Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Задачи:
− воспитание патриотических чувств через знания и представления детей о берёзе как уникальном дереве; с помощью синтеза изобразительного, поэтического и музыкального искусства формировать эстетический образ берёзы;
− вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь;
− воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности, подводить детей к созданию выразительного образа при помощи аппликации;
− развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;
− развивать мелкую моторику;
− формировать умения передавать характерные особенности изображения берёзы;
− воспитывать у детей бережное отношение к природе, интерес и способность работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Знакомство с берёзой. 2. Презентация «Берёза». 3. Рассматривание картин о березке. 4 Танец с платочками.
Материал и оборудование : Мультимедиа и презентация о берёзе, аудиозапись пение птиц, платочки, ватман с изображением ствола берёзы, полоски зелёного цвета для листьев, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки, подставки.
Ход НОД:
Воспитатель:
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
Осенью природа вся преображается.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Признаки осени кто мне скажет? Молодцы. Всё вокруг становится разноцветным. А вы хотите отправиться на прогулку в осенний лес?
— Но для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес!
Давайте вспомним правила поведения в лесу? (перечисляют правила поведения)
Молодцы, ну теперь вы готовы, ребята.
— Ну что, ребята? Отправимся в путешествие? Тут написано заклинание, которое поможет нам очутиться в лесу. Готовы?
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем — наоборот.
Как листочки, покружиться,
чтоб в лесу очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
Вот мы и в лесу! (слайд 1- лес)
Слышите, как красиво поют птицы. (запись «Пение птиц)
Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу разных деревьев. Отгадайте загадку об одном из этих деревьев:
Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт
Дети: Береза.(слайд2 — берёзка)
(Выходит Березка).
Березка: Здравствуйте! Как я рада
Быть с вами в этот день!
Спасибо, что березку не забыли,
И меня к себе в гости пригласили.
Воспитатель:
— Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Разве можно представить русский лес без светлой берёзовой рощи или русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? С очень давних времен вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Береза является символом России.
А ведь берёза любима не только за красоту! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Белая береза всегда была связана с весенним церковным праздником — Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. На праздник украшали березовыми ветками дома и церкви.
Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина природы очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
Ребята, давайте поиграем и вы расскажете, что вы знаете о берёзе.
Игра «Волшебная палочка»
Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
Дети:
У берёзы — белый ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза даёт прохладу.
Берёзовыми дровами топят печки.
Из берёзовых веток делают веники для бани.
Берёзовыми почками и листьями люди лечатся.
Берёза даёт берёзовый сок.
− Когда береза станет распускаться, сей овес.
− Бела береста да деготь черен.
− Для врага и береза угроза.
− Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
− Береза ума дает (о розгах).
− Иней на берёзах — к морозу.
− Из берёзы течёт много сока — к дождливому лету.
− Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
− Когда берёза станет распускаться — сей овёс.
− Лопаются сережки у березки — время сеять хлеб.
− Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое,
Берёза: Молодцы ребята, как много вы знаете о берёзе.
Воспитатель: Берёзка, а мы ведь немало стихотворений о тебе читали. И Никита тебе сейчас расскажет стихотворение.
Ребёнок читает стихотворение:
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою — в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»
Берёзонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.
Сегодня мы с вами сделаем берёзку — символ России.
Ствол берёзки и ветки мы уже нарисовали, а сейчас сделаем листочки. Для этого на понадобятся цветные шерстяные нитки, мы будем накручивать их на пальцы и приклеивать на наше дерево с помощью клея. Накручиваем нитки на палец, снимаем и приклеиваем на дерево, образуя крону (показ)
Пальчиковая гимнастика.
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до
друга)
Раз, два, три, четыре, пять
(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)
Начинай опять считать
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)
Дети делают листья и приклеивают их на дерево.
Воспитатель: Молодцы все постарались, полюбуйтесь какую вы сделали белоствольную красавицу.
Вставайте вокруг нашей берёзки и подарим ей танец.
Итог: «Берёзка» хвалит детей и угощает конфетами.