивную лингвистику.
Вывод
Идея Витгенштейна о языковых играх не только привела к переходу от изучения идеального языка к изучению повседневного языка в области философии, но и привела к рождению ряда новых школ лингвистики, таких как прагматика, дискурс-анализ и функциональная лингвистика, которые были вдохновлены поздним витгенштейновским взглядом на язык и использовали его в качестве основы для собственных исследований в соответствующих областях. Они были вдохновлены поздним витгенштейновским взглядом на язык и использовали его в качестве теоретической основы для своих соответствующих областей исследований, которые были продолжением «теории языковых игр».
Литература:
- Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта.М., 2005.
- Вейш Я. Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика. Рига, 1989.
- Витгенштейн Л.Философские исследования //Витгенштейн Л.Философские работы.М.1994.Ч.1.С.82–83
- Грязнова А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985.
- Грязнов А. Ф. Языковые игры // Современная западная философия. М., 1991.
- Заиченко Г. А. К вопросу о критике современного английского позитивизма. Харьков,1971.
- Козлова М. С. Философия и язык. М., 1972.
- Остин Джон. Избранное / пер. с англ. Л. Б.Макеевой, В. П. Руднева. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.
- Сокулер 3.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ в. Долгопрудный, 1994.