На сегодняшний день неотъемлемой частью экономики развитых стран мира стала креативная экономика. Казалось бы, относительно новое явление, которое впервые было дано в журнале Business Week в статье «Креативная экономика» от 28.08.2000, неожиданно быстро заняло огромную нишу в мире. Но для начала необходимо в целом разобраться, что такое креативная экономика (или же креативные индустрии), и почему это направление будущего?
Конференция ООН по торговле и развитию дает следующее определение креативной экономики: «креативная экономика — это развивающееся понятие, основой такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие». Но если говорить более понятными словами, креативная экономика — это кино, телевидение, дизайн, гейм-дизайн, музыка и многие другие виды деятельности, затрагивающие творческую сферу. Креативные индустрии на сегодняшний день расцениваются как своеобразные драйверы производительности труда, так как с легкостью сочетают в себе многие важные аспекты для населения стран: дают товары и услуги, на которые существует реальный спрос, создают стоимость и ценность этих услуг. Всё чаще в адрес этого понятия применяют словосочетание «новая реальность» или «экономика нового поколения», и неслучайно, ведь все построено на инновациях, идеях и креативных продуктах. Теперь же, когда стало понятно, что это такое, необходимо разобраться с вопросом, зачем появились креативные индустрии в экономике, почему есть необходимость в креативности и правда ли будущее за креативной экономикой?
Креативная экономика заняла пустующую нишу
Не является секретом, тот факт, что XX век стал новым шагом в экономике мира. Появилось электричество, настал этап развития машиностроения, появились новые средства связи, такие как радио, телефон, телеграф. Эти изменения являлись глобальными и затрагивали все страны мира. Экономика стран была нацелена на создание конкретного продукта. Строились заводы, фабрики, вокруг них образовывались целые города, так как люди нуждались в рабочих местах, а именно эти предприятия обеспечивали работу простому населению. Однако, с уходом XX века, постепенно стали уходить и производства с территорий городов (а иногда и вовсе из стран). У этого немало причин, начиная от экологии, ведь жить непосредственно вблизи производств вредно для здоровья населения, заканчивая глобализационными процессами, которые подразумевали собой то, что производство будет производится какими-то определенными компаниями. Так, возникли пустующие объекты в городах, с которыми необходимо было что-то делать, и люди без работы, с нераскрытым творческим потенциалом. Стали возникать креативные кластеры, удовлетворяющие потребность населения. Креативная экономика заполнила пустующую нишу, с приходом XXI века. Возникла концепция креативного города, описанная Чарльзом Лэндри. Он описал идею того, что проблемы современных городов иные, а решения этих проблем невозможно, при использовании методов XX века. Главный ресурс города — люди, а их творческий потенциал определяет успех города, так как именно они способны изменить старый пустующий завод, создав уникальное творческое место, а в последствии целые творческие районы. Это необходимый этап для современных городов, ради привлечения людей, инвесторов и девелоперов.
Креативная экономика — новый взгляд на творчество и творческие личности, потому что отныне это предпринимательство
В том же XX веке, или раньше, представители творческих профессий считались отдельным классом населения — богемой — и существовала условная разделенность между людьми «творцами» и «работягами». Первым приходилось отнюдь нелегко реализовывать свои таланты. Известны многие люди, которые несмотря на конфликт творчества и прибыли, могли совмещать эти два аспекта, но ведь было и немало творческих личностей, которые при жизни не смогли реализоваться (самый известный пример — Винсент Ван Гог, который при жизни продал всего одну картину). С приходом XXI века и появлением понятия «креативная экономика» грань «работяга»-«творец» стёрлась, а конфликт наконец разрешился. Теперь люди творческой сферы получили некую социальную защищенность, так как появились новые формы занятости населения, позволившие уйти от рамок прежнего времени. Теперь создание какой-либо продукции вне фабричного производства не то, что не запрещается, а наоборот поощряется. Деятельность в сфере моды, создания музыкального продукта, видео-контента, дизайна — всё это включается в креативную экономику и развивает её. А появившиеся пространства, только дают толчок в пользу развития. Деятельность в креативных индустриях — привычная всем предпринимательская деятельность, но под другим углом, с важным условием причастности к индустрии творчества. В новом времени, «творец» сам может продавать свой продукт, без третьего лица, это важный аспект и безусловный плюс (но присутствует выбор, с возможностью обращения к продюсерам, которые также являются частью индустрии)
Идея может стать доходом
«Идея может стать доходом» — звучит как нечто фантазийное, но на самом деле, это и есть будущее. В наше время за хорошую и качественную идею нового стартапа, нового продукта или приложения готовы заплатить и немало. Креаторы — талантливые люди, воплощавшие свои идеи в жизнь в виде изобретений — были всегда, но ранее воплощать эти мысли нужно было самостоятельно, а потому часто зарождающийся проект не мог реализоваться, теперь же существует целый тренд рынка на идеи. Многие предприниматели готовы заплатить и потом реализовать придумку в перспективный проект. Это ли не будущее? С начала 2000-х годов темпы роста креативных услуг увеличивались ежегодно на 17 %, призывая всё больше людей в эту сферу. В 2021 году венчурные инвесторы вложили суммарно более $2 млрд в 50 стартапов. Возможностей получать заработок в этой сфере достаточно много, и совсем необязательно иметь особые таланты, это привлекает людей.
Игры, музыка, кино, книги, дизайн — это все возможно производить удалённо, что уже является шагом в будущее
Ещё в начале XXI века работа в головах людей была определенным местом (или местами) куда нужно явиться, отработать нужное количество часов и вернуться домой. Чёткий график, обязанности — всё это о работе. Но 2020 год перевернул многое в мире, в экономике и головах людей. Период карантина, подразумевал собой удаленную работу для большей части людей, но далеко не все виды деятельности возможны в удаленном формате. Безусловно, пандемия затронула креативную экономику и создала немалое количество проблем. Вполне вероятен был момент, что COVID-19 способен подорвать креативные индустрии и оставить их на этапе развития, но все пошло совсем не так. Креативная экономика стала одной из самых развитых за счет цифровизации. Огромная отрасль креативных индустрий с 2020 года — это контент, транслируемый в формате онлайн (потому что людям было необходимо изолироваться от реальности в веселом, поучительном или каком-то ином формате) и технологические стартапы, способные облегчить жизни людей. Так, платформа Кинопоиск, moretv, start, wink, okka, amediateka, skillbox, Синхронизация, TikTok и т. д. получили масштабные инвестиции для развития, большую популярность и актуальность& Теперь, когда жизнь населения мира почти целиком проходит в сети Интернет, процесс цифровизации необходим, и креативная экономика смогла влиться в это русло. Люди в творческих сферах учатся применять возможности, предоставляемые новыми технологиями, для продвижения этой отрасли.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная экономика настроена на развитие креативных индустрий. Города с миллионным населением избавляются от заводов на территории города, во благо развития творчества. Немалая часть населения мира так или иначе причастна к креативным индустриям, и такая же немалая часть ежедневно потребляет результаты креативной экономики. Это все становится неотъемлемой частью нашей жизни, даже при том условии, что сейчас это только развивающийся аспект экономики. Креативная экономика — это шаг в завтрашний день, позволяющий людям со всего мира быть причастными к творческой сфере за счет цифровизации.
Литература:
- Лекция 4.Креативная экономика [электронный ресурс] https://www.culturepartnership.eu/publishing/course/lecture-4
2. Креативная экономика: что это такое и откуда она взялась? [Электронный ресурс] https://startupjedi.vc/ru/content/kreativnaya-ekonomika-chto-eto-takoe-i-otkuda-ona-vzyalas
- Влияние пандемии COVID-19 на креативные сектора экономики. Economy.gov. ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9c05ac e1aae8261ef8b73017ed1817a4/obzor_praktik.pdf.
- Креативные индустрии России. Исследование Агентства Стратегических Инициатив. 100gorodov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://100gorodov.ru/ creativeindustrie.s
- Развитие креативных индустрий в регионах [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnyh-industriy-v-regionah-rossii-vozmozhnosti-i-ih-realizatsiya
- Российский путь в креативную экономику [Электронный ресурс] https://www.rc-awards.ru/post/77