В статье авторы пытаются определить необходимость и важность подготовки осмотра места происшествия.
Ключевые слова: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, расследование, место происшествия.
Целостность и объективность расследования значительно зависит от качества осмотра места происшествия и его результативности. Уголовно-процессуальный кодекс РФ заключает в себе основной порядок и правила проведения осмотра места происшествия.
Тактика производства любого следственного действия требует поэтапного подхода к его проведению. Поэтапность производства следственного действия в криминалистической тактике рассматривается как одно из условий достижения цели. В производстве любого следственного действия выделяют три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный.
Следует отметить, что подготовка к осмотру места происшествия, как и подготовка к ряду других следственных действий, проводимых, как правило, на местах, где, имело место событие преступления или где могут быть установлены, какие-либо обстоятельства, связанные с расследуемым преступлениям, в том числе у осмотра места происшествия, подразделяется на два подэтапа. Применительно к осмотру места происшествия первый подэтап начинается с момента поступления сообщения о преступлении, требующем выезда на место происшествия, и до выезда, второй — с момента прибытия и до начала осмотра.
Осмотр места происшествия чаще всего проводится дежурным следователем, время возникновения необходимости в выезде на место происшествия невозможно спрогнозировать, что придает особое значение подготовительному этапу, так как следователь должен быть готов выехать на осмотр в течение нескольких минут с момента поступления заявления или сообщения о преступлении, требующем производства осмотра места происшествия.
Следователь, готовясь к выезду на осмотр места происшествия, должен представлять, что ему предстоит выполнить на месте, какие силы потребуются для организации и производства осмотра, какие технико-криминалистические средства будет необходимы. Поверхностный подход к решению этих вопросов может повлечь за собой неполноту осмотра. Представление о целях и задачах предстоящего осмотра формируется у следователя на основе знания методики расследования соответствующего вида преступлений, особенностях тактики производства осмотра места происшествия по делам такой категории и собственного практического опыта. Первый подэтап подготовки к осмотру места происшествия начинается с момента получения первичной информации о происшествии.
К информации о последствиях происшедшего следует отнести, прежде всего, сведения о том, имеются ли пострадавшие, нуждаются ли они в медицинской помощи; к мерам оперативного реагирования относят сведения об организации оказания помощи пострадавшим и охраны места происшествия, которые следователь может предоставить только оперативный дежурный.
На основе анализа поступившей информации следователю необходимо мысленно представить себе обстановку на месте происшествия, возможные следы преступника, которые могут там быть обнаружены, решить вопрос о необходимости участия в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля, а также о том, какие технико-криминалистические средства необходимы для обнаружения, фиксации и изъятия следов.
На осмотр место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, в которую, как правило, обычно входят дежурный следователь и дежурный оперативный уполномоченный. Однако в зависимости от вида совершенного преступления в состав следственно-оперативной группы входят эксперты- криминалисты, участковый уполномоченный, кинолог.
Вопрос об участии специалистов в осмотре места происшествия в большинстве случаев следователь решает самостоятельно. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 178 УПК РФ осмотр трупа должен быть произведён с участием судебно- медицинского эксперта или при его отсутствии врача [1].
Кроме того, для участия в осмотре места происшествия целесообразно пригласить специалиста-криминалиста. Несмотря на то, что все следователи изучали криминалистику и имеют навыки обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов, тем не менее, специалист-криминалист может это сделать более квалифицированно, в случае его участия меньше вероятность уничтожения или повреждения следов. Роль специалиста-криминалиста в этом случае заключается в оказании следователю криминалистической помощи, при этом не только в плане выявления следов преступления, в первую очередь слабо видимых и невидимых, но и в объяснении механизма их образования, применении технико- криминалистических средств.
В последнее время сформировалась положительная практика, связанная с привлечением к осмотру не одного специалиста-криминалиста, а группы, представляющей различные области знаний: биологов, трасология, баллистов, химиков и др., что позволяет профессиональнее выполнять работу со специфическими следами.
При осмотре места происшествия по делам о взрывах помимо специалиста- криминалиста требуется специалист в области взрывотехники.
В зависимости от вида совершенного преступления в состав следственно- оперативной группы могут быть включены и другие специалисты, например, при расследовании хищений, налоговых преступлений и т. п. для участия в осмотре целесообразно пригласить специалиста в сфере компьютерной информации, бухгалтера либо аудитора и т. п.
Вопрос об участии представителя администрации целесообразно решать еще до выезда на место осмотра или по прибытии на место, но до начала осмотра. Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 177 УПК РФ, отсутствие представителя администрации не является препятствием для осмотра, в соответствии с ч. 6 ст. 177 УПК РФ при невозможности обеспечить участие представителя администрации, следователь делает об этом отметку в протоколе осмотра места происшествия [1].
Сложнее решить вопрос об осмотре места происшествия в жилище при отсутствии согласия на его производство. В соответствии с положениями криминалистической тактики, производство осмотра места происшествия необходимо произвести в максимально короткий срок с момента получения сообщения о совершении преступления, промедление с началом осмотра может повлечь за собой уничтожение или повреждение следов.
Выезжая на осмотр, следователь не может быть уверен, даст ли лицо, проживающее в жилом помещении, согласие на осмотр. Соответственно, он должен получить разрешение по пути следования к месту происшествия, либо, прибыв и убедившись, что собственники не согласны на осмотр, проследовать в суд за получением разрешения. И в первом и во втором случае, начало осмотра необходимо отложить до момента получения судебного разрешения. Чаще всего, сообщения поступают по телефону, причем не следователю, а оперативному дежурному или оператору, при этом вопросы согласия на осмотр не выясняются.
С другой стороны, если в жилом помещении проживает потерпевший, трудно представить, что он согласия на осмотр не даст. Однако, в практике имеют место случаи, когда в помещении совершается убийство, причинение вреда здоровью и при этом согласие нужно получать у лица, который фактически является подозреваемым. Полагаем, что в этом случае, следователь должен произвести осмотр на основании ч. 5 ст. 177, ч. 5 ст. 165 УПК РФ, то есть без согласия проживающих и без судебного уведомления [1].
Еще одна проблема связана с тем, что в силу нечеткости формулировки ч. 5 ст. 177 УПК РФ, неясно, чье согласие необходимо получить: действительно ли всех проживающих в жилом помещении или только тех, кто находится в жилом помещении к моменту начала осмотра.
Полагаем, что в ситуации следует руководствоваться п. 10 ст. 5 УПК РФ, устанавливающей, что жилище представляет собой индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями; жилое помещение, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания; иное помещение (строение), не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания, и рассматривать жилище как единый комплекс помещений и единый объект осмотра, расценивая согласие на осмотр жилища как согласие на осмотр всех входящих в его состав помещений.
До выезда на место происшествия следователь также должен решить вопрос о технико-криминалистических средствах, которые целесообразно применить в процессе осмотра, кроме того, проверить их комплектацию и состояние, в котором они находятся.
Основой применения технических средств в процессе осмотра места происшествия является ч. 6 ст. 164 УПК РФ, согласно которой следователь вправе применять технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
Однако необходимо отметить, что криминалистическая техника постоянно совершенствуется, разрабатываются новые технико-криминалистические средства. Так, в настоящее время наиболее эффективным средством выявления следов рук по сравнению с традиционными дактопорошками являются аэрозольные дактилоскопические баллоны с физическими проявителями либо химическими реактивами, которые позволяют выявлять следы рук на поверхностях, покрытых солью, грязью, жиром, а также на мокрых поверхностях. В подобных ситуациях использование дактопорошков может привести к повреждению следов.
По прибытии на место происшествия начинается второй этап подготовки к осмотру. Следователь должен убедиться в том, что на месте происшествия нет пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи, а если такие имеются, выяснить, оказана ли она им или нет, в последнем случае — организовать ее оказание, после чего применить тот же алгоритм в отношении охраны места происшествия, а также удалить посторонних, если они присутствуют, при этом к посторонним относятся любые лица, не принимающие непосредственного участия в осмотре.
Обратим внимание на то, что следователь является руководителем следственно-оперативной группы, и остальные участники обязаны выполнять его указания. Для достижения результатов осмотра места происшествия важна согласованная работа всех участников следственно-оперативной группы.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, которое направлено на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и других фактических данных, которые позволяют в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и иных обстоятельствах расследуемого события.
Таким образом, подготовка к осмотру места происшествия является важным этапом, предшествующим, непосредственному производству данного следственного действия, так как является необходимой гарантией получения результатов, необходимых для раскрытия и расследования преступлений. Она подразделяется на два подэтапа: до выезда на место происшествия и по прибытии на место до начала осмотра, в процессе каждого из которых следователь выполняет ряд мероприятий организационного характера.
По итогам рассматриваемогоэтапа должно быть сформировано общее представление о произошедшем, при этом заранее затруднительно предусмотреть своеобразные черты и особенности обстановки и обстоятельств места происшествий. Неожиданности, с которыми можно столкнуться на местах происшествий, обязывают провести подготовку с наиболее возможной тщательностью.
Литература:
- Уголовно-процессуальный Российской от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.