Настоящая статья обращает внимание на воспроизведение преступности посредством вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно на использование информационных технологий для такого вовлечения. Авторы раскрывают опасность данного социального механизма и производят классификацию форм его проявления.
Ключевые слова: информационные технологии, профилактика, несовершеннолетние, преступность, классификация, вовлечение.
В XXI веке фиксируется постепенное снижение уровня преступности в РФ, чему находятся различные объяснения [1, С. 276]. Тем не менее, даже при сравнении с другими странами становится очевидно, что преступность в России далека от желаемого минимума. Более того согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ число всех зарегистрированных преступлений с 2017 по 2022 годы варьируется от 19 до 20 миллионов периодически возрастая и снижаясь в обозначенных пределах, то есть можно говорить об отсутствии позитивной динамики в борьбе с преступностью за последние 5 лет [2]. Тут следует подчеркнуть, что речь лишь о количественном показателе, а не о качественном, что не умаляет тревожность сделанного вывода.
Такое неутешительное положение дел требует конкретизации мер по борьбе с преступностью, которая представляет собой социальной явление, способное к самовоспроизведению через информационное воздействие на внушаемых членов общества, к которым прежде всего относятся несовершеннолетние.
Диффузия преступности от одного поколения к другому — это один из наиболее опасных способов её распространения, потому что совершеннолетнее лицо совершившее преступление в силу тяжёлых жизненных обстоятельств имеет куда больше шансов на исправление, чем человек, который с ранних лет привык нарушать закон под давлением взрослых.
В актуальных условиях повсеместной цифровизации не только производственных процессов, но и повседневной жизни одним из наиболее эффективных средств вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность становятся информационные технологии, на раскрытие роли которых в данном процессе и направлена настоящая статья.
Прежде всего следует отметить, что для целей настоящей статьи под информационными технологиями понимаются как сами средства связи (компьютеры, планшеты, смартфоны), сетевая инфраструктура (сервера, сотовые вышки, спутниковые группировки), так и программное обеспечение (код сайтов, конкретные социальные сети и т. д.). Значимой особенностью информационных технологий в изучаемом вопросе является то, что они служат не только и не столько инструментом воздействия на несовершеннолетних, сколько в системном взаимодействии тысяч и миллионов людей формируют среду, в которой опосредуют негативное влияние на несовершеннолетних.
Такое влияние может принимать различные формы, которые имеет смысл подразделить на общественно опасные и общественно вредные. К общественно вредным формам следует отнести те, которые не вовлекают несовершеннолетних в преступную деятельность напрямую, но формируют негативный пример, способствующий дальнейшей маргинализации реципиента. Речь идёт о порнографических материалах, о письменных и видео блогах выражающих общественно вредные позиции, об информации, которая облегчает потенциальное совершение преступлений.
К общественно опасным формам влияния на несовершеннолетних через информационные технологии следует отнести информацию прямо направленную на вовлечение лица в преступную деятельность. Наиболее яркими проявлениями такого воздействия могут служить группы распространяющие экстремистские материалы в социальных сетях, вербовщики преступных организаций, действующие в сети интернет, рекламные сообщения, предлагающие лёгкий заработок мошенническими средствами, за распространение наркотиков или за совершение иных противоправных действий.
Представляется уместной классификация на основании направленности воздействия. В этой связи можно выделить с одной стороны воздействие по вовлечению в преступную деятельность неопределённого круга лиц, например, путём размещения ссылок на сайты с запрещённой информацией в комментариях под популярными постами, а с другой стороны целевое воздействие на конкретного человека. В последнем случае злоумышленник проводит анализ доступной информации, на основании чего подбирает себе потенциальную жертву и уже в рамках личной переписке склоняет её к участию в преступной деятельности.
Не менее важным видится подразделение формы воздействия на цифровую и аналоговую. В первом случае распространение вовлекающей информации происходит только в интернете, тогда как во втором случае соответствующие адреса, QR-коды, ссылки, ведущие на сайты с деструктивным содержанием, транслируются в физическом мире, прежде всего в виде надписей на стенах.
В рамках настоящей работы нельзя не сказать о негативном эффекте нормализации противоправного поведения в сети, которое прежде всего выражается в нарушении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Просмотр «пиратских» копий фильмов, использование взломанного программного обеспечения настолько нормализованная практика в российском обществе, что даже многие совершеннолетние граждане не подозревают, что действуют неправомерно. Такой взгляд на вещи закономерно переходит несовершеннолетним, которые, воспринимания негативный пример, приучаются спокойно относится к «незначительному» нарушению закона. Подобная правовая деформация служит благодатной почвой для дальнейшего отчуждения личности от правового поля.
Таким образом, несмотря на в целом позитивную тенденцию в борьбе с преступностью в XXI веке, необходимость в повышении эффективности этой борьбы сохраняется. Одним из перспективных направлений совершенствования в этой сфере видится борьба с способами воспроизведения преступности, в частности с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Для этих целей в рамках современных технических условий функционирования общества необходимо дальнейшее изучение и систематизация способов склонения несовершеннолетних к преступному поведению, связанных с использованием информационных технологий, поскольку без понимания сущности данного явления будет затруднительно выявить наиболее приемлемые методы борьбы с ним и проводить эффективные профилактические мероприятия [3, С. 105].
Литература:
- Новицкий А. А. Профилактика преступлений в российской федерации / А. А. Новицкий // Скиф. — 2020. — № 11(51) С. 276
- Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Показатели преступности России. — URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения 23.03.2023)
- Баранов В. В. Телекоммуникация и киберпространство как средство преступления экстремистской и террористической направленности // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53). С. 105