В статье на примере Приднестровской Молдавской Республики представлен опыт реализации государственной инновационно политики в условиях самоопределившегося (непризнанного) государства. Обозначены основные элементы инновационной стратегии, правовые основы и объективные трудности в ее реализации.
Ключевые слова: государственная инновационная политика, стратегия государственной инновационной политики, инновационная инфраструктура, Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье).
Инновационные процессы сегодня определяют генеральную линию перспективного развития предприятий, стран, регионов и мирового сообщества в целом. Из этого посыла вытекает вывод о том, что инновационная деятельность из частной функциональной задачи в перечне полномочий органов государственной власти и управления превращается в современных государствах в социально значимую стратегическую цель.
Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей [1, с. 74]. Формирование государственной инновационной политики включает три этапа:
— на первом этапе на основе анализа состояния инновационного потенциала, необходимо разработать научно обоснованную концепцию инновационной деятельности применительно к конкретному субъекту, ее осуществляющему;
— на втором — определить основных направления государственной поддержки инноваций;
— на третьем — организовать практические действия по реализации целей инновационной политики и обеспечить рост инновационной активности экономических агентов и исследовательских институтов.
В инновационной политике принято выделять стратегическую и тактическую стороны. Стратегия государственной инновационной политики отражает долгосрочные концепции социально-экономического и общественно-политического развития страны, предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности, разработку методологии развития и использования научного потенциала, а также установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями [1, с. 74]. Остановимся на стратегических форматах государственной инновационной политики Приднестровской Молдавской Республики подробнее.
Основным нормативным актом, в котором заложен инновационный вектор является Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы [4], раскрывающая долгосрочные ориентиры Приднестровья на ведущие тренды общественной эволюции на ее современном этапе. Государственная инновационная политика открывает путь к устойчивому экономическому росту и эффективному государственному управлению в условиях отсутствия международно-правового признания, при этом государственная поддержка инновационной деятельности, а вместе с ней всех, без исключения, форм и видов предпринимательства является одной из основ положительного имиджа Приднестровья и как государства, и как инвестиционной площадки.
Контент-анализ текста Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы выявил, что слово «инновация» («инновационное развитие» и др.) встречается в документе 18 раз. Так, в качестве приоритетных направлений государственной инвестиционной политики признаны ориентация на внедрение инновационных и информационно-коммуникационных технологий [здесь и далее выделено автором], диверсификация экономики и формирование благоприятного инвестиционного климата, а планируемые в рамках реализации инвестиционной политики мероприятия включают формирование необходимой для развития инвестиционной и инновационной деятельности, инфраструктуры в том числе создание технопарка высоких технологий, фонда поддержки предпринимательства и бизнес-инкубатора (п. 3.2).
К основным целям аграрной политики в соответствии со Стратегией отнесено создание условий для инвестиционного и инновационного развития сельскохозяйственной отрасли , в том числе на основе формирования «человеческого капитала», способного воспринимать инновации, осваивать новые технологии и ориентироваться на их создание (п. 3.7).
Демографическая и миграционная политика в Приднестровье предусматривает решение задач по созданию условий для успешной реализации инновационного, а значит, творческого, научного и профессионального потенциалов молодежи , включая мотивацию и стимулирование ее предпринимательской и инновационной активности , устранение барьеров карьерного роста, предпринимательства и инвестиций (п. 4.1).
Политика в области социальной защиты населения должна обязательно опираться на внедрение инновационных форм обслуживания (п. 4.3.2).
Цели развития приднестровских высших учебных заведений напрямую вязаны ссозданием условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности , что обеспечивается посредством развития сетевых форм их организации, а также кластерных исследовательских форм высокотехнологичного предпринимательства (п. 4.5.4).
В сфере науки, научного обслуживания и научно-технической политики предусматривается поддержка интеграции науки и образовательных организаций, объединение их усилий с предпринимательством и инновационной деятельностью, что в итоге должно способствовать созданию технопарковых структур. Отдельно в качестве задачи научно-технической политики обозначено совершенствование системы государственных заказов на реализацию приоритетных инновационных проектов (п. 4.6).
Для решения задач государственной молодежной политики необходимы программы поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики (п. 4.8).
Государственная политика в сфере культуры включает мероприятия по изучению и внедрению инновационного опыта работы стран дальнего и ближнего зарубежья, а также международное сотрудничество в области инноваций (п. 4.10).
И хотя самостоятельного раздела, посвященного инновационной политике, Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы не содержит, ее можно считать дорожной картой государственного регулирования инновационной деятельности, отражающей основные направления разработки и внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности приднестровского общества. Более того, документ позволяет сделать вывод об устойчивых конкурентных преимуществах Приднестровья, способных обеспечить эффективную инновационную политику и решить перечисленные выше стратегические задачи, в число которых входят выгодное географическое положение, относительно высокий природно-ресурсный потенциал, богатые и разнообразные рекреационно-туристические ресурсы, значительный «человеческий капитал», диверсификационный характер экономики.
Правовые, экономические и организационные основы формирования и реализации в Приднестровской Молдавской Республике государственной политики в области инноваций закреплены законодательно: в 2005 г. приднестровскими парламентариями принят закон «О государственной поддержке инновационных видов деятельности» [2]. Положениями статьи 2 закона определены основные понятия и терминология, применяемые для характеристики и интерпретаций самой инновационной деятельности, а также явлений и процессов с ней связанных. Приведем формулировки наиболее важных из них:
— инновации — впервые созданные (внедренные) на территории ПМР и / или усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, коммерческого, административного или иного характера, реализуемые на рынке и / или используемые в практической деятельности;
— инновационная деятельность (деятельность в области инноваций) направленна на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию новых или усовершенствованных конкурентоспособных продуктов (товаров, услуг и технологий,), подготовку производства для выпуска нового продукта и технологическое переоснащение, осуществление испытаний новых продуктов, продвижение инновационных продуктов на внутренний, региональные и мировые рынки, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовку и переподготовку кадров, передачу или приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;
— государственная инновационная политика — важная составляющая социально-экономической политики государства, цель которой развитие, координация и стимулирование инновационной деятельности;
— инновационная инфраструктура — совокупность предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, содействующих осуществлению инновационно деятельности [2].
Кроме того, в законе представлены определения инновационный продукта, инновационного проекта, интеллектуальной собственности, объекта интеллектуальной собственности, высокой наукоемкой технологии, абсорбции и области инновации.
Законом установлены принципы государственной инновационной политики как приоритетной составной части социально-экономической политики, проводимой приднестровским государством, включая:
— стратегическую ориентацию ПМР на инновационный путь развития;
— определение приоритетных направлений инновационной деятельности;
— использование и развитие научного, научно-технического и технологического потенциала, формирование инновационной инфраструктуры;
— преобразование интеллектуальной собственности в продукты, услуги, процессы, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке;
— значимость инновационных проектов для социально-экономического развития ПМР;
— экономическую, бюджетную и социальную эффективность инновационных проектов;
— проведение в сфере инноваций стимулирующей финансовой, налоговой и таможенной политики;
— подготовку для инновационной деятельности высококвалифицированных кадров;
— обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансов;
— свободу получения и распространения информации об инновационных потребностях государства и результатах инновационной деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
— согласование инновационной деятельности с международными нормами и принципами;
— сочетание общегосударственных и региональных интересов, интересов юридических и физических лиц;
— эффективное использование инновационного потенциала для социально-экономического развития республики, повышения качества и уровня жизни населения [2].
Таким образом, в рамках государственной инновационной политики в Приднестровской Молдавской Республики решаются задачи по созданию благоприятных политико-правовых, организационных, экономических (финансовых и производственных), социально-психологических и информационных условий реализации инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
В число основных направлений государственной поддержки инноваций в Приднестровье включены:
1) содействие развитию фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;
2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;
3) содействие в рамках правительственных структур (министерств и ведомств) разработке программ, направленных на повышение инновационной активности;
4) формирование государственного заказа, в том числе контрактов на проведение инновационных разработок;
5) применение налоговых, таможенных и иных инструментов государственного регулирования, стимулирующих инновационную активность;
6) посредничество государства в организации эффективного взаимодействия академического, отраслевого, вузовского и производственного секторов науки, стимулировании на государственном уровне кооперации в области инновационных разработок между коммерческими (производственными) структурами и высшими учебными заведениями;
7) создание правовой базы как условия эффективной инновационной деятельности;
8) регулирование международных связей в сфере инноваций.
Традиционно в классификацию организаций, осуществляющих инновационную деятельность входят научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, научно-производственные объединения, самостоятельные конструкторские бюро, конструкторские бюро при предприятиях и конструкторские отделы предприятий, научно-исследовательские и проектно-технологические институты узкого и широкого профиля, государственные проектные институты, основы деятельности которых закладывались в советскую эпоху и на достаточно высоком уровне справлялись в задачами инновационного развития.
Однако изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей, необходимость повышения конкурентоспособности приднестровской предприятий в условиях экономической ограниченности и политической непризнанности государства требуют поиска новых организационных форм инновационной деятельности. Анализ инновационной системы, складывающейся в ПМР, позволяет классифицировать их на две группы:
— к первой отнесем организации, показавшие свою эффективность, и требующие дальнейшего совершенствования своей деятельности. Это — научно-производственные объединения и межотраслевые научно-технические комплексы, инженерные центры и временные творческие коллективы;
— ко второй — принципиально новые организационные формы, возникшие на фоне рыночных отношений. Это — научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы, большинство из которых в настоящее время находятся в стадии становления или экономического эксперимента.
В этом плане необходимо обратить внимание на роль в сфере инноваций малого бизнеса, в том числе венчурных (рисковых) фирм, степень участия которых в инновационном процессе в последние годы значительно возросла. Такая тенденция обусловлена, реальными возможностями в оснащении небольших организаций адекватной их размерам современным оборудованием (включая микро-ЭВМ, микрокомпьютеры, 3D-принтеры), позволяющим вести научные разработки; новыми формами финансирования (рискового капитала); а также трудностями технологической перестройки крупного производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.
Преимущества малых инновационных предприятий заключаются в их более быстрой адаптации к требованиям рынка, гибкости управления и внутренних коммуникаций, оперативности принятия управленческих решений, относительно низкая потребность в первоначальном капитале и более высокие возможности для внесения в ответ на требования рынка изменений в технологии производственного процесса. Инновационные возможности оцениваются в Приднестровье с позиций научного обоснования: в 2017 г. в рамках республиканской межведомственной научно-практической конференции «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современном классическом университете» был организован круглый стол «Перспективы организации малых инновационных предприятий», участники которого отмечали, что участие предприятий малого и среднего бизнеса в инновационном процессе стало более заметным, в настоящее время именно на базе создается значительная часть инновационных продуктов, и от того, насколько эффективно они используют свои инновационные ресурсы, как внедряют современную технику и прогрессивные технологии, зависит не только их экономическое благополучие и конкурентоспособность, но и в целом объем национального богатства ПМР и эффективность государственной инновационной политики, проводимой ею.
Успешность инновационной деятельности небольшого предприятия не является утопией: оно способно 1) конкурировать с крупными производствами, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) находят собственную рыночную нишу, не конкурируя с крупными производствами, 3) разрабатывать и в короткие сроки выпускать на рынок потребительские товары, связанные с индивидуальным спросом, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Малыми инновационными предприятиями представлены легкая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, а также агропромышленный комплекс ПМР.
В Приднестровье в перечень видов производства, в отношении которых осуществляется государственная поддержка инновационных видов деятельности, внесено производство сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, что позволяет признавать в качестве субъектов инновационной деятельности фермерские хозяйства, осуществляющие разведение новых пород сельскохозяйственных животных и выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур; небольшие цехи по производству молочной продукции, сыров, колбас, хлебобулочных изделий, востребованных для диетического и лечебного питания. Примером успешной инновационной деятельности в агропромышленном комплексе ПМР можно назвать торговую марку «Благода» (с. Парканы), прошедшую путь от сельского цеха (в 2003 г.) до многопрофильного холдинга «Фиальт-Агро» (в 2022 г.) [3].
Однако совокупность всех успехов в формировании в Приднестровье инновационной среды не более чем своеобразная «проба пера», экспериментальные попытки реализовать на практике основные направления государственной инновационной политики (причем хорошо структурированной в правовом и организационном плане), так как существует огромное количество объективных факторов, сдерживающих инновационную активность и инвестирование в сферу инноваций, главными среди которых являются социально-политическая нестабильность; ценовая инфляция, а значит, и низкая покупательная способность населения; отток населения и национального капитала за границу; отсутствие развитой инновационной инфраструктуры в лице страховых, трастовых, инвестиционных компаний; невозможность свободного перемещения капитала, товаров и рабочей силы (например, без проблем таможенного урегулирования) в связи с кризисной политико-экономической ситуацией в Молдове и Украине и их недружественным отношением к ПМР.
Литература:
- Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. М. Мухамедьяров. — Текст: непосредственный. — Москва: Инфра-М, 2010. — 176 с.
- О государственной поддержке инновационных видов деятельности: закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 июня 2005 г. № 579-З-III (редакция по состоянию на 08 апреля 2013 г.) // Юридическая литература. — URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/8hogGqiPOlIpqOSefxrKjrZDHQ5dwatl8GzY (дата обращения 18.09.2022). — Текст: электронный.
- О нас // Сайт «Благода» Агропромышленного холдинга «Фиальт-Агро». — URL: http://blagoda.md/о нас/ (дата обращения 12.11.2022). — Текст: электронный.
- Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019–2026 годы: утверждена указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 г. № 460 (редакция по состоянию на 21 мая 2020 г.) // Юридическая литература. — URL: https://ulpmr.ru/ul/show/ZNBCL8gaJ6Jt19miyIKjxnMmF6JkwfYWoH58= (дата обращения 18.09.2022). — Текст: электронный.