Для повышения эффективности связи школы и музея в воспитании учащихся в духе уважения к духовному наследию целесообразно определить важнейшие направления работы и план мероприятий.
- Как показали результаты эксперимента, проведенного в школе, для этой цели следует использовать оптимальные формы, методы и средства, опыт нашего государства и зарубежных стран по систематизации, охране и пропаганде памятных объектов, что приведёт к положительным результатам.
- В настоящее время не потеряла своей актуальности существующая с давних пор проблема целостного подхода к формированию личности и создания условий для развития куцльтуры у молодого поколения, живущего в сложных условиях перехода к рыночной экономике. В этой связи в целях воспитания молодёжи постоянно требуется пропагандировать музеи как сокровищницу духовного наследия и наших ценностей.
- Для этого необходимо прежде всего решить проблему сближения музеев с населением, с образовательными учреждениями, во-первых разработать программу посещения музеев школьниками, во-вторых, постоянно держать в поле зрения совершенствование деятельности по привлечению учащихся в музеи. Необходимо также поддержать мнение учёных – музееведов о переводе отдельных музеев из столицы в области с тем, чтобы развивать культуру учащихся, студентов, повысить культурный уровень населения, так как центральные большие музеи не в состоянии ни физически, не интеллектуально охватить экскурсиями всех заказчиков даже по одному разу.
- По мнению музеевдов, большие центральные музеи должны иметь несколько отделов (или филиалов) по отдельным направлениям, например, по изобразительному искусству, так как в большом музее обычно представлены экспозиции и по художественному направлению, и по итории, и по другим отраслям знаний. Часто бывает так, что пришедшие в музей учащиеся стараются всё посмотреть, всё услышать, запомнить и проанализировать, и это приводит к умственному и физическому напряжению. Поэтому после осмотра одного – двух залов у экскурсантов появляется утомлямость, они начинают скучать и потихоньку отходят в сторону. Решение проблемы равномерного распределения музеев между центром и областями даст возможность ознакомить учащихся из отдалённых школ с образцами национальной и мировой культуры.
- Вторая важная проблема по укреплению связи школы и музея – это составление конкретного плана работы и программы, в которых учитывались бы требования к реформированию образования и соответсвенно корректировалось бы содержание сотрудничества школы и музея. Разумеется, в этом направлении предстоит много поработать. Например, в школе или на предприятии создаются музеи, но экспонаты в этих музеях покрываются пылью, а школьные музеи часто превращаются в склад бесхозного и устаревего имущества или оборудования.
- Специалисты, работающие в музее, не ознакмлены со школьными планами и программами, в свою очередь, учителя школ не повышают своей квалификации через посещение музеев. В высших учебных заведениях будущим учителям не дают сведений об использовании музеев в учебно – воспитательном процессе.
- Третья проблема состоит в том, что знакомство с музеями следует начинать с дошкольного возраста, что также требует непрерывной связи музея и образовательных учреждений. С этой целью необходимо организовать передвижные выставки в каждом детском саду, школе, лицее, колледже, высшем учебном заведении и обеспечить их посещение всеми детьми, учащейся молодежью.
Эти выставки не должны ограничиваться показом только произведений изобразительного искусства, но и демонстрировать экспонаты, представляющие историю, культуру, материальные и духовные ценности.
- Обычно такие выставки (в зарубежных странах) в областях организуются большими центральными музеями. Эти выставки в основном посещают учащися, но в большинстве случаев это учащиеся профильных колледжей и лицеев, связанных с искусством, а учащиеся областных школ остаются вне поля зрения.
- Четвёртая проблема обусловлена тем, что в наши дни этнографические объекты, памятники под открытым небом недостаточно используются для духовного обогащения учащихся и пробуждения у них патриотических чувств. И ещё одна важная проблема – создание вреспублике отраслевых музеев.
- Известно, что в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция) в составе больших музеев созданы специальные отделы для учащихся. Посещение и осмотр этих отделов (филиалов) организованы таким образом, что дают определённый эффект. Подобно этому, у нас в республике также можно размещать в музеях экспонаты общественно – гуманитарного, экономического содержания в соответсвим с реформированием образования и таким образом отражать появление теоретических идей, их развитие и уход, возрождение и оперативно доводить их до сведения посетителей.
- В вышеупомянутых отделах, небольших областных музеях, созданных на общественных началах музеях при школе и различных учреждениях могут быть размещены сведения об исторических событиях, общеизвестных социальных и природных явлениях. Такие “близке” материалы, связанные с родным краем, способствуют воспитанию у молодёжи патриотических чувств.
Важно, чтобы все выдвинутые проблемы решались на государсвенном уровне и нашли своё отражение в государственных программах.
На ряду с этим целесообразно постоянно проводить специальные занятия с учащимися в музеях в процессе кружковой работы.
- С этой целью желательно открыть отделения по подготовке музейных педагогов и учителей школ для работы в музеях на факультетах искусств в педагогических высших учебных заведениях.
Кроме этого, в институтах повышения квалификации и переподготовки учителей выделение определенных часов и проведение занятий в музее обеспечит эффективность работы в указанном направлении.
- Для того, чтобы обеспечить сотрудничество школы и музея, очень важно обогатить музеи современной техникой и технологией. Перевод экспонатов музея на аудио и видеодиски, их демонстрация через сайты, организация дистанционного обучения из музея, проведение школьных занятий в музее – всё это эффективные формы сотрудничества, которые отвечают требованиям модернизации обучения.
- При составлении плана и программы работы школьников в музее важно охватить следующие направления.
- Первое. Для учащихся начальных классов. Сайт ведёт специалист – учитель из музея. “Путешествие в мир музеев”, информацию о музеях целесообразно начать с сайта “Музеи Узбекистана” – Государственный музей искусств, Государственный музей истории темуридов, государственный музей истории и краеведения, Галерея искусств, Государственный музей народного прикладного искусства, литературные музеи, технические и природоведческие музеи. Эти материалы предстьавляет педагог.
Второе. Знакомство с произведениями изобразительного искусства. Учащиеся 5-7-х классов знакомятся с творчеством художников, историей создания картин. Такая работа связана с изучением гуманитарных дисциплин, в частности, истории, литературы и даёт хорошие результаты.
- Третье. Творчество и художественная культура. Учащиеся 8-9-х классов имеют возможность развивать творческую мыслительную деятельность, приобретать навыки анализа и оценивания произведений искусств. На основе программы сотрудничества школы и музея учащеся определяют свои позиции в области культуры, размышляют о возможности реализации своих творческих способностей; обогащаются их представления, развиваются умения оценивать духовное достояние. Знакомство с музеями формирует гармоничную личность школьников, направляет их на творческие поиски в общественной жизни. Место музеев в развитии современного общества. Учащиеся получают информацию о самых известных музеях мира и их проблемах, узнают об общественной роли музеев, развитии современной музейной культуры.
- Для реализации выше названных направлений и организации занятий, экскурсий, выставок учителей и работников музея необходимо обеспечить методическими рекомендациями, наборами слайдов, видеофильмами, лазерными компьтерными дисками в соответствии с программой.
- Будучи новым направлением в образовании, этот проект в своей реализации потребует межпредметной интеграции учёных-педагогов, психологов, работников образовательных учреждений, художников и музейных специалистов.
- В заключение следует подчеркнуть, что сотрудничество музея школы отвечает требованиям современного образования, постоянная его реализация направлена на воспитание свободной и самостоятельно мыслящей личности, изучение духовного наследия и формирование гармончно развитого поколения.
Литература:
- Как показали результаты эксперимента, проведенного в школе, для этой цели следует использовать оптимальные формы, методы и средства, опыт нашего государства и зарубежных стран по систематизации, охране и пропаганде памятных объектов, что приведёт к положительным результатам.
- Низомхонова Н. Э. «Использование сотрудничества школы и музея в духовном воспитании учащихся». – Журнал «Узлуксиз таълим» (Непрерывное образование) № 2 стр. 61-65
- Столяров Б. А. «Музейная педагогика: история, теория, практика» Учебное пособие – М: высшая школа, 2004. стр. 216
- Норкулов Н., Низомиддинов И. «Страницы истории миниатюры в кн. Искусство эпохи Темуридов» - Т: Изд-во Г. Гуляма,1970 г.
- Усмонов З. О. «Камолиддин Бехзод и его художественная школа» - Т: Изд-во «Фан»,1997 г. стр. 41-42.