Управление текущими затратами организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Холодов, П. П. Управление текущими затратами организации / П. П. Холодов, Г. И. Зяблицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 220-223. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5625/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье обоснована насущная необходимость разработки концепции управления текущими затратами фирмы, как важной составной части общей политики менеджмента в организации. Приведен обзор основных методов планирования, систем учета и управления затратами. Дан краткий анализ текущей ситуации по вопросу организации управленческого учета в России.

Ключевые слова: управление затратами, методы управления, планирование затрат.

In the article the urgent need to develop the concept of controlling the current cost of the company, as an important part of the overall policy management in the organization. Provides an overview of planning, accounting and cost management. A brief analysis of the current situation on the organization of management accounting in Russia.

Keywords: cost management, governance, cost planning.


Среди всех направлений менеджмента в качестве основного часто выделяют управление финансами. Однако, не менее важным является управление затратами, так как на их долю приходится 80 – 85 % оптовых цен предприятия, а 15 -20 % её стоимости приходится на прибыль.

В современных условиях улучшение финансового состояния хозяйствующего субъекта невозможно без рационального использования имеющихся ресурсов, без снижения себестоимости продукции. С переходом на рыночные отношения роль себестоимости как экономической категории существенно повысилась, так как от ее величины зависят конкурентоспособность и величина получаемой прибыли организации. С ростом конкуренции усиливается влияние фактора затрат на возможность сохранения и укрепления конкурентных позиций организации, что в значительной степени определяется эффективностью управления текущими затратами.

Среди множества задач, решаемых в процессе управления затратами, основными остаются: определение и регулирование базы цен; эффективности производства предприятия; планирование перспективы развития предприятия; обеспечение режима экономии и увеличение прибыли путем учета, анализа и контроля затрат; анализ инвестиционной привлекательности предприятий; анализ эффективности инвестиций.

Современная система управления затратами должна содержать научно-нормативную, информационную базу, организационную структуру и кадры. Формирование данных элементов определяет успехи в управление затратами. Научный подход к методологии исследования в качестве важнейшего принципа классификации предполагает принцип значимости факторов, разделение их по однородности.

В настоящее время предпринимаются различные попытки использования разработок отечественной и зарубежной науки в области управления, основной задачей которого является управление текущими затратами (рис. 1).


Врезка1Врезка3Врезка2


Врезка5Врезка4

Маржиналь-
ный анализ

Врезка7Врезка6

Врезка8



Врезка9



Врезка10


Врезка11

Врезка12



Врезка13Врезка14




Врезка15




Рис.1 Схема интегрированного управления текущими затратами


Текущие затраты названы таковыми по отношению к производственному процессу и они связаны с переносом в процессе производства стоимости ресурсов на готовую продукцию, они формируют себестоимость продукции и служат ориентиром для ценообразования, участвуют в качестве важнейшей составляющей при расчете прибыли предприятия. Главная цель управления текущими затратами - их оптимизация и наибольшая отдача в виде превышения доходов над расходами.

Для успешной организации управленческого учета, в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат.

Наиболее часто используются следующие системы учета затрат:

1. Абзорпшен-костинг (Absorption costing);

2. Система ABC (Activity Based Costing);

3. Директ-костинг (Direct – Costing – Sistem).

1. Система абзорпшен-костинг предназначена для исчисления полных затрат. Она предполагает распределение всех затрат между реализованной продукцией и остатками продукции. При этом расходы подразделяются в зависимости от их функциональной роли на: производственные, реализованные и административные.

Метод абзорпшен-костинг имеет преимущество по сравнению с другими методами, позволяет подробно анализировать накладные расходы, что имеет большое значение для управленческого учета.

2. Метод ABC дает возможность более точно определить затраты на неиспользуемые мощности для периодического их списания на счет прибылей и убытков. Стоимость единицы продукции, оцененная с помощью данного метода, является наилучшей финансовой оценкой потребленных ресурсов, так как учитывает сложные альтернативные способы определения связей между продукцией и использованием ресурсов.

Метод ABC позволяет косвенным образом оценить уровень производительности труда: отклонение от количества потребленных ресурсов, а следовательно, от выпуска или сравнения фактического уровня распределения затрат с тем объемом, который мог бы быть возможным при реальном обеспечении ресурсами.

Метод ABC не только доставляет новую информацию о затратах, но и генерируют ряд показателей нефинансового характера, в основном измерителей объема производства и определение производственных мощностей предприятия.

В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции.

3. При системе директ-костинг определяется ограниченная себестоимость, включающая в себя только сумму переменных затрат. Этот показатель сравнивается с выручкой за период и определяется маржинальный доход за отчетный период (брутто прибыль, сумма покрытия). Нетто-прибыль предприятия представляет собой разницу между полученной величиной и суммой постоянных затрат, которые не распределяются между изделиями, а списываются общей суммой на финансовые результаты отчетного периода (одноступенчатый учет сумм покрытия).

Методы планирования, учета и управления затратами в целом во многом зависят от используемых при производстве продукции (работ, услуг) технологических процессов и организации производства. В каждой организации (предприятии) имеются свои специфические особенности организации технологических и производственных процессов. Составляющие элементы производственных циклов и их продолжительность также различна. Но есть общие признаки, по которым можно унифицировать планирование и управленческий учет затрат в организациях (предприятиях). Эти особенности позволили создать четыре метода учета и планирования затрат, которые традиционно используются российскими предприятиями:

- попроцессный (простой);

- позаказный;

- попередельный;

- нормативный.

Рассмотрим особенности управления затратами при каждом из обозначенных методов.

Производственные особенности для использования попроцессного метода:

- однородная продукция (например, цементное производство, кирпичное производство и т.п.);

- массовое или серийное производство с ограниченной номенклатурной (например, пошив мужских рубашек).

Попроцессный метод управления затратами считается наиболее простым и выбирается там, где единичная или небольшая номенклатура продукции. Производственный цикл на этих предприятиях короткий, поэтому незавершенное производство либо отсутствует, либо затраты в него вложенные не существенны и не оказывают влияния на конечные финансовые результаты.

Производство некоторых видов строительных материалов (кирпич, цемент) производство хлебобулочных изделий, производство пива и безалкогольных напитков и т.п. – это типы производств, где целесообразен попроцессный метод управления затратами.

Позаказный метод управления затратами более сложен. Его применение целесообразно в тех случаях, когда номенклатура выпускаемой продукции, работ или услуг значительно отличается по трудоемкости изготовления, по расходу материалов и по их стоимости, следовательно нужна дифференциация затрат по изделиям, работам, услугам. В этом случае объектом планирования, калькулирования и учета затрат становится номенклатурная единица производственной программы.

Следовательно, позаказный метод заключается в том, что и основные, и накладные затраты начисляются относительно каждого вида продукции (работы, услуги).

Таким образом, способы классификации затрат при позаказном методе учета затрат ориентированы на решение задач калькулирования продукции (работ, услуг).

Когда сырье превращается в готовую продукцию последовательно, полуфабрикаты поступают в дальнейшую переработку (передел), часть их может передаваться на сторону – используют попередельный метод. Данный метод используется для групп предприятий, входящих в единый комплекс (холдинг, ассоциация, финансово-промышленная группа) или любое крупное предприятие, объединяющее технологически разные производства, которые называются переделами.

Цель попередельного метода, как и предыдущих, состоит в том, чтобы установить издержки производства и расчетные цены на продукцию. Следовательно на конечный продукт должны быть отнесены затраты по всем его переделам.

В производственных переделах управление затратами также зависит от особенностей технологии и выпускаемой продукции. На попередельных производствах возможно сочетание различных методов управления затратами.

Перечисленные методы управления затратами являются традиционными и наиболее часто употребляемыми. Реже, ввиду его большей сложности, используется нормативный метод управления затратами. Данная система включает разработку стандартов (норм) на затраты труда, материалов, накладных расходов и на их основе составления стандартных калькуляций. Фактические затраты сравниваются с нормами и выявляются отклонения от норм.

Анализ отклонений позволяет принимать обоснованные управленческие решения, оптимизировать производственные процессы. Для применения нормативного метода используются традиционные группировки затрат, организационные документы и методики расчета затрат. Принципиальное отличие этого метода состоит в том, что необходима организация учета затрат по отклонениям от норм расходования материально-энергетических и трудовых затрат. Эффективность применения нормативного метода обусловлена четкой организацией материально-технического снабжения, слаженной работой по нормированию затрат, четкой организации производственных процессов, без отклонений в технологии, без сбоев, простоев, отклонений от нормальных условий труда по внутренним и внешним причинам.

Управление затратами – это непрерывный процесс их учета, анализа, планирования, контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию и снижение затрат.

Организации, придающие значение эффективному управлению затратами и умеющие методически грамотно организовать эту работу имеют большие преимущества в сфере бизнеса:

во-первых, их продукция более конкурентоспособна за счет более низких издержек и, следовательно, цен;

во-вторых, они имеют качественную, своевременную и реальную информацию о себестоимости отдельных видов продукции. Данное обстоятельство обеспечивает маневренность и гибкость при ведении бизнеса и обеспечивает защиту от конкурентов;

в-третьих, знание структуры издержек создает возможность гибкого ценообразования;

в-четвертых, организация имеет достоверную информацию для анализа и составления планов;

в-пятых, организация имеет возможность оценить вклад каждого подразделения в общий финансовый результат;

в-шестых, что очень важно, решения, принимаемые организацией, как оперативного, так и долгосрочного порядка, более обоснованы, в них заключена меньшая доля риска. Организация более устойчива и жизнеспособна.

На российских предприятиях управленческий учет еще не нашел широкого распространения. Этот вид учета является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятия выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, пользуясь данными управленческого учета, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Оценить по достоинству аналитические возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. По оценкам специалистов, в экономически развитых странах фирмы и компании 90 % рабочего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета тратят на постановку и ведение управленческого учета и только 10 % -на финансовую бухгалтерию или счетоводство. В отечественных предприятиях это соотношение выглядит с точностью наоборот.

Для положительного изменения такого соотношения в сторону управленческого учета на отечественных предприятиях необходимы как заинтересованность руководителей и специалистов предприятий, так и организационные предпосылки и условия функционирования управленческого учета.


Литература:
  1. Друри К. Учет затрат методом «стандарт-кост». – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

  2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учеб. пособие – М.: Остожье, 1999.
  3. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А. Организация управленческого учета по системе “директ-костинг”. // Аудит и финансовый анализ, 2001, №2
  4. Костромина Д.В. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центров финансовой ответственности. // Финансовый менеджмент, 2004, №4

  5. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». – М.: Финансы и статистика, 1993.

  6. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии. // Финансовый менеджмент, 2003, №3

  7. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1994.

  8. Управленческий учет. Учеб. пособие // Под . ред. А.Д. Шеремета. Изд. второе, исправленное. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

  9. www.management.com.ua/finance/fin036.html - электронный ресурс
Основные термины (генерируются автоматически): затрата, управленческий учет, ABC, управление затратами, метод управления, готовая продукция, нормативный метод, отчетный период, планирование затрат, четкая организация.


Похожие статьи

Проблемы планирования на предприятии

В статье рассмотрено текущее состояние планирования на предприятии. Дано классическое структурное определение планирования. Рассмотрена система планирования на предприятии в российских организациях. Выявлены существующие проблемы планирования на пред...

Система управления затратами на предприятии

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления затратами на предприятии. Уделено внимание организационным вопросам внедрения системы управленческого учета на предприятии. Уточнены особенности управления затратами на предприятии, выделены эт...

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Методические основы формирования системы стратегического управления человеческими ресурсами

В статье раскрыто понятие стратегического управления человеческими ресурсами, рассмотрены его основные этапы, цели и задачи. Изучены основные методы стратегического управления человеческими ресурсами и проблемы, для решения которых они применяются.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Модели формирования эффективной системы управления промышленным предприятием

В статье раскрыто понятие, стратегическое управление, рассмотрены основные его цели, задачи. Исследование системы управления организацией представлено с использованием экономических моделей управления.

Финансовое планирование как важнейшая функция управления предприятием

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы финансового планирования как основного элемента управления финансами в условиях современной экономики. Определены значение и преимущества планирования в работе организации. Отражены основные функции ф...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Похожие статьи

Проблемы планирования на предприятии

В статье рассмотрено текущее состояние планирования на предприятии. Дано классическое структурное определение планирования. Рассмотрена система планирования на предприятии в российских организациях. Выявлены существующие проблемы планирования на пред...

Система управления затратами на предприятии

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления затратами на предприятии. Уделено внимание организационным вопросам внедрения системы управленческого учета на предприятии. Уточнены особенности управления затратами на предприятии, выделены эт...

Новые тенденции в развитии системы управления

В статье рассмотрены основные инструменты и стили управления, которыми пользуются современные менеджеры и предприниматели России. С помощью исследования проведена оценка эффективности отдельных инструментов системы управления. В заключение автором вы...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

К вопросу о преимуществах интегрированного управленческого учета

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения современных моделей управленческого учета, позволяющих повышать оперативность и эффективность принятия управленческих решений. Авторами предложено перспективное направление развития учета и формирова...

Методические основы формирования системы стратегического управления человеческими ресурсами

В статье раскрыто понятие стратегического управления человеческими ресурсами, рассмотрены его основные этапы, цели и задачи. Изучены основные методы стратегического управления человеческими ресурсами и проблемы, для решения которых они применяются.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Модели формирования эффективной системы управления промышленным предприятием

В статье раскрыто понятие, стратегическое управление, рассмотрены основные его цели, задачи. Исследование системы управления организацией представлено с использованием экономических моделей управления.

Финансовое планирование как важнейшая функция управления предприятием

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы финансового планирования как основного элемента управления финансами в условиях современной экономики. Определены значение и преимущества планирования в работе организации. Отражены основные функции ф...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Задать вопрос