О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство" в общеобразовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Максименко, Е. В. О месте школьных предметов "Музыка", "Мировая художественная культура", "Изобразительное искусство" в общеобразовательном процессе / Е. В. Максименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 442-446. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5580/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель : закрепление и расширение представлений детей о народном символе России — берёзе.

Задачи :

1) способствовать расширению и уточнению представлений детей о русской берёзе, об её удивительных особенностях, полезных свойствах;

2) содействовать развитию интереса к прошлому своего народа, традициям и обычаем;

3) способствовать расширению кругозора детей, стимулировать познавательный интерес;

4) способствовать формированию у детей представлений о том, что эксперимент — один из способов познания окружающего мира;

5) продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб — чага, берёзовый сок, чечевички, спилы);

6) создать условия для формирования у детей культуры общения с природой и эстетического отношения к ней;

7) продолжать содействовать воспитанию любви к Родине, родной природе; воспитанию отзывчивости, чувства взаимопомощи, бережного отношения к природе родного края.

Предварительная работа: разучивание стихотворения о берёзе, индивидуальные задания о березе, рассматривание альбомов «Люблю берёзку русскую!», «Строение берёзы», беседы «Бережем природу», «Берёза — символ России», дидактические игры «Собери разрезную картинку из шести частей», «Найди грибы, растущие под березой», «Укрась березку листочками», «Продолжи…», «Волшебная палочка», разучивание хоровода «Во поле березка стояла», разучивание пословиц и поговорок, примет о берёзке.

Средства : интерактивная доска, ноутбук, видео-письмо, дидактические игры «Собери разрезную картинку из шести частей», «Найди грибы, растущие под березой», «Укрась березку листочками», «Продолжи…», «Волшебная палочка», презентация по теме «Берёзка русская», костюм «Берёзки» для ребенка, волшебная палочка, атласные ленточки, платочки, макет березы, запись русской народной песни «Во поле берёза стояла», березовый сок, поднос, покрытый вышитым полотенцем.

Виды деятельности : коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, речевая.

Словарная работа : береста , чечевички , бетулин , белоствольная , клейкие листочки , нежная , стройная , кудрявая , символстраны .

Ход непосредственно-образовательной деятельности

  1. Организационный момент (дети на ковре встают в полукруг).

Воспитатель : Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать. Но для начала нужно дорогим нашим гостям «Здравствуйте» сказать! (Дети здороваются). Запомните, ребята, русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь — здоровья не получишь». У нас у всех хорошее, радостное настроение. Мы бодры и веселы!

  1. Видеописьмо (работа с интерактивной доской).

Японский журавль ( изображение на слайде ) приносит письмо от детей из Японии: «Дорогие ребята, мы никогда не видели природу России, и поэтому не можем отгадать загадку: «Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане». Мы только знаем, что говорится в этой загадке о дереве. А вот о каком? Помогите отгадать загадку и расскажите, пожалуйста, об этом дереве. Наш журавлик будет все внимательно смотреть и слушать, а затем нам всё расскажет». С уважением дети из Японии.

Воспитатель : Ребята, кто из вас догадался, о каком дереве говорится в загадке? (о берёзе) ( на слайде — береза ).

—Поможем японским детям узнать о нашей русской березе? (Да) — А что нам нужно для этого сделать? (Отправиться в берёзовую рощу). ( На слайде –берёзовая роща).

—Акак мы туда доберёмся? (на машине, на автобусе, на самолете и т. д.)

—Посмотрите, березка прислала нам волшебную палочку ( в виде ветки берёзы) , которая будет показывать нам дорогу.

Воспитатель : Ребята, вы готовы? Тогда нам нужно закрыть глазки и сказать

Раз, два, три — волшебная палочка, в березовую рощу нас отведи!

  1. Включается запись «Голоса весеннего леса». Дети оказываются на лесной поляне, где стоит березка (ребенок в костюме).

Воспитатель : А вот мы с вами и в березовой роще, и березка нас встречает. — Здравствуй, березонька!

Березка : Мир вам, люди дорогие! (кланяясь).

Ребенок : Милая березка, а ты знаешь, что ты самое родное и любимое дерево для каждого русского человека и являешься символом красоты русской природы, символом нашей страны — России. О тебе сложено много стихов, песен, пословиц и поговорок, хороводных игр.

Воспитатель : Ребята, а что такое символ? (То, что дорого человеку)

Я предлагаю вам послушать стихотворение А.Прокофьева «Люблю березку русскую».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками.

Березка : А я и сегодня здесь с подружками — березками. Они вам тоже много интересного расскажут.

1-я подружка (ребенок) ( на слайде изображено строение березы; у березки в руках кора) : Я самое нарядное и светолюбивое дерево. Единственное дерево, которое имеет белый ствол. А ствол мой белый из-за вещества –бетулина, который окрашивает кору в белый цвет. Кора моя гладкая, шелковистая, на белых моих ветках маленькие зеленые листочки с зубчиками. А между листочками — сережки. Тряхнешь ими и полетит желтая пыльца…

2-я подружка (ребенок) : Слово «береза» произошло от слова «беречь». У древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, — Берегиня. Берегиня была символом и плодородия, и защитницей людей. Люди представляли ее в образе березы, так и появилось название дерева. Ещё название свое получило дерево по цвету коры. Слово «бер», которое означало «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от «бер» и образовалось сначала «берза», а потом «береза». Название коры березы «береста» связано с тем же корнем. А чёрные точки и полоски на берёзе называются чечевички — через них берёза дышит (в жару полоски раскрываются, и к корням поступает воздух).

3-я подружка (ребенок) : Есть такая пословица: «Где береза вырастает, там русский человек приживается». Издавна береза является символом России. На Руси с большим почтением относились к березе и даже считали, что береза — богиня всех богатств на земле. Не зря нас называли Берегиня. У нас есть даже свой праздник — Троицын день, который существует издавна и длится 5 дней.

Воспитатель: Спасибо, милые березки, за ваш интересный рассказ.А еще на Троицу вокруг березок любили водить хоровод. Давайте и мы с вами, как в давние времена, будем водить хоровод, да и девочек-березок мы тоже пригласим с нами станцевать.

  1. Хороводная игра — танец «Во поле березка стояла …» (по схемам).

( На интерактивной доске во время звучания песни «Во поле березка стояла» меняются схемы танцевальных движений ).

  1. Дидактическая игра с мячом «Продолжи пословицу и поговорку, примету».

Воспитатель : А сейчас, ребята, садитесь на лесную полянку и поиграем в дидактическую игру «Продолжи пословицу и поговорку, примету игра с мячом). Я начинаю, кому кину мяч, тот продолжает.

– Березой обогреешься, а ……….. (не оденешься).

– Бела береста, да …………… (деготь чёрен).

– Какова березка, такова и ………. (отростка).

– Из березы течет много сока — ………………. (к дождливому лету).

– Иней на березе — …………………………. (к морозу).

– Береза не угроза, где ……………….. (стоит, там и шумит).

– Береза рядом с домом посажена — зло………. (отпугивает и от молний оберегает).

– Березовицы (березового сока) на грош, а ……. (лесу на рубль изведешь).

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Объясните, пожалуйста, последнюю пословицу. (ответы детей)

  1. Дидактические игры по подгруппам « Собери разрезную картинку из шести частей», «Найди грибы, растущие под березой», «Укрась березку листочками».

Воспитатель : А сейчас давайте разделимся на 3 группы (по геометрическим фигурам) и поиграем в интересные игры.

Дети делятся на три группы при помощи геометрических фигур.

Воспитатель : задание для первой команды — сложить из частей картинку с изображением березки и подобрать ей определения. Скажите, какая березка (эпитет — красивая, белоствольная, кудрявая, родная, ненаглядная);

Задание для второй команды — найдите грибы, которые растут под березой (подберезовики). Чем они похожи на березку? (белая ножка с черными полосками).

Задание для третьей команды — найдите листочки березы среди листочков других деревьев и украсьте ими макет нашей березы.

Молодцы! Все команды справились со своими заданиями! Вот у нас какая красавица березка получилась!

  1. Словесная дидактическая игра «Волшебная палочка».

Воспитатель : А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три — волшебная палочка, в детский сад нас, пожалуйста, веди!». А пока мы идем с вами по лесной полянке, поиграем с волшебной палочкой: кому я передам палочку, тот отвечает, что он сегодня нового узнал о березке? (3–4 человека в зависимости от времени).

Примерные ответы детей:

– Береза- символ России;

– У березы — белый, стройный ствол;

– У березы тонкие и гибкие ветви;

– В жару береза дает прохладу, а в холод согреет;

– Береза может лечить людей;

– Береза дает березовый сок;

– О березе пишут стихи и песни, картины;

– В народе березу называют «берегиня»;

– Нужно бережно относиться к природе;

– У березы пышная крона;

– Ветви березы похожи на косы русской девушки;

– На Руси с большим почтением относились к березе;

– Из березы делают березовые веники;

– Из бересты березы делают посуду;

– В березовой роще чистый и свежий воздух, нет микробов;

– У березы есть на коре чечевички;

– В войну пили настой из листьев березы — в них много витамина С;

– Где береза вырастает, там русский человек приживается.

  1. Рефлексия .

Воспитатель : Ребята, и вот мы снова в нашем детском саду. Скажите, пожалуйста, а где мы с вами сегодня были?(Вберезовой роще, в гостях у березки). Понравилась ли вам наша прогулка? Что особенно запомнилось? (3–4 человека в зависимости от времени). Молодцы!

  1. Ответное письмо японским детям.

Воспитатель : Я думаю, что мы сегодня смогли ответить на все вопросы японских детей и рассказать им о нашей русской березке. Журавлик очень внимательно слушал и все передаст ребятам. А все мы должны беречь и заботиться обо всех деревьях и животных, беречь нашу родную природу и сохранять традиции наших предков

Воспитатель : А сейчас давайте попрощаемся с нашими дорогими гостями: «До свидания». Приглашаем всех в лесную столовую отведать очень полезного березового сока. Просим и гостей дорогих, и ребят.

(На подносе с русским полотенцем приготовлены стаканчики с соком).

А мы с вами подойдем к березке и украсим ее веточки ленточками и загадаем желание. Говорят, что такие желания обязательно сбываются!

Литература:

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

2. Шорыгина, Т. И. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, художественная культура, урок Музыки, том, урок, воспитательная функция, массовая культура, ребенок, США, школа.


Похожие статьи

Межкультурная коммуникация, как общая основа предметов "мировая художественная культура" и "иностранный язык"

Педагогические возможности дисциплины «английский язык» в формировании экономической культуры у учащихся 10-11-х классов

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств

Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан

Информационные технологии в преподавании предметов народной и мировой художественной культуры в школе

Интеграционный потенциал и специфика интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе школьного образования

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы

Особенности организации учебного процесса по русскому языку как иностранному с учётом национальной специфики обучающихся

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Похожие статьи

Межкультурная коммуникация, как общая основа предметов "мировая художественная культура" и "иностранный язык"

Педагогические возможности дисциплины «английский язык» в формировании экономической культуры у учащихся 10-11-х классов

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств

Педагогические особенности воспитания национальной гордости в образовательных учреждениях Республики Узбекистан

Информационные технологии в преподавании предметов народной и мировой художественной культуры в школе

Интеграционный потенциал и специфика интеграции курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе школьного образования

Критерии составления учебного пособия для предмета "чтение художественной литературы" в процессе преподавания РКИ в иранской аудитории

Духовно-нравственное воспитание на интегрированных уроках обществознания и литературы

Особенности организации учебного процесса по русскому языку как иностранному с учётом национальной специфики обучающихся

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Задать вопрос