В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно об этом» с раскрытием содержания и методики проведения.
Ключевые слова: целевое назначение игры, процесс общения, сотрудничество, дружеские отношения, взаимопомощь, диалог, коммуникативная основа, совместная деятельность, общественные отношения, системная технология.
Внедрение деловых игр в образовательный процесс непосредственно связано с игровыми технологиями.
Но теоретико-эмпирические основы игровых технологий разработаны недостаточно, поэтому решение намеченной нами задачи приобретает актуальное значение. Необходимо выполнить следующее:
разработать инвариантные технологии организации деловых игр и внедрить их в практику образования;
особое внимание обратить на параметры организации процесса деловых игр;
организовать деловые игр разных видов и выявить их эффективность;
разработать игры, направленные на установление взаимодействия в совместной работе, развитие умений вступать в общение, учебных исполнительских навыков, определить их эффективность путем экспериментальной проверки;
выявить роль учителя и аспекты его деятельности в организации деловых игр и их внедрении в практику.
При организации деловых игр мы попытались опираться на целый ряд параметров. В их числе: название игры, ее целевое назначение, используемые материалы и средства, предметы, необходимые для проведения игры, правила игры и т.п. Все названные компоненты помогут учащимся составить общее представление о процессе игры. В то же время необходимо обратить особое внимание на важные в педагогическом отношении дидактические возможности игры, в частности; а) на процесс общения, б) создание ситуаций для реализации сотрудничества, в) внедрение разных форм совместной деятельности.
Названные выше параметры организации деловых игр представляют собой определенную общественную ценность. Организованные подобным образом игры были направлены на выбор учащимся профессии и подготовку их к общественной жизни. Организуя деловые игры, мы стремились, в первую очередь, установить между учащимися деловое общение и поэтому концентрировали внимание на привитие учащимся навыков общения и совместной деятельности. С этой целью были организованы игры, имеющие целью установить атмосферу сотрудничества с помощью соответствующих технологий, которые, в свою очередь, должны отвечать определенным требованиям. Требования эти таковы:
Учет возможных ситуаций общения в процессе деловой игры;
Соответствие содержания игры мировоззрению учащихся;
Организация деятельности учителя при подготовке к игре.
В содержании деловой игры необходимо выделить следующие аспекты:
наличие в игре дидактических возможностей;
возможность с помощью игры овладеть навыками профессионального общения;
направленность игр на усвоение специфических особенностей узбекистанского общества;
коммуникативная основа игры;
использование в игре форм общественного сотрудничества;
правила проведения игры, ее дидактическое оснащение.
Остановимся подробнее на сущности упомянутых выше параметров.
Дидактические возможности деловых игр определяются гармонизацией коммуникативных и познавательных основ.
При этом ключевыми критериями освоения названных направлений можно считать следующие:
сформированность навыков общения у учащихся;
хорошее знание учащимися социально-экономических отношений в обществе;
развитие личностных качеств учащихся. В частности установление между ними дружеских отношений и создание атмосферы сотрудничества.
Последний показатель имеет очень важное значение, поскольку в результате сформированных навыков общения игра протекает в естественной форме, что способствует эффективной организации совместной деятельности.
Одно из важных условий деловой игры - это доведение до учащихся информации о состоянии развития социально- экономических отношений в обществе. В процессе игры решается ряд важных задач, в числе которых:
Ознакомление учащихся с разными видами социально-экономических отношений, профессии в условиях рыночной экономики Республики Узбекистан;
Введение информации для учащихся о будущих профессиях и их особенностях;
Стимулирование интереса учащихся к познавательной деятельности;
Поддержка природной любознательности учащихся и стремления к сотрудничеству.
Все эти образовательные задачи взаимосвязанны.
Следует назвать и еще один важный параметр-владение формами различных общественных отношений, которое проявляется:
в индивидуальной деятельности,
в работе в парах,
в работе в команде,
в массовой деятельности.
Деловые игры являются реальным прообразом общественной жизни. В процессе игры участники групп вступают в сотрудничество и общение, как в реальной жизни. Поэтому работа в группах в условиях деловой игры заслуживает внимательного изучения.
Очевидно, что каждая игра строится на основе определенных условий и правил. Правила же деловой игры предусматривают обязательное сотрудничество со своими партнерами. Поэтому учащиеся должны усвоить правила ведения совместной деятельности, что приведет к успешному решению учебно-познавательных задач.
Не менее важно направить внимание учителей на правила игры в процессе подготовки к ее проведению. Прежде всего требуется обеспечить участников игры дидактическим материалом и необходимым оборудованием. В дидактическое обеспечение входят информационные материалы о социально-экономическом развитии Республики, рисунки, различные кроссворды, документальные фильмы, видеоролики, иллюстрации, мултимедийные средства.
Использование дидактических средств должно быть направлено на:
формирование навыков общения;
создание условий для сотрудничества.
Для создания ситуаций общения можно использовать определенные педагогические формы, которые помогут организовать процесс формирования навыков общения в определенной последовательности:
изложение (высказывание) появляющихся мыслей;
управление деятельностью партнеров в процессе общения;
создание условий для начала и развертывания диалога;
обучение навыкам использования средств речи в соответствии с ситуацией общения;
обеспечение устойчивой мотивации к общению;
создание возможности для самостоятельного решения проблемных задач.
Важное педагогическое значение в организации и проведении деловых игр приобретает целостная системная технология. Её компоненты: а) дидактическое обеспечение процесса формирования у учащихся навыков дружеского общения и умений вступать в совместную деятельность; б) использование дифференцированных игр, ориентированных на разные формы общения; в) организация и педагогическая поддержка учителем дружественных отношений между учащимися, создание благоприятной атмосферы для сотрудничества.
В качестве примера можно представить здесь технологии деловой игры на тему «Что ты знаешь об этом?», проведенной в ходе экспериментальной работы. При проведении игры мы стремились эффективно использовать дидактические материалы, содержащие сведения о социально-экономическом развитии нашей страны.
Порядок и структура проведения игры были следующими:
Формирование команд учащихся для выполнения заданий.
Комментарии пояснения к содержанию деятельности, выполняемой участниками.
Информация о задании, выполненном первым учеником и внесение дополнений с указанием на недочеты.
Сведения об использовании необходимых материалов для второго ученика.
Инструктирование действий при обмене участников «ролями» (функциями).
Содержание игры состоит из двух частей, которые зафиксированы на листе бумаги. Поясним, как оформляется задание. В процессе игры участники обмениваются информацией, которая записана на листах. По условиям игры участники вступают в общение (диалог) с помощью вопросов и ответов. На этом этапе содержание игры раскрывается в трёх направлениях:
В первом ряду «Сущность изобретения (открытия)»;
Во втором ряду «Время реализации открытия»;
В третьем ряду «Ученый изобретатель».
Эти направления должны быть связаны по содержанию. К каждому из них подбирается информация. Но во втором и третьем случае она совсем краткая. Получается, что кто-то из членов команды не владеет всей той информацией, которой владеет товарищ по команде. С этой целью в процессе игры члены команды должны обменяться информацией, и таким образом они вовлекаются в общение.
В описываемой нами игре детям был задан вопрос: Когда в первые появилось книгопечатание? Один из учеников ответил: Начиная с 1445 года.
Кто был основателем книгопечатания? Второй член команды сказал: «И.Гутенберг».
После этого учащиеся поменялись ролями: ответивший ученик стал задавать вопросы, а учащийся, задававший вопросы, должен был отвечать на них.
Проведенная игра способствовала расширению кругозора учащихся; отвечая на вопросы, они вступали в деловое общение, обсуждая информацию, согласовывали свои ответы, переживали за товарищей, поддерживали их. Игра имеет и дидактическую ценность: учащиеся овладевали навыками диалогической речи, вместе обдумывали факты и искали ответы на вопросы, работали в группе, приобретая умения совместного решения проблемных вопросов.
Игры, направленные на усвоение понятий о социально-экономическом развитии нашего государства, развивают мировоззрение учащихся, обогащают их социально экономическими знаниями.
В ходе игры участники пополняют свои знания социально-экономического характера, получают информацию об истории и культуре Узбекистана, обмениваются мыслями, усваивают опыт совместной деятельности, собирают сведения об известных людях своей страны и своей будущей профессии, строят прогнозы относительно своего будущего.
Кроме того, у учащихся вырабатываются навыки самооценки и самоконтроля, укрепляются личностные качества взаимодействия, взаимоподдержки.
Игра способствует межличностному общению, быстрому установлению атмосферы взаимопонимания.
Деловая игра строится на имитации процесса общения реальным деловым отношениям. Каждый из участников игры усваивает определенную часть информации и, в свою очередь, сообщает ее другим. Благодаря игре между учащимися устанавливаются дружеские отношения, доверие друг другу, и в результате создается благоприятная обстановка сотрудничества.
Литература:
Газман О.С. Проблема формирования личности школьника в игре: Межвуз. сб. науч. тр. “Педагогика и психология игры” – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ин-т, 1985. – С. 14 – 27.
Гаськова Н.В. Специфика групповой работы в условиях дифференцированного обучения: Дис. канд. пед. наук. – М., 1995. – 143 с.
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений – лицеях: Дис. канд. пед. наук. – Казань, 1996. – 167 с.
Ефимов В.М., Пельман Г.Л., Чахоян В.А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 184 с.
Жадан Е.А. Социально-игровая контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 1997. – 208 с.