Роль горожанина в белгородском городском пейзаже: стаффаж или главный герой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 24.03.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Усиченко, Е. Р. Роль горожанина в белгородском городском пейзаже: стаффаж или главный герой / Е. Р. Усиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 201-206. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100989/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается ряд городских пейзажей Белгорода в контексте понимания роли горожан на них. Автор подтверждает гипотезу о стаффажной роли людей в пейзажах, а также рассматривает основные черты таких картин.

Ключевые слова: городской пейзаж, стаффаж, Белгород, образ города.

Взаимодействие человека с миром происходит черед различные образы, которые являются посредниками между человеческим сознанием и реальностью. В свою очередь, образ городского пространства складывается из двух компонентов: непосредственно облика города с его архитектурными и природными особенностями, а также восприятия жителей [1].

В целом, феномен городского пространства по-прежнему остаётся одним из актуальных предметов исследования в различных областях, включая историю, культурологию, искусствоведение и так далее. В зависимости от области исследования зависит и угол, под которым рассматривается городское пространство и его образ.

В исследовательском поле искусствознания тема города стала актуальной ещё во второй половине XIX века и вопросы городского пейзажа по сей день являются объектом современных учёных.

Большинство художников, изображая городское пространство, отражают жителей города стаффажно. Так происходит в силу жанровой предопределённости, поскольку пейзажная живопись подразумевает под собой акцент на самой среде. Именно люди создают антураж картины, добавляя жизни в её сюжет и лишая её безжизненных, порой постапокалиптических нот. Однако не всегда для этой цели художник пишет именно людей: в ход идут животные, машины и многое другое.

Говоря о стаффаже, необходимо понимать, что это небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение [2]. Стаффаж используется для достижения композиционной целостности и выразительности, а также, что связать все элементы воедино.

Возвращаясь к роли горожан на белгородских пейзажах, стоит обратить внимание на картины Владимира Евгеньевича Нестеркова «Зима в Белгороде» (рис. 1) и «Белгородские окраины».

Нестерков В. Е. «Зима в Белгороде»

Рис. 1. Нестерков В. Е. «Зима в Белгороде»

Художник пишет противоположные, в некотором смысле, сюжеты: жизнь центральной части города и его окраин, однако стаффаж объединяет эти полотна и задаёт их настроение. Практически ни один городской пейзаж Нестеркова не обходится без изображения людей, так художник «оживляет» изображаемое место, добавляет ему динамики и отражает настроение того или иного момента. Например, на картине «Зима в Белгороде» художник изображает раннее утро на одной из центральных улиц города. Единичные фигуры людей и машин не создают ощущение опустевшего города, а, наоборот, в сочетании с восходящим солнцем отражают динамику утреннего города. Улицы постепенно наполняются не только тёплым, солнечным светом, но и людьми, спешащими по своим делам.

В противовес ритму центра города картина Нестеркова «Белгородские окраины» (рис. 2). Она, как и прошлая работа, не создаёт ощущение опустевшего места. Небольшие, в контексте данного полотна, фигуры людей показывают зрителю не только жизнь этих мест, но и подчёркивают простор местности. Изображение людей снова не занимают много места в композиции, оставляя главную роль образу города.

Нестерков В. Е. «Белгородские окраины»

Рис. 2. Нестерков В. Е. «Белгородские окраины»

Центральная часть любого города, в том числе Белгорода, практически всегда наполнена жизнью и множеством людей. Евгений Серков в своей акварели «Городское кафе» (рис. 3) изображает фигуры людей слабо проработанными силуэтами. Будничное состояние города подчёркнуто многолюдностью, горожане спешат по своим делам.

Серков Е. И. «Городское кафе»

Рис. 3. Серков Е. И. «Городское кафе»

Словно момент из жизни города и отдельных людей показан на картине Ирины Ива «Мы на выставку ходили» (рис. 4). Пара на первом плане одновременно играет главную роль и является стаффажем в городском пейзаже. Они добавляют особой динамики этому полотну, создавая ощущение проходящих мимо людей. Кажется, что вот-вот они исчезнут из поля зрения, оставляя перед нами только пару людей на скамейке.

Ива И. «Мы на выставку ходили»

Рис. 4. Ива И. «Мы на выставку ходили»

Картина Станислава Дымова «Воспоминания о старой улице» (рис. 5) окутана ностальгической атмосферой. Фигуры людей в будничном настроение равномерно распределены по части холста, но окружающее пространство доминирует над ними. Так, художнику удаётся подчеркнуть, оттенить масштаб города, поглощённого урбанизацией. На полотне немного людей, но этого достаточно, чтобы подчеркнуть жизнь этого места, указать на то, что старый город не пуст, жизнь в нём идёт своим чередом.

Дымов С. Ф. «Воспоминание о старой улице»

Рис. 5. Дымов С. Ф. «Воспоминание о старой улице»

Другой художник — Николай Коркин — также часто пишет город. На картине «Весна в Белгороде» (рис. 6) он прорабатывает изображения людей, хоть они и выполняют роль стаффажа. Художник изображает группу горожан на остановке, ожидающих свой автобус, поодаль виден ребёнок с рюкзаком, а на другой стороне дороги — человек, спокойно идущий по своим делам.

Коркин Н. И. «Весна в Белгороде»

Рис. 6. Коркин Н. И. «Весна в Белгороде»

Стоит отметить, что городским пейзажам Коркина свойственно изображение людей не только как стаффажа, но и акцента, за который невольно цепляется взгляд. Так происходит, например, в картине «Город Белгород. Улица Попова», где главными героями являются мама с сыном.

Большой цикл работ о городе принадлежит Геннадию Андреевичу Кудрявцеву. Его город часто становится фоном для разворачивания человеческих судеб, хотя, одновременно с этим, представляет собой серьёзные городские пейзажи. Картина «Городской мотив» (рис. 7) пропитана радостью повседневной жизни. Стаффажные фигуры здесь более проработанные, художник трудился над ним так же тщательно, как и над изображением самого города. Зрителю представлены совершенно разные действия горожан: кто-то идёт в магазин за свежими фруктами и овощами, кто-то встретил давнюю знакомую и обменивается новостями, мужчины в центральной части полотна заняты на, так называемом Белгородском Арбате, а фигуры справа сосредоточены возле киоска со свежей прессой. Жизнь в городе идёт своим чередом, а атмосфера в нём праздничная и уютная.

Кудрявцев Г. А. «Городской мотив»

Рис. 7. Кудрявцев Г. А. «Городской мотив»

Таким образом, мы можем говорить о том, что, изображая городские пейзажи Белгорода, художники часто обращаются к стаффажному изображению людей. Как правило, авторы используют многолюдность как один из основных маркеров городской жизни. Кроме того, такие картины наполнены деталями, которые характеризуют жизнь того или иного места. При таком методе работы городское пространство не только остаётся главным героем картины, но позволяет раскрыть его место в жизни горожан. То есть, изображение архитектурных объектов удачно дополняется и раскрывается с помощью стаффажных объектов в образе горожан.

Литература:

  1. Горелова, Ю. Р. Пейзаж со стаффажем: субъект в городском пейзаже / Ю. Р. Горелова. — Текст: непосредственный // Инновационное развитие науки и образования. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. — С. 177–179.
  2. Сеничкина, Е. В. Методика выполнения городского пейзажа / Е. В. Сеничкина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования в России. — Краснодар: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. — С. 46–52.
Основные термины (генерируются автоматически): Белгород, городское пространство, изображение людей, городской пейзаж, жизнь, фигура людей, художник, главная роль, городской пейзаж Белгорода, старая улица.


Ключевые слова

Белгород, городской пейзаж, стаффаж, образ города

Похожие статьи

К вопросу о синтезе старого и нового в изображении Белгорода

В статье автор обращается к теме изображения старого и нового Белгорода в живописном и графическом исполнении, а также рассматривает тему с точки зрения интерпретации городского пространства с точки зрения взаимодействия прошлого и современного облик...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина

Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам мест...

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Формы жизнедеятельности и взаимодействия как компоненты городского образа жизни

В статье проводится сравнительный анализ образа жизни в различных видах населенных пунктов, за основу которого будут взяты социальные практики населения.

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Похожие статьи

К вопросу о синтезе старого и нового в изображении Белгорода

В статье автор обращается к теме изображения старого и нового Белгорода в живописном и графическом исполнении, а также рассматривает тему с точки зрения интерпретации городского пространства с точки зрения взаимодействия прошлого и современного облик...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века в г. Арзамасе на примере городских усадеб купца М. Д. Шкарина, Ф. И. Ханыкова, дворянина С. В. Панютина

Город Арзамас в Нижегородской области — настоящий образец провинциального города с уникальной гражданской застройкой первой половины XIX столетия. Разнообразие архитектурных форм обусловлено поиском провинциальных мастеров дабы ответить запросам мест...

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Формы жизнедеятельности и взаимодействия как компоненты городского образа жизни

В статье проводится сравнительный анализ образа жизни в различных видах населенных пунктов, за основу которого будут взяты социальные практики населения.

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Задать вопрос