В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, раскрывается специфика эмоциональных проявлений и признаки эмоционально-волевой незрелости.
Ключевые слова: эмоционально-волевая незрелость, эмоционально-волевая сфера, обучающиеся с ЗПР, технология ролевой игры.
Одним из важных условий психологической помощи в развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР является подбор адекватных методов. Е. Д. Хомская характеризовала метод как систематизированную совокупность действий, которые необходимо предпринять для решения определенных задач или достижения определенной цели. Согласно исследованиям Н. В. Бабкиной, главным направлением в развитии эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР является формирование способности детей управлять своими эмоциями, в результате чего эмоции становятся более осмысленными, устойчивыми, приобретают глубину и начинают подчиняться мышлению.
В дальнейшем у детей появляется способность к проявлению и высших чувств: сочувствие, сострадание, понимание и сопереживание чувствам других людей. На основе умения различать по внешнему проявлению эмоциональные состояния у детей формируется адекватное эмоциональное реагирование. Автор отмечала, что младшие школьники с ЗПР учатся за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с данным смыслом. Е. Н. Васильева, учитывая положение Л. С. Выготского о взаимосвязи в процессе развития эмоциональной сферы аффекта и интеллекта, предположила, что из всех методов, способствующих развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР, наибольшую значимость приобретают только те методы, которые могут дать возможность детям добиться реальных успехов и, следовательно, пережить положительные эмоции и почувствовать уверенность в собственных силах. По мнению Л. С. Марковой к таким методам можно отнести технологию ролевой игры.
Изменение психологического состояния ребенка происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т. е. налагает чувство ответственности.
Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям помогает побороть как страх, так и испуг. Цели психологически направленных игр состоят, в первую очередь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже являются характерологическими особенностями ребенка.
Рассмотрим некоторые виды игр, используемых нами на занятиях.
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоционально-волевой сферы, эмоционального интеллекта.
Задачи: развивать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость); воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу; способствовать развитию коммуникативных навыков.
Ход занятия
Этап |
Действия педагога |
Действия детей |
Организационный момент и мотивация |
Педагог говорит, что детям пришло электронное письмо. Включается песня Шапокляк. Далее педагог читает письмо, где говорится, что Шапокляк просит помощи у детей. Дети соглашаются. Далее дети просит поздороваться друг с другом без слов, хлопками. |
Дети: Письмо прислала Шапокляк. |
Актуализация опорных знаний |
Педагог спрашивает детей как же мы можем помочь Шапокляк? Педагог выслушивает мнение детей и предлагает построить дом дружбы. Дом будет строится из выполненных заданий: 1. Обоснование что такое дружба. 2. Игра под названием «Семья слов». 3. Пословицы про дружбу. Разыгрываются ролевые ситуации, дети разбирают роли «Как научить Шапокляк быть доброй» |
Дети выполняют три задания |
Получение новых знаний |
4. Анализ ситуации. Здесь детям рассказывается рассказ о дружбе, дети слушают и отвечают на вопросы педагога, а именно: — кто из детей настоящие друзья; — кто из детей подвел ребят. |
Всегда помогать и поддерживать своих друзей в трудную минуту. |
Закрепление полученных знаний |
Выполнив задания, дети построили дом дружбы. |
|
Рефлексия |
Педагог хвалит детей |
После данного занятия оценим работу ребят:
Марина Ю. — была терпелива к другим.
Оля К. — сопереживала героем в ходе заданий.
Катя Ю. — пыталась быть активной на занятии, сопереживала героям, вживаясь в роль.
Рассмотрим второе занятие. Тема: «Нашей дружбы большой хоровод».
Цель: развитие у детей представлений о дружбе, развитие интереса к партнерам по общению, формированию взаимопонимания.
Задачи: закрепить знание детьми пословиц и поговорок о дружбе; закладывать нравственные основы личности в процессе развития представлений о дружбе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, содействовать становлению дружного коллектива группы; способствовать развитию инициативности, умению договариваться, действовать сообща; способствовать развитию технических навыков силуэтного вырезания, координированному движению рук.
Ход занятия:
Этап |
Действие педагога |
Действия детей |
Организационный момент и мотивация |
Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом. Педагог хлопает в ладоши 1 раз, тогда дети здороваются улыбками, если 2, то рукопожатием, если 3- то спинками, если 4- плечиками, 5 — ногами, 6 — лобиками. |
Дети здороваются друг с другом. |
Актуализация опорных знаний |
Сегодня тема занятия дружба. Педагог просит рассказать детей что они подразумевают под словом дружба. |
Дети отвечают на вопросы педагога. |
Получение новых знаний |
Педагог предлагает сыграть в игру «Что нужно сделать, чтобы подружиться со сказочным героем». Дети в компаниях выбирают посыльных, которым на ушко говорится, с кем из сказочных героев нужно подружиться. Дети в своих компаниях обсуждают, и придумывают, что нужно сделать. Например, чтобы подружиться с Белоснежкой, нужно сказать ей, чтобы она не ела отравленное яблоко. |
Дети играет в игру |
Закрепление полученных знаний |
Предлагаестся детям встать вокруг глобуса, положив друг другу руки на плечи. Давайте споём песню о дружбе на нашей любимой планете Земля. Дети исполняют песню «Ты да я, да мы с тобой». |
Звучит фонограмма песни «Большой хоровод» в исполнении Е.Семёновой, дети исполняют импровизационный танец в хороводе. |
Рефлексия |
Педагог хвалит детей и оценивает их работу на занятии |
После данного занятия оценим работу ребят:
Вероника С. — дружно учувствовала во всех играх, поддерживала ребят.
Василиса Д. — общалась со всеми детьми, играла во все игры активно.
Вова В. — отвечал во всех игровых ситуациях.
Таким образом, в конспекты занятий мы включаем ролевые игры, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР. В процессе применения технологии ролевой игры можно увидеть, что посредством «проживания» своей роли дети могут регулировать свое эмоциональное состояние.
Увидели, что в процессе развития общения происходит формирование коммуникативной компетентности. Непосредственно, осуществляя руководство над процессом общения старших дошкольников, развивая его — мы формируем коммуникативные компетентности.
Литература:
- Королева, А. А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]: // Специальное образование. — 2009. — № 3. — С. 46. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kreativnyh-metodov-artterapii-v-korrektsionnoy-razvivayuschey
- Мамайчук. И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. И. Мамайчук. — Санкт-Петербург, 2001. — 220 с. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332–1.shtml
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция. [Текст]: учеб. пособие для студентов высших специальных учебных заведений / А. А. Осипова; ТЦ «Сфера». — Москва, 2000. — 512 с.