В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.
Ключевые слова: дети четвертого года жизни, задержка речевого развития, стимуляция речевого развития, кинезиологические приемы.
Речевое развитие — это непрерывный процесс появления новых форм психической деятельности на основе уже существующих. Своевременное выявление и коррекция задержки развития речи у детей дошкольного возраста находиться в прямой зависимости от нормального речевого становления ребенка [3].
Мы будем рассматривать систему стимулирования речевой активности с использование кинезиологических приемов, используемых нами в практике.
Работа с детьми велась по следующим направлениям:
– «Умение общаться со взрослым».
– «Социальное развитие детей 4-х лет».
– «Речевое развитие детей четвертого года жизни» [4].
Работа с детьми четвертого года жизни была организована в два этапа:
1) Растормаживание речи.
2) Формирование фразовой речи.
На первом этапе были поставлены следующие задачи:
1. Формировать инициативность в общении со взрослыми.
2. Формировать навыки самообслуживания.
3. Воспитывать проявление эмоциональной отзывчивости.
4. Стимулировать развитие активной речи.
5. Стимулировать развитие пассивной речи [3].
На втором этапе были поставлены следующие задачи:
- Формировать способность выполнять речевые инструкции взрослого.
- Формировать звукоподражание.
- Владение номинативным словарем существительных.
- Владение глагольным, предикативным словарем.
- Умение выполнять слухоречевые инструкции.
Понимание обращенной речи формируется у детей при соблюдении взрослыми следующих условий:
7) сокращении потока обращений и просьб;
8) стремление к тому, чтобы каждое обращение было услышано;
9) при мягком и убедительном обращении на себя внимания;
10) сокращении жестикуляции, если ребенок понимает содержание высказывания;
11) применении понятия «нельзя» к ограниченному количеству действий;
12) использовании наглядности (картинки, карточки, игрушки);
13) сопровождении действий устными комментариями;
14) использовании коротких предложений;
15) использовании естественных интонаций, с усилением ударения [5].
Система работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни
Цель: стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития посредством кинезиологических приемов.
Задачи:
1.Подобрать занимательно-игровые методы и приемы, игры и упражнения по стимуляции речевой активности у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
2.Провести коррекционно-развивающую работу по стимуляции речевой активности у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Направления работы по стимуляции речевой активности посредством кинезиологических приемов:
– «Умение общаться со взрослым».
– «Социальное развитие детей 3-х лет».
– «Речевое развитие детей четвертого года жизни».
Задачи 1 этапа работы «Растормаживание речи»
- Формировать инициативность в общении со взрослыми.
2.Формировать навыки самообслуживания.
3.Воспитывать проявление эмоциональной отзывчивости.
4.Стимулировать развитие активной речи.
5.Стимулировать развитие пассивной речи.
Таблица 1
Содержание деятельности на первом этапе
Упражнения для стимуляции речевой активности |
Упражнения с применением кинезиологических приемов |
|
Игра «Поручение» Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? — Дай куклу». |
Игра «Делай как я» Педагог читает стихотворение, показывает движения, ребенок повторяет. Упражнение «Рыба, птица, зверь». Упражнение проводиться в положении сидя на полу. Педагог просит детей произнести «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Ребенок, на котором данная считалка остановилась встает и изображает соответствующее животное, например, заяц. |
|
Задачи 2 этапа работы «Формирование фразовой речи».
|
||
Содержание деятельности на 2 этапе |
||
упражнения для стимуляции речевой активности |
Упражнения с применением кинезиологических приемов |
|
Игра «Покажи» Педагог дает задание, с помощью наглядного материала, карточек. Просит ребенка показать синий кубик, показать сначала большой кубик, потом маленький. |
Упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку: при изучении темы «Весна»: «К нам весна шагает быстрыми шагами. И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины по полям видны, Верно, очень теплые ноги у весны». при изучении темы «Овощи»: «В огороде за забором подрастают помидоры: Держатся за колышки, греются на солнышке» |
|
Фонетическая ритмика «А»: широко разводим руки вперед — в стороны. «У»: плавное движение обеих рук вперед. «О»: плавное движение обеих рук в стороны — вверх. |
||
Артикуляционная гимнастика Задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух; грустно-весело. |
Игра «Кто в домике живет?». Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные. Упражнение «Дом большой, дом маленький». У петушка дом большой, Ой, ой, ой! А у кошки — маленький, Ой, ой, ой! Да и крошка кошечка. |
|
Упражнения на развитие речевого слуха
При определенном звуке ребенок должен сделать какое-то действие, условия и звуки меняются. |
«Котёнок» Сожмите и разожмите пальцы обеих рук. Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи. Упражнения «Бусы» — нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. |
|
Игра «Сделай как я» Педагог говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребенок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алешу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т. д. |
Игра «Возьми мячик» Взрослый берет мячик (или другую игрушку) и протягивает ребенку: «Катя, возьми мячик!» Затем снова отдает мяч ребенку со словами: «Возьми, Катя, мячик». |
|
В ходе нашей коррекционно-развивающей работы систематически и целенаправленно применяются упражнения, игры для формирования моторики, артикуляции, для развития активного и пассивного словаря, для приобретения опыта коммуникации, чувствительности к речи взрослого, её понимания с применение кинезиологических приемов [2]. В результате работы дети учатся понимать речь взрослого, проявлять инициативу в общении с товарищами и педагогами, осваивать социальные навыки, проявлять интерес к совместным играм, выполнять поручения, делиться со сверстниками игрушками, рассматривать картинки, отвечать на вопросы по ним.
Литература:
- Краснова Т. Н. Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 202–205.
- Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного образования: пособие для пед. коллективов дет.садов и родителей: сборник / Т. Н. Доронова [и др.] / под ред. Т. Н. Дороновой, Т. Н. Ерофеевой. — М.: Обруч, 2020. — 304 с.
- Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.72–78.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 286 с.
- Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 256 с.