Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Белова, Е. С. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка / Е. С. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100999/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор рассматривает процесс воспитания гражданственности и патриотизма в современных школьниках в процессе изучение иностранного языка.

Ключевые слова: учащийся, истинный патриотизм, народная культура, правильное отношение, родной язык, старшее поколение.

Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина обладает эффективными возможностями приобщения учащихся к мировой культуре и тем самым способствует лучшему осознанию своей собственной культуры.

Доктор педагогических наук И. Л. Бим

Патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к подвигам ради неё [3]. Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, в большей мере в социально-духовном и нравственном отношении. Истинный патриотизм подразумевает формирование и продолжительное развитие целого комплекса положительных, по-настоящему проявляемых качеств личности. Основой этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный составляющие.

В последние годы ввиду экономических и политических изменений произошло значительное социально-экономическое расслоение общества, стало более заметно снижение уровня духовной культуры населения. Стала наблюдаться постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что в результате привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Мало внимания и уважения уделялось народной культуре, забывались обычаи и традиции, на которых и должны создаваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом любви к Родине [4]. В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и является важным внутренним ресурсом развития общества.

Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно здесь закладываются не только знания, но и формируются моральные качества. Согласно одному известному русскому публицисту и историку Михаилу Меньшикову, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота — значит развить такие качества личности, как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Задача учителя — найти такие формы работы с учениками, которые позволили бы им самим приобщиться к истории и культуре своей родины.

Предмет «Иностранный язык» занимает особое место среди множества учебных дисциплин. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения, обучающиеся приобретают навыки и умение пользоваться чужим языком как средством общения, получения новой полезной и интересной информации, что дает преподавателям огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Коммуникативная направленность предмета «Иностранный язык» предполагает не только изучение языка другого народа, но и понимание, и сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка [1, с.26; 2, с.51]. Изучение иноязычной культуры возможно только на сформированной национально-культурной базе родного языка. И все знания, приобретенные на уроках иностранного языка, используются на основе тех, которые были получены в процессе овладения родной культурой.

Так, например, в учебнике “Rainbow English” в каждом модуле есть заметка с познавательными фактами Do you know that…, содержащая историческую или культурологическую информацию не только об англоязычных странах, но и нашей стране. Используя подобные материалы, учащиеся принимают участие в уроках-дискуссиях, уроках-проектах, уроках-играх, во время которых достигаются и предметные, и воспитательные задачи путем воздействия на эмоциональную сферу обучающихся. Суворовцы готовят индивидуальные мини-проекты, рассказывая интересные факты, связанные с изучаемой темой. Также учащиеся разыгрывают интервью, в которых также используют познавательную информацию.

Рассмотрим учебник 6 класса. Первая учебная ситуация посвящена двум столицам нашей страны. Здесь мы находим интересный материал об истории Москвы и Санкт-Петербурга, их географических и климатических особенностях, различных достопримечательностях. Безусловно, можно просто выполнить с обучающимися ряд упражнений, которые даны в учебнике. Но мы предлагаем учащимся собрать материал о других не малоизвестных городах, своих родных городах и провести фестиваль проектов или фестиваль презентаций, в процессе подготовки к которому учащиеся не только улучшат свои языковые навыки и речевые умения, но и, несомненно, узнают что-то новое и интересное. Благодаря проектной методике учащиеся не только закрепляют лексико-грамматический материал, но и также расширяют его в рамках данной тематики. Выполняя такие виды работ, обучающиеся с удивлением, обнаруживают, как много интересного было им неизвестно о других городах своей страны.

В следующем разделе речь уже пойдет о Великобритании, ее географии, политическом устройстве, символах и культурологических аспектах. Работая над этим материалом, суворовцы сравнивают столицы двух государств, формы правления в нашей стране и Соединенном Королевстве, вспоминают символы нашей Родины. В данном разделе особо применим метод наглядности, благодаря которому учащиеся имеют более полное представление об устройстве двух государств. На уроках учащиеся используют демонстрационные иллюстративные картинки в качестве наглядной основы при построении монологических высказываний.

Третья учебная ситуация затрагивает тему праздников англоговорящих стран. Учащиеся не только знакомятся с некоторыми праздниками и традициями зарубежных стран, но и проводят параллель с русскими, а также делятся традициями в своей семье, которые помогают сохранить семейные ценности и стать ближе друг к другу. Безусловно, суворовцы не забывают о самом главном празднике Дне Победы, который широко празднуют в нашей стране. Учащиеся активно принимают участие в конкурсе чтецов, используя произведения о войне как на английском, так и на русском языке. Прослушивание военных песен на английском языке также не оставляет учащихся равнодушными и, возможно, трогает за живое, заставляя гордиться культурным наследием своей страны. Также с суворовцами проводим уроки-просмотры и обсуждения видеофрагментов о героических подвигах простых людей во время войны.

Конечно же есть еще темы, работая над которыми, мы ежедневно помогаем учащимся увидеть красоту природы родного края, оценить богатство нашей культуры, прикоснуться к подвигу предков. Самое главное — быть искренним со своими учащимися. Большинство современных подростков и молодых людей довольно прагматичны. К большому сожалению, у современной молодежи привязанность к месту, где родился, совсем не такая глубокая, как у представителей старшего поколения. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране, искажения истории нашей Родины, молодые люди начинают верить, что ничем не обязаны своей стране. Все это является следствием потери уважения к народной культуре, стирания из памяти обычаев и традиций, которые и формируют нравственные ценности, необходимые для развития у подрастающего поколения правильного отношения к истории собственного народа и любви к Отечеству. И коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение самого языка как средства общения, но и глубокое понимание, сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка с родным языком, что способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

Литература:

  1. Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.
  2. Барменкова О. И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50–53.
  3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
  4. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, иностранный язык, истинный патриотизм, народная культура, правильное отношение, родной язык, старшее поколение, быт страны, сравнение традиций, учебная ситуация.


Ключевые слова

учащийся, народная культура, родной язык, старшее поколение, истинный патриотизм, правильное отношение

Похожие статьи

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе

В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Патриотическое воспитание на уроках английского языка

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания. Автор раскрывает приемы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Похожие статьи

О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы

В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...

Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте

Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...

Патриотическое воспитание дошкольников

В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе

В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников

В статье раскрыт педагогический подход к формированию представлений о малой Родине, рассмотрены этапы, методы и средства формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Патриотическое воспитание на уроках английского языка

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания. Автор раскрывает приемы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка.

Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности

В статье поднимаются вопросы гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности. Приводятся формы организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в пат...

Задать вопрос