Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Ключевые слова: дошкольное детство, формирование пространственных представлений, дошкольник, предметная игровая техносреда с основами алгоритмизации и программировании «Пиктомир» .
Key words: preschool childhood, formation of spatial representations, preschooler, subject game technical environment with the basics of algorithmization and programming «Piktomir».
«Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений — одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой». [3, с. 15].
Психолого-педагогические исследования (В.В Данилова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, В. Новикова, Е. В. Сербина, А. А. Столяр, М. Фидлер и др.) «показывают, что пространственные различия возникают очень рано, однако является более сложным процессом, чем различия качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетических, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный)».
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками [1, с. 102].
В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве, сто выпускает необходимым компонентом формирования предпосылок учебной деятельности и одной из важных задач дошкольного образования [2, с.11].
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления (О. М. Дьяченко, А. М. Леушиной, Д. Б. Эльконина и др.) [2, с.5]. Многочисленные исследования показывают, что развитие психологических процессовдетей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Чтобы заинтересовать детей, необходимо сделать обучение осознанным, для чего требуется нестандартные подходы, новые технологии, такие как учебно-методический комплект по основам алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир (далее — УМК).
Использование МУК на занятиях по развитию и формированию пространственного мышления позволяет:
— повысить интерес к изучению (мотивация);
— развивать предпосылки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль);
— активизировать познавательную деятельность детей;
— персонально подходить к каждому ребенку;
— применять задания» различного уровня, осуществить дифференцированный подход;
— стимулировать развитие творческой активности.
Занятия с использованием компьютера необходимо проводить, соблюдая требования СанПин:
— работать с компьютером на одном занятии в течении некоторого времени (5–10 мин.) и не более двух раз в неделю (персонально, в зависимости от возрастной категории ребенка и психоэмоционального состояния);
— использование гимнастики для глаз, во время работы нужно иногда отводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5–2 мин. на несколько секунд.
К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Одним из наиболее удачных видов организации и обеспечения наглядного материала к знаниям является применение МУК.
В цикле занятий «Алгоритмика» занятия проводятся в форме игры, дискуссии, демонстрации, в малых группах и индивидуальной или парной работы на компьютерах. В процессе работы на компьютерах дети составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера. Первый этап освоения «Алгоритмики» проходит у детей без использования компьютерных средств обучения, это своего рода подготовительный этап. Именно на этом первоначальном этапе важно закрепить ориентировку в пространстве. Если это не будет сделано, то в дальнейшем освоение основ алгоритмизации дети будут испытывать трудности.
Сначала дети знакомятся с понятием робота, как исполнителя только свой определённой набор команд. Робот Двуног (ребёнок в костюме робота, который двигается как робот) выполняет команды: «шаг вперёд», «шаг назад», «повернуться налево», «повернуться направо», «поднять правую ногу», «поднять левую ногу», «опустить ногу». Перемещение «Двунога» происходит на игровом поле, это может быть разметка, нанесённая на полу или сочленённые коврики также на полу. Далее в образовательный процесс поэтапно включаются другие роботы, представленные объёмными мягкими игрушками. Робот «Вертун» по легенде чинит повреждённые плиты обшивки космодрома «закрашивает» их. Он понимает команды «направо», «на лево». «вперёд», «закрасить». Все роботы перемещаются по игровому полю, на котором имеются фишки «Старт», «Финиш». Исходя из положения робота на старте (куда направленны глаза робота) ребёнок составляет набор команд для этого робота, следовательно, до начала движения к финишу нужно повернуть робота в нужном направлении «направо» или «налево», или совершить разворот выполнив две команды «направо» или две команды «налево».
При рациональной организации в образовательном пространстве дошкольного учреждения предметной игровой техносреды создаются условия для реализации индивидуального подхода к развитию пространственного мышления дошкольников. Выбирая работу в центре понравившегося робота, ребёнок закрепляет ориентировку в пространстве проигрывая любую, из предложенных ему игр.
Переходя к следующему этапу обучения алгоритмики, дети приступают к работе с компьютером. На этом этапе обучения выявляются дефициты сформированности пространственных представлений у дошкольников. Составляя программу из пиктограмм для робота на экране, ребёнок примеряет на себя роль виртуального робота, его положение в пространстве, задумывается в какую сторону нудно сделать поворот, сколько команд выполнить в перёд и т. д.
Подводя итог сказанному, отслеживаю неотъемлемую связь между развитием пространственного мышления у дошкольников на первых этапах освоения алгоритмики. Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения и развития необходимо использовать современныецифровые технологии.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей /Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко.– Москва: Просвещение, 1964– 304 с.
- Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Кафедра дошкольной педагогики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т. А. Мусейибова; Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. — Ленинград, 1964. — 19 с.
- Симановский, А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка / А. Э. Симановский. — Москва: Айрис пресс: Рольф, 2000. — 148 с. — ISBN 5–7836–0254-X.