Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях шахматного кружка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 23.03.2023

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Тренихина, К. Ю. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях шахматного кружка / К. Ю. Тренихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 181-187. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100990/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная студенческая научная статья посвящена изучению влияния занятий шахматного кружка, выстроенных с последовательным развитием операций анализа, сравнения, абстракции, классификации, синтеза, обобщения и включающих в себя игровой, речевой, театрализованный, трудовой виды деятельности, на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Сегодня, во времена цифровой эпохи, во времена процветания видеоигр и телевидения, которые отнимают так много времени, навязывают готовые образы, мысли и идеи, зачастую — абсолютно бесполезные или даже вредные, которые лишают детей возможности мыслить самостоятельно, мыслить разнопланово, мыслить логически, дети как никогда, нуждаются в новых для них способах более полезно и продуктивно расходовать свои временные ресурсы.

В целях подтверждения данной теории и актуальности исследовательского направления был произведён анализ таких номенклатурных документов, как Конвенция о правах ребёнка, Проф.стандарт, ФГОС ДО, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 N 2506-р (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации», и др. Все перечисленные документы указывают на то, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, чётко прописана необходимость реализации современных форм и методов воспитательной работы, с их использованием как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

В такой ситуации посильную помощь может оказать шахматный кружок. Несмотря на то, что шахматы являются игрой с однозначными и строгими правилами, она, всё же, предполагает бесчисленное множество вариантов развития. У детей развивается логическое мышление.

Однако большинство известных педагогов, изучающих тему логического мышления у детей дошкольного возраста (А. В. Белошистая, Ж. Пиаже и др.) — теоретики, и для практической реализации работы по развитию логического мышления, педагоги сталкиваются с такой проблемой, как нехватка готовой системы обучения в указанной области. Значит, нужно больше практических исследований по теме логического мышления ребёнка, больше готовых методик его развития [6]. Ведь как упомянул в своей статье Пахомов Р. Е. «Следует отметить, что при всей уже доказанной эффективности и положительном влиянии на умственное воспитание дошкольника шахматной игры, единой методики обучения игре в шахматы не определено не в России не за рубежом» [7].

Таким образом, существуют очевидные противоречия между необходимостью развивать логическое мышление и недостаточным использованием потенциала игры в шахматы при занятиях в ДОУ, обусловленным дефицитом существующих методик обучения игре в шахматы для детей дошкольного возраста.

Основная часть

«Логическое мышление — вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики» [8, с. 62]. «Логическое мышление — тип мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, который начинает активно развиваться в возрасте 5–7 лет» [1, с. 232].

Если рассмотреть структуру логического мышления с точки зрения его определения Платонова, получается, что оно состоит из трёх компонентов: понятие, суждение, умозаключение.

С точки зрения Бутенко Н. В., словесно-логическое мышление состоит из таких мыслительных действий, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация [1, с.224–233].

Итак, логическое мышление состоит из таких компонентов, как понятие, суждение и умозаключение, которые в свою очередь включают в себя способность выполнять основные логические операции — анализ, сравнение, абстракция, классификация, синтез, обобщение, что становится возможным благодаря не только биологически обусловленным факторам, но и умственной активности и расширению кругозора человека.

Вся современная наука сходится на признании факта, что основы логических структур зарождаются именно в дошкольном возрасте. Разногласия, в основном, касаются лишь естественности происхождения процесса структуризации логического мышления. Такие известные педагогической литературе личности, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори, помимо того, и большинство исследователей сходится во мнении, что максимально высокий уровень логического мышления в дошкольном возрасте можно развить именно благодаря системному подходу и особым фронтальным методикам, соответствующим возрасту детей [9].

В результате изучения научных текстов и обучающих игре в шахматы методик отечественных и зарубежных авторов удалось составить общую картину по теории шахматной игры и выделить несколько основных компонентов, из которых, собственно, состоит игра в шахматы и представить полученные результаты с помощью теоретической модели исследования.

Диагностика развития операций логического мышления реализовывалась в период с 16.01.2023 по 27.01.2023 с воспитанниками старших дошкольных групп, по 10 детей в каждом детском саду, 5 из которых — девочки и 5 — мальчики в двух различных дошкольных образовательных учреждениях, имеющих отличные друг от друга основные образовательные программы, а именно: Свердловская область, город Реж, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Ёлочка» и Свердловская область, город Реж, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 33 «Золотой петушок».

Методика «Исключение четвертого лишнего» [2]

(Уровень развития анализа, методика «Исключение четвертого лишнего», n=20 (10/10), январь 2023г., %)

Методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене [4]

(Уровень развития синтеза, классификации, сравнения, обобщения, методика изучения словесно — логического мышления Э. Ф. Замбацявичене, n=20 (10/10), январь 2023г., %)

Исследование мышления детей Л. А. Ясюковой [Ясюкова]

(Уровень развития абстракции, исследование мышления детей Л. А. Ясюковой, n=20 (10/10), январь 2023г., %)

Итак, по итогам анализа результатов, полученных с помощью трёх различных методик диагностики, можно сделать вывод, что статистически значимых различий в уровне развития логического мышления между воспитанниками двух выбранных ДОУ выявлено не было ни по одной методике. При этом высокий уровень развития операций логического мышления практически полностью отсутствует в обоих учреждениях. Доминирует, скорее, низкий уровень.

Описание организации и реализации модели формирующего эксперимента

Последовательность занятий по шахматам исходя из анализа результатов диагностики будет наиболее логичной, если будет соответствовать теоретической модели исследовательской работы. Так же, для максимально продуктивного и показательного ведения кружка по шахматам было принято решение обратить внимание на рекомендации Пахомова Р. Е., согласно которым обучение игре в шахматы должно проходить через самые разнообразные виды деятельности. Их включение в программу шахматного кружка является крайне важным несмотря на то, что не все они могут напрямую влиять непосредственно на развитие логических операций, зато могут самым прямым образом влиять на качество усвоения знаний. Как писал Дейв Берджес, учитель должен быть «пиратом», должен уметь рисковать, принимать неординарные решения, применять нетипичные «крючки» в процессе обучения.

Итак, программа шахматного кружка «Волшебный мир шахмат» была реализована в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 30 «Ёлочка»» с воспитанниками подготовительной группы. По мере того, как дети всё больше интересовались шахматами и усваивали предложенную программу «Волшебный мир шахмат», всё больше развивалось и их логическое мышление. Этот прогресс становился заметным не только в рамках шахматного кружка, но и в обычной повседневной жизни. Воспитанники, посещающий кружок, стали применять логические операции повсеместно. Например, сравнивать между собой различные игрушки, обсуждая их основные характеристики, то есть использовать операции абстракции и сравнения.

Анализ результатов формирующего эксперимента

По итогам реализации всех запланированных занятий шахматного кружка в экспериментальной группе ДС «Ёлочка» с воспитанниками выбранных ДОУ проводилась повторная диагностика уровня развития логического мышления с целью подтверждения/опровержения эффективности такого кружка. Диагностика реализовывалась в период с 06.03.2023 по 17.03.2023 с теми же воспитанниками старших дошкольных групп, по 10 детей в каждом детском саду.

Методика «Исключение четвертого лишнего» [2]

(Уровень развития анализа, методика «Исключение четвертого лишнего», n=20 (10/10), март 2023г., %)

Методика изучения словесно-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене [4]

(Уровень развития синтеза, классификации, сравнения, обобщения, методика изучения словесно — логического мышления Э. Ф. Замбацявичене, n=20 (10/10), март 2023г., %)

Исследование мышления детей Л. А. Ясюковой [Ясюкова]

(Уровень развития абстракции, исследование мышления детей Л. А. Ясюковой, n=20 (10/10), март 2023г., %)

Итак, по результатам анализа полученных данных по всем трем методикам диагностики уровня развития логического мышления у старших дошкольников воспитанники экспериментальной группы показали результаты значительно более высокие, чем прежде, что подтверждено полученными эмпирическими значениями U-критерия Манна-Уитни, согласно которым различия в показателях диагностики между контрольной и экспериментальной группами на этот раз являются статистически значимыми либо (как минимум) находятся в зоне неопределенности.

Воспитанники контрольной группы справлялись с поставленными задачами ровно так же, как и в предыдущий раз. Ответы, которые иногда отличались от полученных в ходе прошлой диагностики, не всегда от этого становились верными, а иногда и наоборот — дети, которые в прошлый раз отвечали верно на тот или иной вопрос в этот раз в нём же совершали ошибку. Воспитанники экспериментальной группы, в свою очередь, после проведения всех занятий шахматного кружка, стали выполнять задания по всем методикам заметно более вдумчиво, начали больше рассуждать логически вслух, и как следствие — получать больше правильных ответов.

Выводы

Подобранные методики диагностики оказались крайне удобными и показательными. Полностью самостоятельно запланированные в рамках текущей работы занятия с полностью самостоятельно составленными конспектами, начиная от самих задумок с оформлением, музыкальным сопровождением и появляющимися персонажами, заканчивая уникальными, сочинёнными персонально для кружка «Волшебный мир шахмат» стихотворениями, загадками и физ. минутками, безусловно, дали запланированный результат. Занятия шахматного кружка, направленные на последовательное развитие операций логического мышления, и реализующиеся с использованием таких видов деятельности, как игровая, речевая, театрализованная, трудовая, способствуют развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бутенко Н. В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-formirovaniya-myshleniya-v-protsesse-detskogo-razvitiya (дата обращения 14.07.2021)
  2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009 URL: http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/08/ %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BB_11.pdf (дата обращения 04.01.2022)
  3. Белошистая А. Развитие логического мышления у дошкольников. — Litres, 2018. URL: https://www.google.com/books?hl=ru&lr=&id=OdcODQAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA4&dq= %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8+ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE+ %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE+ %D0 %BC %D1 %8B %D1 %88 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F&ots=Wl76plbbVm&sig=ytoqmQ13MaT9hjhXjUhqzq5gVBs (дата обращения 16.12.2021)
  4. Битянова М. Р., Азарова Ж. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. URL: http://schoolkyda.irk.city/p/psiholog11 (дата обращения 01.01.2022)
  5. Исследование мышления. Диагностический комплекс «Иматон». Л. А. Ясюкова. Мышление детей. URL: https://resurs-yar.ru/files/3_1.pdf (дата обращения 05.01.2022)
  6. Марфутенко, Т. А. Развитие предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста / Т. А. Марфутенко, А. М. Кубалова // Интеграция наук. — 2018. — № 7(22). — С. 185–188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36693378 (дата обращения 09.01.2022)
  7. Пахомов, Р. Е. Шахматы для дошкольников / Р. Е. Пахомов // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2017. — № Т25. — С. 361–364. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28889204 (дата обращения 14.07.2021)
  8. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е издание. М.: Высшая Школа. — 1984. — 174 с. URL: http://www.padaread.com/?book=49782&pg=1 (дата обращения 22.01.2022)
  9. Федотова, М. Н. Развитие логических приёмов мышления у детей старшего дошкольного возраста / М. Н. Федотова // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 30 января 2019 года / Научный центр «Диспут». — Вологда: ООО «Маркер», 2019. — С. 158–159. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36974465_56293313.pdf (дата обращения 26.12.2021)
  10. Dave Burgess Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными / Д. Берджес — «АльпинаДиджитал», 2012 URL: https://www.litres.ru/deyv-berdzhes/obuchenie-kak-prikluchenie-kak-sdelat-uroki-interesnymi-i-uv/chitat-onlayn/
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, шахматный кружок, детский сад, дошкольный возраст, мышление детей, ребенок, экспериментальная группа, методика изучения, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение, словесно-логическое мышление.


Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии

В результате экспериментального исследования, выполненного путем проведения обучения в двух группах занимающихся аэробикой среднего и старшего школьного возраста по разработанному автором циклу занятий «Мое движение», с предшествующим и последующим м...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи

В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений

Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Автор анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к легкоатлетич...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие творческих способностей детей художественными средствами современной хореографии

В результате экспериментального исследования, выполненного путем проведения обучения в двух группах занимающихся аэробикой среднего и старшего школьного возраста по разработанному автором циклу занятий «Мое движение», с предшествующим и последующим м...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи

В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлено обобщение практического опыта педагогов-психологов дошкольного образовательного учреждения. Материал посвящен организации развивающей и психокоррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях полифу...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Задать вопрос