В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особенности обучающихся.
Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, учебно-воспитательная работа, общеобразовательные учреждения, непрерывное образование.
В современных условиях рыночных отношений, жёсткой конкуренции, а также серьёзных последствий мирового финансово-экономического кризиса в качестве ведущих факторов развития, прежде всего, экономического, на первый план выдвинуто накопление и воспроизводство не только и не столько материальных благ и услуг, сколько накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического и творческого развития личности. Основной целью Республики Узбекистан, как и других стран мира, является построение демократического правового государства с социально ориентированной экономикой и формирование гражданского общества, где интересы человека ставятся превыше всего.
Значит, самым решающим фактором процветания нашей страны, и продвижения его вперёд является человеческий капитал, растущее и вступающее в жизнь молодое поколение республики, которое обладает современными знаниями и востребованными профессиями и способно взять на себя ответственность за будущее процветание государства. Именно человеческий капитал даёт возможность адаптации к условиям глобализации современного мира, достижениям конкурентоспособности, является важным условием усиления экономический мощи страны, повышения благосостояния её населения.
В своём выступлении на Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», которая состоялась 26-27 февраля 2012 года в г.Ташкенте Президент Азиатского банка развития Харухико Курода отметил, что «экономики будущего – это те экономики, которые оперируют на острие знаний, науки и технологических инноваций. Такие экономики станут наиболее конкурентоспособными и продуктивными. Они смогут пройти фазу развития страны со средними доходами и достичь уровня страны с высокими доходами, сформировать мирные и стабильные общества. Эти экономики знаний будут основаны на достижениях в области образования, технологическом превосходстве и предпринимательской энергии» [2, 104].
Следовательно, человеческий потенциал любой высокоразвитой страны является её главным конкурентным преимуществом и во многом определяется уровнем образования, развитием современной системы непрерывного образования, уровнем профессиональной компетенции педагогов.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения является архиактуальной задачей современности. Этому вопросу уделяется огромное внимание в нашей республике. Так, выступая на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Основного Закона нашего государства – Конституции Республики Узбекистан с докладом «Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития» Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что «за годы независимости в стране воздвигнуто свыше 1200 новых спортивных сооружений, из которых более тысячи находятся в сельской местности. Это позволило сегодня вовлечь более 260 тысяч детей к регулярным занятиям различными видами спорта» [1].
Система образования закономерно адаптируется к ситуативным и перспективным потребностям рынка труда, ориентирует на формирование способности к продуктивному труду и социальному партнёрству, где наряду с семьёй происходит рождение нового человека, формирование его как личности и гражданина, закладываются представления о чести и доброте, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим, формируется мировоззрение молодого человека, его физическое и духовное совершенство, его отношение к жизни. Именно образовательные учреждения республики проводят огромную работу в сфере физического воспитания учащихся и развития массового детского спорта.
Воспитание у школьников активной жизненной позиции, нравственности должно стать одним из приоритетов использования средств, форм и методов физической культуры и спорта. С первых дней независимости было отмечено: «…мы должны возвести эту работу в ранг государственной политики, превратить её в поистине общенародное движение».
За годы независимости в республике:
принят Закон Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» (проект новой редакции Закона принят в 2010 году),
подписаны Указы Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Об учреждении ордена Республики Узбекистан «Соғлом авлод учун» («За здоровое поколение»), «О создании Международного неправительственного фонда «Соғлом авлод учун»;
проводится широкомасштабная научно-исследовательская и экспериментально-практическая работа в соответствии с Государственной программой «Соғлом авлод учун»;
утверждена «Программа развития физической культуры и спорта в Узбекистане»;
созданы физкультурно-спортивные объединения детей и учащейся молодёжи, внедрены спортивно-нормативные комплексы «Барчиной» и «Алпомыш»;
проводятся республиканские соревнования среди учащихся общеобразовательных школ «Умид нихоллари», учащихся колледжей и лицеев – «Баркамол авлод» и студентов вузов – «Универсиада», направленные на дальнейшее реформирование сферы физической культуры и спорта, совершенствование системы подготовки специалистов в этой сфере;
в каждом городе и кишлаке продолжают возводиться спортивные площадки, сооружения и комплексы, отвечающие современным требованиям и оснащенные необходимым спортивным инвентарем;
для укрепления физического здоровья подрастающего поколения в республике своевременно выдвинут девиз: «Никто не должен остаться в стороне от спортивной жизни»;
совершенствуются формы и методы ежегодных профилактических осмотров учащихся общеобразовательных школ с использованием скрининг-программ, автоматизированных систем;
созданы в каждом образовательном учреждении медицинские кабинеты с необходимым штатным персоналом, медицинским и специальным оборудованием;
обеспечивается оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях республики;
внедряются эффективные формы, методы и средства регламентации учебных и физических нагрузок для учащихся общеобразовательных школ;
совершенствуются комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивно-массового движения учащейся молодёжи для формирования медико-гигиенической культуры школьников, расширения пропаганды здорового образа жизни у обучающихся через средства массовой информации и научно-популярную литературу;
разрабатывается система введения мониторинга состояния и охраны здоровья школьников.
Физическое воспитание обучающихся способствует развитию следующих качеств личности: быстроты, ловкости, силы, смекалки для овладения элементами технического двигательного действия. В процессе занятий учащихся физическими видами спорта необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей.
Разнообразные формы физической культуры и спорта включают традиционные (уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, занятия в секциях и кружках по видам спорта во внеучебное время) и нетрадиционные (физкультурные и спортивные праздники «Балли йигитлар», «Балли кизлар», «Кувнок стартлар», «Футбол гунчалари») формы и методы.
Существенной стороной физического воспитания подрастающего поколения является повышение активности школьников, активное вовлечение обучающихся в спортивные кружки, которые имеют обучающий, организационный, дисциплинарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед учениками, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. При этом правила организуют познавательную деятельность учащихся: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи во время занятий физическим спортом.
Все эти мероприятия направлены на дальнейшее реформирование сферы физической культуры и спорта, совершенствование системы подготовки специалистов в этой области.
В настоящее время образование в независимой Республике Узбекистан является приоритетной функцией государства, политика которого направлена на формирование активной, самостоятельной, целеустремлённой и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном сложном, противоречивом и динамично меняющемся мире.
Следовательно, организация физического воспитания учащихся общеобразовательных школ способствует формированию самостоятельности, самоконтроля, взаимоконтроля в отношениях между обучающимися, способности ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, ловкости, меткости, силы, быстроты, точности реакции, проявлять эмоционально-волевое усилие при достижении собственно поставленных целей. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах жизни. Ведь известно, что развитие вышеперечисленных физических качеств обучающихся способствует становлению человека с богатым духовным и нравственным капиталом.
Таким образом, наряду с взрослыми, растущее и вступающее в жизнь физически совершенствованное поколение молодёжи, обладающее современными знаниями способно взять на себя ответственность за процветание нашей республики. Именно поэтому, вся деятельность Правительства республики, государственных, общественных, неправительственных и других организаций направлена на формирование гармонично развитого, нравственно богатого, физически здорового подрастающего поколения.
Литература:
Каримов И.А. Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития: Доклад на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Конституции Республики Узбекистан // Учитель Узбекистана. – Ташкент. – 2010. – 11 декабря.
Материалы Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» (февраль, 2012, Ташкент). – Ташкент: Ozbekiston, 2012. – 184 c.
Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет: Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Учитель Узбекистана. – Ташкент. – 2010. – № 5. – 29 января. – С. 3.