Особенности формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку (английскому) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Мешкова, М. В. Особенности формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку (английскому) / М. В. Мешкова, О. Н. Боженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101038/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье авторы пытаются определить сущность речевой компетенции, как средства погружения младших школьников в иноязычную среду.

Ключевые слова : речь, компетенция, компетентность.

Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи. Основная задача на начальном этапе обучения иностранным языкам — выработать у младших школьников первичные умения и навыки иноязычного общения [4].

Как известно, умения и навыки приобретаются на начальном этапе обучения иностранному языку в процессе практического использования необходимых базовых знаний [1]. При этом, безусловно, необходимо учитывать индивидуальные и психологические особенности младших школьников.

Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты [2]:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, чувствительность к другому);

2) когнитивный (включает способность предусматривать поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, связан с познанием другого человека);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, предполагает инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).

Младший школьный возраст — это прежде всего развитие способностей к взрослению, это появление ответственности за себя и окружающий его мир, это ступень личностного становления ребенка. Социум выступает для учащегося начальной школы как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта [2]. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление знаний и расширение его индивидуальной позиции жизни в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной. Исходя из этого, основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности [3, 4].

Согласно ФГОС, в начальной школе от обучающихся требуется систематическое расширение вокабуляра, знание определенных программой явлений изучаемого языка, а также грамматических форм, практическое овладение которыми осуществляется в процессе выполнения упражнений и учебных действий, связанных с изучаемым материалом. Развитие речевой деятельности реализуется при решении коммуникативных задач в конкретных ситуациях общения [1].

Результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» на начальном этапе обучения должны отражать:

  1. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения.
  2. Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора [4].

Таким образом, младший школьник должен уметь:

– задать вопрос собеседнику и ответить на него;

– о чем-либо сообщить собеседнику;

– прочитать текст, извлечь из него содержательно-смысловую информацию (факты, мысли) и прокомментировать ее [1].

Достаточно большое внимание в начальной школе уделяется обучению диалогическим формам общения, ставится задача научить учащихся младших классов:

– вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;

– вести диалог-расспрос: задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;

– разыграть диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения [3].

Практическое овладение обучающимися иностранным языком, как известно, связано с преодолением многочисленных трудностей, что требует от них немалых сил и старания, но благотворно влияющих на формирование их личности [4]. Следовательно, для формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе необходим комплексный подход, так как на начальном этапе закладываются важнейшие основы поведения.

Формирование способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение проблем формирования и совершенствования умений и навыков коммуникативной иноязычной компетенции, что на сегодняшний является весьма сложной задачей в работе с начальными классами [3]. Способность действовать формируется постепенно, на протяжении всего младшего возраста. Новое возникает сначала в деятельности со взрослыми, дает ребенку образец организации какого-либо вида деятельности и только потом способствует индивидуальным действиям ребенка [2]. Специфика младшего возраста состоит в том, что цели деятельности детям даются преимущественно взрослыми. Учителя определяют, что можно и что не следует делать ребенку, какое задание лучше выполнять, каким правилам нужно подчиняться [1].

В настоящее время к решению проблем качества образования наиболее оптимальным является интегративный подход, определяющий общим критерием оценки компетентность, как единство знаний, умений и навыков, позволяющих решать различные проблемы. В связи с принятием ФГОС компетентностный подход стал наиболее актуальным и является основой гуманистического начала образования [3]. Значимое место занимает образовательная компетенция, определяемая как совокупность различных ЗУН по отношению к объектам реальной жизни, необходимых для полноценной деятельности.

По мнению многих исследователей, коммуникативная компетенция имеет многогранный характер и основой для выделения состава коммуникативных и речевых действий является «ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие [1] и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности» [2]. Структура коммуникативной компетенции младших школьников включает в себя следующие компоненты:

  1. Когнитивный компонент: система представлений младших школьников о видах коммуникации на родном и иностранном языках, устная и письменная, опосредованная и непосредственная, речевая и неречевая.
  2. Аксиологический компонент: мотивы и цели коммуникации: информационный обмен, информационный запрос, убеждение, презентация, эмоциональное самовыражение, мотивированный отказ.
  3. Интерактивный компонент: универсальные и предметные коммуникативные действия и, связанные с ними, способы коммуникации: монолог, диалог, полилог, сообщение, высказывание, дискуссия, выступление, аргументация, вопрос, телефонный разговор, телеграмма, SMS.
  4. Эмпирический компонент: рефлексия коммуникации на основе контроля содержания коммуникации, коррекции способа коммуникации и оценки достижения цели коммуникации [25]. Следует отметить, что возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных умений и навыков у младших школьников достаточно широки.

Таким образом, компетенция является условием формирования и проявления соответствующей компетентности, а компетентность, в свою очередь, является условием соответствующей ей компетенции. Принципиальным отличием компетентности от компетенции является то, что компетентность является внутренним психическим образованием, уникальным свойством личности, а компетенция — это соответствие унифицированному набору полномочий или требований, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли.

Литература:

  1. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград. — 2001. — 15 с.
  2. Егоров О. Г. Коммуникативная функция учебного занятия. / О. Г. Егоров. Учитель — 2001 — № 1 — с. 52–54
  3. Кононова Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров. — 2002.
  4. Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т. В. Сытенко // Школьные технологии. — 2006. — № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная компетенция, начальная школа, начальный этап обучения, младший возраст, младший школьник, начальный этап, основная задача, практическое овладение, речевая деятельность.


Похожие статьи

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Формирование лексической компетенции средствами иностранного языка

В статье рассматривается понятия лексическая компетенция как часть иноязычной коммуникативной компетенции и лексические навыки, необходимые для ее развития. Совершенствование лексической компетенции следует вести одновременно с развитием продуктивных...

Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

В статье автор рассматривает информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

К вопросу формирования общекультурных компетенций (иностранные языки, неязыковой вуз)

В статье рассматриваются понятия коммуникативной и межкультурной компетенций, их формирование в процессе обучения иностранным языкам.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Формирование лингвокультурологической компетенции студентов неязыковых специальностей

Данная статья посвящается рассмотрению вопросов использования различных образовательных ресурсов в формировании лингвокульутурологической компетенции студентов неязыковых специальностей. Известно, что процесс обучения иностранным языкам характеризует...

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Похожие статьи

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранным языком

В данной работе обсуждается важность изучения устойчивых словосочетаний на занятиях иностранного языка с акцентом на их роль в формировании языковой компетенции у обучающихся. Авторы проводят анализ психологических механизмов усвоения и запоминания ф...

Формирование лексической компетенции средствами иностранного языка

В статье рассматривается понятия лексическая компетенция как часть иноязычной коммуникативной компетенции и лексические навыки, необходимые для ее развития. Совершенствование лексической компетенции следует вести одновременно с развитием продуктивных...

Сущность и содержание ИКТ в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции

В статье автор рассматривает информационно-коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

К вопросу формирования общекультурных компетенций (иностранные языки, неязыковой вуз)

В статье рассматриваются понятия коммуникативной и межкультурной компетенций, их формирование в процессе обучения иностранным языкам.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Формирование лингвокультурологической компетенции студентов неязыковых специальностей

Данная статья посвящается рассмотрению вопросов использования различных образовательных ресурсов в формировании лингвокульутурологической компетенции студентов неязыковых специальностей. Известно, что процесс обучения иностранным языкам характеризует...

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Задать вопрос