В статье автор рассматривает процесс воспитания гражданственности и патриотизма в современных школьниках в процессе изучение иностранного языка.
Ключевые слова: учащийся, истинный патриотизм, народная культура, правильное отношение, родной язык, старшее поколение.
Иностранный язык как межпредметная учебная дисциплина обладает эффективными возможностями приобщения учащихся к мировой культуре и тем самым способствует лучшему осознанию своей собственной культуры.
Доктор педагогических наук И. Л. Бим
Патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к подвигам ради неё [3]. Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, в большей мере в социально-духовном и нравственном отношении. Истинный патриотизм подразумевает формирование и продолжительное развитие целого комплекса положительных, по-настоящему проявляемых качеств личности. Основой этого развития являются духовно-нравственный и историко-культурный составляющие.
В последние годы ввиду экономических и политических изменений произошло значительное социально-экономическое расслоение общества, стало более заметно снижение уровня духовной культуры населения. Стала наблюдаться постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что в результате привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Мало внимания и уважения уделялось народной культуре, забывались обычаи и традиции, на которых и должны создаваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом любви к Родине [4]. В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и является важным внутренним ресурсом развития общества.
Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно здесь закладываются не только знания, но и формируются моральные качества. Согласно одному известному русскому публицисту и историку Михаилу Меньшикову, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота — значит развить такие качества личности, как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Задача учителя — найти такие формы работы с учениками, которые позволили бы им самим приобщиться к истории и культуре своей родины.
Предмет «Иностранный язык» занимает особое место среди множества учебных дисциплин. Его своеобразие заключается в том, что в ходе изучения, обучающиеся приобретают навыки и умение пользоваться чужим языком как средством общения, получения новой полезной и интересной информации, что дает преподавателям огромные возможности по формированию гражданско-патриотической позиции обучающихся. Коммуникативная направленность предмета «Иностранный язык» предполагает не только изучение языка другого народа, но и понимание, и сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка [1, с.26; 2, с.51]. Изучение иноязычной культуры возможно только на сформированной национально-культурной базе родного языка. И все знания, приобретенные на уроках иностранного языка, используются на основе тех, которые были получены в процессе овладения родной культурой.
Так, например, в учебнике “Rainbow English” в каждом модуле есть заметка с познавательными фактами Do you know that…, содержащая историческую или культурологическую информацию не только об англоязычных странах, но и нашей стране. Используя подобные материалы, учащиеся принимают участие в уроках-дискуссиях, уроках-проектах, уроках-играх, во время которых достигаются и предметные, и воспитательные задачи путем воздействия на эмоциональную сферу обучающихся. Суворовцы готовят индивидуальные мини-проекты, рассказывая интересные факты, связанные с изучаемой темой. Также учащиеся разыгрывают интервью, в которых также используют познавательную информацию.
Рассмотрим учебник 6 класса. Первая учебная ситуация посвящена двум столицам нашей страны. Здесь мы находим интересный материал об истории Москвы и Санкт-Петербурга, их географических и климатических особенностях, различных достопримечательностях. Безусловно, можно просто выполнить с обучающимися ряд упражнений, которые даны в учебнике. Но мы предлагаем учащимся собрать материал о других не малоизвестных городах, своих родных городах и провести фестиваль проектов или фестиваль презентаций, в процессе подготовки к которому учащиеся не только улучшат свои языковые навыки и речевые умения, но и, несомненно, узнают что-то новое и интересное. Благодаря проектной методике учащиеся не только закрепляют лексико-грамматический материал, но и также расширяют его в рамках данной тематики. Выполняя такие виды работ, обучающиеся с удивлением, обнаруживают, как много интересного было им неизвестно о других городах своей страны.
В следующем разделе речь уже пойдет о Великобритании, ее географии, политическом устройстве, символах и культурологических аспектах. Работая над этим материалом, суворовцы сравнивают столицы двух государств, формы правления в нашей стране и Соединенном Королевстве, вспоминают символы нашей Родины. В данном разделе особо применим метод наглядности, благодаря которому учащиеся имеют более полное представление об устройстве двух государств. На уроках учащиеся используют демонстрационные иллюстративные картинки в качестве наглядной основы при построении монологических высказываний.
Третья учебная ситуация затрагивает тему праздников англоговорящих стран. Учащиеся не только знакомятся с некоторыми праздниками и традициями зарубежных стран, но и проводят параллель с русскими, а также делятся традициями в своей семье, которые помогают сохранить семейные ценности и стать ближе друг к другу. Безусловно, суворовцы не забывают о самом главном празднике Дне Победы, который широко празднуют в нашей стране. Учащиеся активно принимают участие в конкурсе чтецов, используя произведения о войне как на английском, так и на русском языке. Прослушивание военных песен на английском языке также не оставляет учащихся равнодушными и, возможно, трогает за живое, заставляя гордиться культурным наследием своей страны. Также с суворовцами проводим уроки-просмотры и обсуждения видеофрагментов о героических подвигах простых людей во время войны.
Конечно же есть еще темы, работая над которыми, мы ежедневно помогаем учащимся увидеть красоту природы родного края, оценить богатство нашей культуры, прикоснуться к подвигу предков. Самое главное — быть искренним со своими учащимися. Большинство современных подростков и молодых людей довольно прагматичны. К большому сожалению, у современной молодежи привязанность к месту, где родился, совсем не такая глубокая, как у представителей старшего поколения. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране, искажения истории нашей Родины, молодые люди начинают верить, что ничем не обязаны своей стране. Все это является следствием потери уважения к народной культуре, стирания из памяти обычаев и традиций, которые и формируют нравственные ценности, необходимые для развития у подрастающего поколения правильного отношения к истории собственного народа и любви к Отечеству. И коммуникативная направленность дисциплины «Английский язык» предполагает не только изучение самого языка как средства общения, но и глубокое понимание, сравнение традиций, обычаев и быта страны изучаемого языка с родным языком, что способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
Литература:
- Ардашева Л. В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.
- Барменкова О. И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50–53.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.