Целью исследования является представление результатов теоретического анализа эффективных путей профессионального развития совершенствования учителей английского языка, повышение предметной компетентности в соответствии с новыми образовательными стандартами. Ключевыми методами исследования являются теоретические методы анализа, синтеза и обобщения педагогической и психологической литературы.
В статье затронута проблема профессионального развития учителя английского языка. Раскрыта трактовка понятия предметной компетентности, ее особенности. Автор приходит к выводу, что процесс профессионального становления и развития учителей должен приобрести признаки непрерывности, преемственности на разных его этапах, создавать предпосылки для удовлетворения как образовательных потребностей личности учителя, так и социального заказа на качественную подготовку компетентного специалиста и способствовать построению индивидуальной траектории профессионального и личностного самосовершенствования педагога.
Ключевые слова: учитель, английский язык, профессиональная компетенция, предметная компетенция, ФГОС.
Проблема современного школьного обучения заключается в том, что учителя через постоянное и механическое повторение повседневной педагогической деятельности уходят от современных задач обучения английскому языку. Более того, изменения и реформы, происходящие в системе образования, в том числе и новые стандарты образования, побуждают учителей к принятию и осмыслению образовательных программ, написания докладов, предоставление аналитических данных должностным лицам и тому подобное вместо необходимости профессионального саморазвития.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является представление результатов теоретического анализа особенностей повышения предметной компетентности учителей английского языка в контексте реализацииФГОС.
Теоретические методы анализа, синтеза и обобщения педагогической и психологической литературы использованы с целью выяснения степени развития исследуемого научного вопроса.
На основе собственного опыта можно утверждать, что современный учитель английского языка имеет безграничные возможности сделать свой профессиональный образовательный путь развития и саморазвития эффективным, а образовательная среда на протяжении всей жизни полезной.
Проблема профессионального развития достаточно основательно представлена в научных исследованиях ученых Б. Ананьева, А. Бодалева, Л. Выготского, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Д. Узнадзе и др.
В то же время несмотря на значительное количество научных работ, посвященных профессиональному развитию учителя, отдельные аспекты проблемы остаются все еще недостаточно исследованными.
Изучение английского языка — это огромный труд, требующий большого количества времени и сил. В школе английский язык является предметом повышенной сложности [2, c. 227].
Под понятием профессиональная компетентность мы понимаем комплекс профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств учителя. Для достижения определенного уровня профессионализма будущему учителю английского языка, необходим целый комплекс не только теоретических знаний и умений, но и практических навыков реализации психологических, дидактических и методических положений в области обучения и воспитания на материале английского языка [5, c. 55].
Таким образом, профессиональная компетентность учителя английского языка — это интегрированное образование его личности, которое синтезирует в себе необходимые компетентности (психолого-педагогическую, лингво-дидактическую, личностно-мотивационную), взаимовлияние которых способствует эффективной педагогической взаимодействия в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности учащихся [1, c. 128].
Умение преподавать иностранный язык в классе является одним из важнейших навыков в комплексе основных иноязычных компетенций учителей. Практическое владение языком основа предметной компетенции учителя английского языка. Связана со знаниями закономерностей функционирования языка в общественном пространстве, ее ведущих функций, особенностей порождения речи, взаимосвязи между языковыми и ментальными особенностями носителей того или иного языка, приобретением навыков преподавания предмета «Английский язык» с учетом его поликультурности, владение системой методических приемов для введения учащихся в ситуацию межкультурной коммуникации, созданной в учебных условиях; совершенное владение английским языком как одним из средств межкультурной коммуникации, основой для которого является поликультурность личности как предпосылка успешности осуществления общения в процессе межкультурного взаимодействия (поликультурность это особый системотворчий компонент в структуре личности, что предполагает признание многообразия культурного пространства и способность к межкультурному взаимодействию) [7, c. 459].
К предметным компетенциям относятся следующие способности: быть наследником лингвистических знаний и культуры; грамотно общаться на английском языке, используя правильную грамматику, в устной или письменной форме, в различных контекстах, связанных с преподаванием английского языка [6, c. 41].
Учитель английского языка как наследник лингвистических знаний и культуры должен уметь расставлять приоритеты в процессе изучения основных лингвистических категорий и постулатов, чтобы учащиеся могли хорошо их понимать и эффективно учиться. Компетентные учителя не должны ограничивать свою роль простым переносом содержания предмета; они должны осознавать условия возникновения и границы существования преподаваемых ими концепций. Это умение критически относиться к содержанию предмета и учебной программе.
Учителям английского языка необходимо формировать понимание английской культуры и установление ее связей с родной культурой. Учителя должны уметь превратить классную комнату в культурную базу, открытую для многих мнений в рамках общего дискуссионного пространства, а также формировать навык анализа и оценки содержания изучения английского языка у определенной группы учащихся [4, c. 162].
Специфика профессиональной деятельности преподавателей английских языков позволяет охватить различные слои культурного наследия стран изучаемого языка, уделяя особое внимание аспектам, актуальным для детей и молодежи.
Учителя английского языка должны обладать как обширными теоретическими знаниями письменного языка (соблюдение грамматических правил и законов стилистики и их соответствие ситуации общения), так и умением применять эти знания.
Предметная компетенция также означает умение логически объяснять и эффективно отстаивать свою точку зрения во время дискуссии в классе, проявляя уважение к оппонентам. Это тесно связано со способностью конструктивно использовать хорошо подобранную лексику и синтаксис, исправлять ошибки учащихся в устной или письменной форме, а также с постоянным желанием совершенствовать навыки устной и письменной речи [3, c. 113].
Таким образом, проанализированы особенности предметной компетенции учителей английского языка, по нашему мнению, является попыткой ответить на вызовы современности в потребности педагога-профессионала как главной движущей силы в обществе.
Литература:
- Гальскова Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия, 2016. 336 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие. М.: Пед. общ-во России, 2012. 512 с.
- Григорьева Е. Н. Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 1(85). С. 113–117.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. 384 с.
- Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 55–59.
- Костина Е. А. Социокультурная компетенция учителя иностранного языка. М.: Директ-Медиа, 2015. 82 с.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д.: Феникс; М.: ГлоссаПресс, 2010. 640 с.