В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, защита Отечества, воспитательная работа, формирование ответственности, патриотическая направленность.
Будущее страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления подростков, которое является одной из важнейших задач государственной политики, поскольку предусматривает социальную адаптацию молодого поколения, самоопределение личности, включение ее в общественные процессы экономико-политической жизни.
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, поэтому данная проблема становится особенно актуальной.
Воспитание чувства патриотизма у подростков — процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Нахимовцы (кадеты) должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Законодательная база по патриотическому воспитанию
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025)
Система образования призвана обеспечить:
– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
– разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025) направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности. Планируется получение результатов по программе — будут разработаны рабочие программы воспитания в каждой образовательной организации общего и профессионального образования, 1660000 участвующих во всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятиях патриотической направленности, будет организована деятельность патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь» — 150 мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом 3 000 000 детей, вовлеченных в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации ( одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г. )
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»:
Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Стандарт направлен на обеспечение:
– формирования российской государственной идентичности обучающихся.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
– воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Главная цель патриотического воспитания — возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Основной целью воспитания в училище является становление личности нахимовца, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.
Большое внимание в работе с нахимовцами должно уделяться гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в ФГКОУ НВМУ (СевПКУ) представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
Особое внимание в училище уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще.
У цели патриотического воспитания нахимовцев (кадет) есть своя специфика, которую отлично сформулировал А. В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием — и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» [3; c 240].
Воспитательная работа — в широком понимании — это целенаправленная и планомерная деятельность воспитателей (командиров) по формированию и развитию у воспитуемых необходимых качеств, норм поведения с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определённых условиях методов, форм и средств воспитания.
Воспитательная работа в узком понимании — это систематическое и направленное воздействие (командира) воспитателя на сознание, чувства, волю и поведения нахимовцев с учетом социальных, возрастных, психологических и других особенностей, условий быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению воинского долга. В нашем случае подготовка к успешному поступлению в высшие военно-морские заведения МО.
«Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности командиров и начальников всех степеней».
Великий армейский воспитатель генерал М. И. Драгомилов учил: «Воспитание солдат должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранцев дан был один только день».
Следовательно, одной из важных задач воспитательной работы в Филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» (Севастопольское президентское кадетское училище) является вовлечение воспитанников в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, достижения.
Для реализации данной цели и поставленных задач в условиях нахимовского образования, работу по патриотическому воспитанию можно разделить по следующим направлениям:
Гражданско-правовое направление : воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности нахимовцев (кадет), навыков оценки политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно-патриотическое направление : формирование у кадет высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Духовно-нравственное направление : осознание нахимовцами в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
Историко-краеведческое направление : система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных ценностей, осознание неповторимости своего Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к действиям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Социально-патриотическое направление : активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Спортивно-патриотическое направление : развитие морально-волевых качеств, развитие силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом как на основных уроках, так и во время внеурочной деятельности формирование готовности служения Отечеству и к защите Родины.
Данные направления, помогут сформировать личность, которая обладает: позитивными мировоззренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим вопросам; важнейшими духовно-нравственными качествами, такими как: любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества; способностью глубокого понимания каждым кадетом своей роли и места в служении Отечеству; сформированными основными качествами, свойствами, навыками, привычками, необходимыми для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
В рамках вышесказанного можно выделить основные формы, методы и этапы работы по патриотическому воспитанию нахимовцев.
Воспитательная работа, как, в частности, и патриотическое воспитание — сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста нахимовцев, уровня подготовленности классов, какие из форм наиболее интересны для ребят. Много мероприятий по патриотическому воспитанию включено в общий план воспитательной работы училища в зависимости от времени года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы.
Основными формами работы по патриотическому воспитанию с нахимовцами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, классные часы, лекции, доклады, собрания, участие в митингах, диспутах, викторинах, конференциях училищных и за его пределами, круглых столах, экскурсиях, эко-десантах по уборке территорий мемориалов и памятников, а так же встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работу кружков и секций дополнительного образования, тематические вечера, слеты, участие в акциях, просмотр и обсуждение кинофильмов и книг, вечера вопросов и ответов.
Работу по патриотическому воспитанию можно разделить на несколько этапов.
Первый этап — 5, 6 классы. Ведущей формой деятельности на данном этапе будет игровая, введение нахимовцев в мир русской культуры и военной истории, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, ее истории и подвигам, семейным ценностям, трудолюбия. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На этом этапе начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему развиваться в обществе. А это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Второй этап — 7, 8, 9 классы. На втором этапе продолжается формирование системы ценностей и установок поведения воспитанника, приобретаются основные ключевые компетенции, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе, формируется четкое сознание к здоровому образу жизни. Кадеты вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданско-патриотического воспитания является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом, осознание подвигов прадедов в годы ВОВ и свой будущей сопричастности к защите своего Отечества. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, поисковых и исследовательских проектов, посещения экскурсий, проведения эко-десантов, сотрудничеством с общественными организациями.
Третий этап — 10, 11 классы. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности воспитанников, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям; формировали здоровый образ жизни, понимание своей роли и места в служении Отечеству; развивали основные качества, свойства, навыки, привычки, необходимые для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
На основании вышесказанного можно сделать выводы:
Патриотическое воспитание как сложная система, предназначенная для выполнения функций по формированию гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у подрастающего поколения, требует создания оптимальных условий и координации усилий для повышения ее действенности и эффективности.
Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии нахимовцев. Оно выступает как составной элемент общего воспитательного процесса, развитии у кадет мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Русский критик В. Г. Белинский писал, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
Патриотизм в российском обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо своего государства. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания подрастающего поколения, может и должен стать основой сплочения российского общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи и должно обеспечивать патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности нахимовца.
Работая систематически и целенаправленно, планируя и распределяя мероприятия по возрастной категории и направлениям, с использованием исследовательской и проектной деятельности нахимовцев, можно достигнуть видимых результатов воспитательного процесса по патриотическому воспитанию.
Литература:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2021–2024
- Федеральный закон № 304 — ФЗ ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » по вопросам воспитания обучающихся»
- https://moluch.ru/archive/83/15505/ Инновации в воспитании будущих офицеров
- https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-osnovy-proektirovaniya-protsessa-formirovaniya-grazhdansko-patrioticheskoy-kultury-uchaschihsya-kadetskih/ Инновационные основы проектирования процесса формирования гражданско-патриотической культуры учащихся кадетских образовательных учреждений
- https://pandia.ru/text/79/001/2503.php Сочетание традиций и инноваций –достижение высокого уровня кадетского образования и воспитания