В статье авторы пытаются определить сущность речевой компетенции, как средства погружения младших школьников в иноязычную среду.
Ключевые слова : речь, компетенция, компетентность.
Речевая коммуникация включает отправителя речи, получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи. Основная задача на начальном этапе обучения иностранным языкам — выработать у младших школьников первичные умения и навыки иноязычного общения [4].
Как известно, умения и навыки приобретаются на начальном этапе обучения иностранному языку в процессе практического использования необходимых базовых знаний [1]. При этом, безусловно, необходимо учитывать индивидуальные и психологические особенности младших школьников.
Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты [2]:
1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, чувствительность к другому);
2) когнитивный (включает способность предусматривать поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, связан с познанием другого человека);
3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, предполагает инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).
Младший школьный возраст — это прежде всего развитие способностей к взрослению, это появление ответственности за себя и окружающий его мир, это ступень личностного становления ребенка. Социум выступает для учащегося начальной школы как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта [2]. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление знаний и расширение его индивидуальной позиции жизни в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной. Исходя из этого, основной задачей средней общеобразовательной системы является подготовка школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности личности [3, 4].
Согласно ФГОС, в начальной школе от обучающихся требуется систематическое расширение вокабуляра, знание определенных программой явлений изучаемого языка, а также грамматических форм, практическое овладение которыми осуществляется в процессе выполнения упражнений и учебных действий, связанных с изучаемым материалом. Развитие речевой деятельности реализуется при решении коммуникативных задач в конкретных ситуациях общения [1].
Результаты освоения дисциплины «Иностранный язык» на начальном этапе обучения должны отражать:
- Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение правил речевого и неречевого поведения.
- Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора [4].
Таким образом, младший школьник должен уметь:
– задать вопрос собеседнику и ответить на него;
– о чем-либо сообщить собеседнику;
– прочитать текст, извлечь из него содержательно-смысловую информацию (факты, мысли) и прокомментировать ее [1].
Достаточно большое внимание в начальной школе уделяется обучению диалогическим формам общения, ставится задача научить учащихся младших классов:
– вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться;
– вести диалог-расспрос: задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?;
– разыграть диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения [3].
Практическое овладение обучающимися иностранным языком, как известно, связано с преодолением многочисленных трудностей, что требует от них немалых сил и старания, но благотворно влияющих на формирование их личности [4]. Следовательно, для формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе необходим комплексный подход, так как на начальном этапе закладываются важнейшие основы поведения.
Формирование способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяет решение проблем формирования и совершенствования умений и навыков коммуникативной иноязычной компетенции, что на сегодняшний является весьма сложной задачей в работе с начальными классами [3]. Способность действовать формируется постепенно, на протяжении всего младшего возраста. Новое возникает сначала в деятельности со взрослыми, дает ребенку образец организации какого-либо вида деятельности и только потом способствует индивидуальным действиям ребенка [2]. Специфика младшего возраста состоит в том, что цели деятельности детям даются преимущественно взрослыми. Учителя определяют, что можно и что не следует делать ребенку, какое задание лучше выполнять, каким правилам нужно подчиняться [1].
В настоящее время к решению проблем качества образования наиболее оптимальным является интегративный подход, определяющий общим критерием оценки компетентность, как единство знаний, умений и навыков, позволяющих решать различные проблемы. В связи с принятием ФГОС компетентностный подход стал наиболее актуальным и является основой гуманистического начала образования [3]. Значимое место занимает образовательная компетенция, определяемая как совокупность различных ЗУН по отношению к объектам реальной жизни, необходимых для полноценной деятельности.
По мнению многих исследователей, коммуникативная компетенция имеет многогранный характер и основой для выделения состава коммуникативных и речевых действий является «ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие [1] и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности» [2]. Структура коммуникативной компетенции младших школьников включает в себя следующие компоненты:
- Когнитивный компонент: система представлений младших школьников о видах коммуникации на родном и иностранном языках, устная и письменная, опосредованная и непосредственная, речевая и неречевая.
- Аксиологический компонент: мотивы и цели коммуникации: информационный обмен, информационный запрос, убеждение, презентация, эмоциональное самовыражение, мотивированный отказ.
- Интерактивный компонент: универсальные и предметные коммуникативные действия и, связанные с ними, способы коммуникации: монолог, диалог, полилог, сообщение, высказывание, дискуссия, выступление, аргументация, вопрос, телефонный разговор, телеграмма, SMS.
- Эмпирический компонент: рефлексия коммуникации на основе контроля содержания коммуникации, коррекции способа коммуникации и оценки достижения цели коммуникации [25]. Следует отметить, что возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных умений и навыков у младших школьников достаточно широки.
Таким образом, компетенция является условием формирования и проявления соответствующей компетентности, а компетентность, в свою очередь, является условием соответствующей ей компетенции. Принципиальным отличием компетентности от компетенции является то, что компетентность является внутренним психическим образованием, уникальным свойством личности, а компетенция — это соответствие унифицированному набору полномочий или требований, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли.
Литература:
- Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Волгоград. — 2001. — 15 с.
- Егоров О. Г. Коммуникативная функция учебного занятия. / О. Г. Егоров. Учитель — 2001 — № 1 — с. 52–54
- Кононова Е. Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киров. — 2002.
- Сытенко Т. В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т. В. Сытенко // Школьные технологии. — 2006. — № 7.