Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у дошкольников сознательного отношения и склонности к труду как основной потребности в жизни, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
Ежедневно дети в детских учреждениях выполняют трудовую деятельность: готовятся к занятиям, подготавливают свое рабочее место, а после приводят их порядок; после игр убирают за собой игрушки; приводят в порядок свой внешний вид, свою одежду, прическу и многое другое. Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя особого внимания, чтобы все дети детально и своевременно выполняли все эти дела. Для этого в помощь приходят формы организации труда, которые действуют в детских садах- поручения, дежурства, коллективный труд.
По содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година, Р. С. Буре и др.) [2,4].
Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. При помощи самообслуживания у детей развиваются такие качества, чтобы они были опрятными, ухаживали за собой и за своими личными вещами, приводили в порядок свое рабочее место. Самообслуживанию детей учат уже с самого раннего детства. Самообслуживание является жизненно необходимым трудом.
Хозяйственно-бытовой труд. Данный вид труда нацелен на поддержание чистоты и порядка в помещении и, в содействии со взрослыми, организацию уборки и поддержание чистоты. В хозяйственно-бытовом труде дети учатся видеть несоблюдения порядка, и проявляя инициативу, предотвращать их. Данному виду труда учат в младших группах.
Труд в природе. В данном виде труда дети ухаживают за растениями, животными, выращивают на подоконниках и уголках природы растения. Особое внимание в данном труде выделяется в воспитании у детей бережного отношения к природе, в любви по отношению к ним.
Ручной и художественный труд является трудом, который направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. К нему можно отнести изготовление поделок из природного материала, дерева, бумаги, картона, ткани и т. д. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкую моторику, служит развитию волевых качеств, умению доводить начатое дело до конца.
Виды труда имеют свои особенности в зависимости от возраста ребенка. Если в младшем дошкольном возрасте важную роль играет самообслуживание, то уже в старшем дошкольном возрасте уделяется больше внимания на ручной труд и труду в природе. Хозяйственно-бытовой труд в младших группах применяется как простой вид труда, уже начиная со средней группы оказывает большое значение, поскольку он является общественным важным делом для общей пользы людей.
Величайший педагог «В. А. Сухомлинский» писал, что труд оказывается знаменитым педагогом, если он вступает во внутреннюю жизнедеятельность наших учеников, предоставляет удовольствие дружбы и товарищества, формирует любознательность и любопытство, рождает волнующее удовольствие преодоление проблем раскрывает новую красу в находящийся вокруг мир, активирует первое ощущение- созидателя вещественных удобств, в отсутствие которых неосуществима жизнедеятельность человека [6].
В трудовой деятельности формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста, обучающая функция труда осуществляется в процессе трудового воспитания. У детей происходит социализация. Во время работы ребенок меняет свое представление о мире и себе, также у него меняется самооценка.
В педагогическом процессе важно обеспечить правильное и одинаковое распределение всех видов труда и принятие участия в них каждого ребенка.
Основная задача воспитателя в трудовом воспитании состоит в его воспитательном воздействии на личность детей, развития у детей бережного отношения к труду. Также педагогу необходимо поддержать ребенка, чтобы он смог увеличить собственный авторитет у ровесников. Большинство детей достигают наиболее значительного результата в трудовом обучении, чем в общеобразовательном предмете. И в соответственно с этим у ребенка появляется потребность в уважении. Если он смог достичь повышения авторитета, то его энергия увеличится и в других видах работы.
Педагогам дошкольных образовательных организаций нужно организовать свою работу, чтобы она подходила запросам общества и обеспечивала сохранение неповторимости, самоценности дошкольного периода детства.
Каждое дошкольное учреждение должно постоянно доказывать свою необходимость и привлекательность, занимать особое место в общем образовательном пространстве. Этого можно достичь, прежде всего, за счет высокого качества образования и педагогического развития в конкретном дошкольном учреждении.
Литература:
- Бороздин Ю. А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Диссертация канд. пед. наук. — Курск, 2001. — 134 c.
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Пособие для педагогов. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 136с.
- Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс,2004. — 308 с.
- Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду. — М., 1987.
- Прудякова Л. Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // «Концепт». — 2016. — Т. 10. — С. 251–255.
- Сухомлинский, В. А. Книга о совести / В. А. Сухомлинский. Симферополь: ИП. Выродов. — 2003. — 112 с.
- Эльконин В. С. Возрастная психология. — М.,1988.