Формирование инновационной политики в Приднестровье и ее основные направления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 24.03.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Осипова, С. А. Формирование инновационной политики в Приднестровье и ее основные направления / С. А. Осипова, Л. П. Кирьякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100974/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье на примере Приднестровской Молдавской Республики представлен опыт реализации государственной инновационно политики в условиях самоопределившегося (непризнанного) государства. Обозначены основные элементы инновационной стратегии, правовые основы и объективные трудности в ее реализации.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, стратегия государственной инновационной политики, инновационная инфраструктура, Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье).

Инновационные процессы сегодня определяют генеральную линию перспективного развития предприятий, стран, регионов и мирового сообщества в целом. Из этого посыла вытекает вывод о том, что инновационная деятельность из частной функциональной задачи в перечне полномочий органов государственной власти и управления превращается в современных государствах в социально значимую стратегическую цель.

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей [1, с. 74]. Формирование государственной инновационной политики включает три этапа:

— на первом этапе на основе анализа состояния инновационного потенциала, необходимо разработать научно обоснованную концепцию инновационной деятельности применительно к конкретному субъекту, ее осуществляющему;

— на втором — определить основных направления государственной поддержки инноваций;

— на третьем — организовать практические действия по реализации целей инновационной политики и обеспечить рост инновационной активности экономических агентов и исследовательских институтов.

В инновационной политике принято выделять стратегическую и тактическую стороны. Стратегия государственной инновационной политики отражает долгосрочные концепции социально-экономического и общественно-политического развития страны, предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности, разработку методологии развития и использования научного потенциала, а также установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями [1, с. 74]. Остановимся на стратегических форматах государственной инновационной политики Приднестровской Молдавской Республики подробнее.

Основным нормативным актом, в котором заложен инновационный вектор является Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы [4], раскрывающая долгосрочные ориентиры Приднестровья на ведущие тренды общественной эволюции на ее современном этапе. Государственная инновационная политика открывает путь к устойчивому экономическому росту и эффективному государственному управлению в условиях отсутствия международно-правового признания, при этом государственная поддержка инновационной деятельности, а вместе с ней всех, без исключения, форм и видов предпринимательства является одной из основ положительного имиджа Приднестровья и как государства, и как инвестиционной площадки.

Контент-анализ текста Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы выявил, что слово «инновация» («инновационное развитие» и др.) встречается в документе 18 раз. Так, в качестве приоритетных направлений государственной инвестиционной политики признаны ориентация на внедрение инновационных и информационно-коммуникационных технологий [здесь и далее выделено автором], диверсификация экономики и формирование благоприятного инвестиционного климата, а планируемые в рамках реализации инвестиционной политики мероприятия включают формирование необходимой для развития инвестиционной и инновационной деятельности, инфраструктуры в том числе создание технопарка высоких технологий, фонда поддержки предпринимательства и бизнес-инкубатора (п. 3.2).

К основным целям аграрной политики в соответствии со Стратегией отнесено создание условий для инвестиционного и инновационного развития сельскохозяйственной отрасли , в том числе на основе формирования «человеческого капитала», способного воспринимать инновации, осваивать новые технологии и ориентироваться на их создание (п. 3.7).

Демографическая и миграционная политика в Приднестровье предусматривает решение задач по созданию условий для успешной реализации инновационного, а значит, творческого, научного и профессионального потенциалов молодежи , включая мотивацию и стимулирование ее предпринимательской и инновационной активности , устранение барьеров карьерного роста, предпринимательства и инвестиций (п. 4.1).

Политика в области социальной защиты населения должна обязательно опираться на внедрение инновационных форм обслуживания (п. 4.3.2).

Цели развития приднестровских высших учебных заведений напрямую вязаны ссозданием условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности , что обеспечивается посредством развития сетевых форм их организации, а также кластерных исследовательских форм высокотехнологичного предпринимательства (п. 4.5.4).

В сфере науки, научного обслуживания и научно-технической политики предусматривается поддержка интеграции науки и образовательных организаций, объединение их усилий с предпринимательством и инновационной деятельностью, что в итоге должно способствовать созданию технопарковых структур. Отдельно в качестве задачи научно-технической политики обозначено совершенствование системы государственных заказов на реализацию приоритетных инновационных проектов (п. 4.6).

Для решения задач государственной молодежной политики необходимы программы поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики (п. 4.8).

Государственная политика в сфере культуры включает мероприятия по изучению и внедрению инновационного опыта работы стран дальнего и ближнего зарубежья, а также международное сотрудничество в области инноваций (п. 4.10).

И хотя самостоятельного раздела, посвященного инновационной политике, Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики 2019–2026 годы не содержит, ее можно считать дорожной картой государственного регулирования инновационной деятельности, отражающей основные направления разработки и внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности приднестровского общества. Более того, документ позволяет сделать вывод об устойчивых конкурентных преимуществах Приднестровья, способных обеспечить эффективную инновационную политику и решить перечисленные выше стратегические задачи, в число которых входят выгодное географическое положение, относительно высокий природно-ресурсный потенциал, богатые и разнообразные рекреационно-туристические ресурсы, значительный «человеческий капитал», диверсификационный характер экономики.

Правовые, экономические и организационные основы формирования и реализации в Приднестровской Молдавской Республике государственной политики в области инноваций закреплены законодательно: в 2005 г. приднестровскими парламентариями принят закон «О государственной поддержке инновационных видов деятельности» [2]. Положениями статьи 2 закона определены основные понятия и терминология, применяемые для характеристики и интерпретаций самой инновационной деятельности, а также явлений и процессов с ней связанных. Приведем формулировки наиболее важных из них:

— инновации — впервые созданные (внедренные) на территории ПМР и / или усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, коммерческого, административного или иного характера, реализуемые на рынке и / или используемые в практической деятельности;

— инновационная деятельность (деятельность в области инноваций) направленна на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию новых или усовершенствованных конкурентоспособных продуктов (товаров, услуг и технологий,), подготовку производства для выпуска нового продукта и технологическое переоснащение, осуществление испытаний новых продуктов, продвижение инновационных продуктов на внутренний, региональные и мировые рынки, создание и развитие инновационной инфраструктуры, подготовку и переподготовку кадров, передачу или приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности;

— государственная инновационная политика — важная составляющая социально-экономической политики государства, цель которой развитие, координация и стимулирование инновационной деятельности;

— инновационная инфраструктура — совокупность предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности, содействующих осуществлению инновационно деятельности [2].

Кроме того, в законе представлены определения инновационный продукта, инновационного проекта, интеллектуальной собственности, объекта интеллектуальной собственности, высокой наукоемкой технологии, абсорбции и области инновации.

Законом установлены принципы государственной инновационной политики как приоритетной составной части социально-экономической политики, проводимой приднестровским государством, включая:

— стратегическую ориентацию ПМР на инновационный путь развития;

— определение приоритетных направлений инновационной деятельности;

— использование и развитие научного, научно-технического и технологического потенциала, формирование инновационной инфраструктуры;

— преобразование интеллектуальной собственности в продукты, услуги, процессы, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке;

— значимость инновационных проектов для социально-экономического развития ПМР;

— экономическую, бюджетную и социальную эффективность инновационных проектов;

— проведение в сфере инноваций стимулирующей финансовой, налоговой и таможенной политики;

— подготовку для инновационной деятельности высококвалифицированных кадров;

— обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансов;

— свободу получения и распространения информации об инновационных потребностях государства и результатах инновационной деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

— согласование инновационной деятельности с международными нормами и принципами;

— сочетание общегосударственных и региональных интересов, интересов юридических и физических лиц;

— эффективное использование инновационного потенциала для социально-экономического развития республики, повышения качества и уровня жизни населения [2].

Таким образом, в рамках государственной инновационной политики в Приднестровской Молдавской Республики решаются задачи по созданию благоприятных политико-правовых, организационных, экономических (финансовых и производственных), социально-психологических и информационных условий реализации инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

В число основных направлений государственной поддержки инноваций в Приднестровье включены:

1) содействие развитию фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;

2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

3) содействие в рамках правительственных структур (министерств и ведомств) разработке программ, направленных на повышение инновационной активности;

4) формирование государственного заказа, в том числе контрактов на проведение инновационных разработок;

5) применение налоговых, таможенных и иных инструментов государственного регулирования, стимулирующих инновационную активность;

6) посредничество государства в организации эффективного взаимодействия академического, отраслевого, вузовского и производственного секторов науки, стимулировании на государственном уровне кооперации в области инновационных разработок между коммерческими (производственными) структурами и высшими учебными заведениями;

7) создание правовой базы как условия эффективной инновационной деятельности;

8) регулирование международных связей в сфере инноваций.

Традиционно в классификацию организаций, осуществляющих инновационную деятельность входят научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, научно-производственные объединения, самостоятельные конструкторские бюро, конструкторские бюро при предприятиях и конструкторские отделы предприятий, научно-исследовательские и проектно-технологические институты узкого и широкого профиля, государственные проектные институты, основы деятельности которых закладывались в советскую эпоху и на достаточно высоком уровне справлялись в задачами инновационного развития.

Однако изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей, необходимость повышения конкурентоспособности приднестровской предприятий в условиях экономической ограниченности и политической непризнанности государства требуют поиска новых организационных форм инновационной деятельности. Анализ инновационной системы, складывающейся в ПМР, позволяет классифицировать их на две группы:

— к первой отнесем организации, показавшие свою эффективность, и требующие дальнейшего совершенствования своей деятельности. Это — научно-производственные объединения и межотраслевые научно-технические комплексы, инженерные центры и временные творческие коллективы;

— ко второй — принципиально новые организационные формы, возникшие на фоне рыночных отношений. Это — научно-технологические парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы, большинство из которых в настоящее время находятся в стадии становления или экономического эксперимента.

В этом плане необходимо обратить внимание на роль в сфере инноваций малого бизнеса, в том числе венчурных (рисковых) фирм, степень участия которых в инновационном процессе в последние годы значительно возросла. Такая тенденция обусловлена, реальными возможностями в оснащении небольших организаций адекватной их размерам современным оборудованием (включая микро-ЭВМ, микрокомпьютеры, 3D-принтеры), позволяющим вести научные разработки; новыми формами финансирования (рискового капитала); а также трудностями технологической перестройки крупного производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.

Преимущества малых инновационных предприятий заключаются в их более быстрой адаптации к требованиям рынка, гибкости управления и внутренних коммуникаций, оперативности принятия управленческих решений, относительно низкая потребность в первоначальном капитале и более высокие возможности для внесения в ответ на требования рынка изменений в технологии производственного процесса. Инновационные возможности оцениваются в Приднестровье с позиций научного обоснования: в 2017 г. в рамках республиканской межведомственной научно-практической конференции «Развитие специализированного инженерно-технического образования в современном классическом университете» был организован круглый стол «Перспективы организации малых инновационных предприятий», участники которого отмечали, что участие предприятий малого и среднего бизнеса в инновационном процессе стало более заметным, в настоящее время именно на базе создается значительная часть инновационных продуктов, и от того, насколько эффективно они используют свои инновационные ресурсы, как внедряют современную технику и прогрессивные технологии, зависит не только их экономическое благополучие и конкурентоспособность, но и в целом объем национального богатства ПМР и эффективность государственной инновационной политики, проводимой ею.

Успешность инновационной деятельности небольшого предприятия не является утопией: оно способно 1) конкурировать с крупными производствами, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) находят собственную рыночную нишу, не конкурируя с крупными производствами, 3) разрабатывать и в короткие сроки выпускать на рынок потребительские товары, связанные с индивидуальным спросом, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Малыми инновационными предприятиями представлены легкая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, а также агропромышленный комплекс ПМР.

В Приднестровье в перечень видов производства, в отношении которых осуществляется государственная поддержка инновационных видов деятельности, внесено производство сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, что позволяет признавать в качестве субъектов инновационной деятельности фермерские хозяйства, осуществляющие разведение новых пород сельскохозяйственных животных и выращивание новых сортов сельскохозяйственных культур; небольшие цехи по производству молочной продукции, сыров, колбас, хлебобулочных изделий, востребованных для диетического и лечебного питания. Примером успешной инновационной деятельности в агропромышленном комплексе ПМР можно назвать торговую марку «Благода» (с. Парканы), прошедшую путь от сельского цеха (в 2003 г.) до многопрофильного холдинга «Фиальт-Агро» (в 2022 г.) [3].

Однако совокупность всех успехов в формировании в Приднестровье инновационной среды не более чем своеобразная «проба пера», экспериментальные попытки реализовать на практике основные направления государственной инновационной политики (причем хорошо структурированной в правовом и организационном плане), так как существует огромное количество объективных факторов, сдерживающих инновационную активность и инвестирование в сферу инноваций, главными среди которых являются социально-политическая нестабильность; ценовая инфляция, а значит, и низкая покупательная способность населения; отток населения и национального капитала за границу; отсутствие развитой инновационной инфраструктуры в лице страховых, трастовых, инвестиционных компаний; невозможность свободного перемещения капитала, товаров и рабочей силы (например, без проблем таможенного урегулирования) в связи с кризисной политико-экономической ситуацией в Молдове и Украине и их недружественным отношением к ПМР.

Литература:

  1. Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А. М. Мухамедьяров. — Текст: непосредственный. — Москва: Инфра-М, 2010. — 176 с.
  2. О государственной поддержке инновационных видов деятельности: закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 июня 2005 г. № 579-З-III (редакция по состоянию на 08 апреля 2013 г.) // Юридическая литература. — URL: https://www.ulpmr.ru/ul/show/8hogGqiPOlIpqOSefxrKjrZDHQ5dwatl8GzY (дата обращения 18.09.2022). — Текст: электронный.
  3. О нас // Сайт «Благода» Агропромышленного холдинга «Фиальт-Агро». — URL: http://blagoda.md/о нас/ (дата обращения 12.11.2022). — Текст: электронный.
  4. Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019–2026 годы: утверждена указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 г. № 460 (редакция по состоянию на 21 мая 2020 г.) // Юридическая литература. — URL: https://ulpmr.ru/ul/show/ZNBCL8gaJ6Jt19miyIKjxnMmF6JkwfYWoH58= (дата обращения 18.09.2022). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная инновационная политика, Приднестровская Молдавская Республика, инновационная активность, инновационная инфраструктура, инновационная политика, инновационное развитие, интеллектуальная собственность, Приднестровье, государственная поддержка.


Ключевые слова

инновационная инфраструктура, государственная инновационная политика, стратегия государственной инновационной политики, Приднестровская Молдавская Республика (Приднестровье)

Похожие статьи

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия формирования инновационной экономики в России. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования сферы генерации инноваций и знаний, на основе системного подхода.

Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия

Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Региональные инновации, путь развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

В данной статье оценивается инновационная восприимчивость хозяйственных агентов АПК Чеченской Республики, показывая, что они имеют возможность в той или иной мере приобретать и внедрять инновационные продукты и технологии.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Усиление влияния инвестиций на инновационное развитие Узбекистана

В статье рассмотрены актуальные вопросы инвестирования инновационных процессов, определены направления влияния государства на инновационную деятельность предприятий, показаны представление о дополнительном влиянии государства на инновационную деятель...

Похожие статьи

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Некоторые вопросы формирования инновационной стратегии развития территорий

В работе рассмотрены актуальные проблемы формирования стратегии развития территорий Республики Узбекистан в условиях реализации новой модели экономики, основанной на знаниях.

Национальная инновационная система как приоритет и фактор конкурентоспособного развития экономики России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия формирования инновационной экономики в России. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования сферы генерации инноваций и знаний, на основе системного подхода.

Исследование направлений формирования стратегии инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия

Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Республики Южная Осетия, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Региональные инновации, путь развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики

В данной статье оценивается инновационная восприимчивость хозяйственных агентов АПК Чеченской Республики, показывая, что они имеют возможность в той или иной мере приобретать и внедрять инновационные продукты и технологии.

Организация инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Узбекистан

В статье рассматриваются вопросы перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития на примере сельского хозяйства. Анализируются формы и методы экономического метода развития инновации в сельском хозяйстве.

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Усиление влияния инвестиций на инновационное развитие Узбекистана

В статье рассмотрены актуальные вопросы инвестирования инновационных процессов, определены направления влияния государства на инновационную деятельность предприятий, показаны представление о дополнительном влиянии государства на инновационную деятель...

Задать вопрос